И правосудие свершилось, и мир стал гармоничнее

Книга, увлекательная, захватывающая, чтение, читательница, женщина, невозможно оторваться, мегареализм и сказка, роман "Прецедент", рецензия

 

Отзыв участвует в конкурсе рецензий на роман «Прецедент».

Об авторе: Вожак Виктория Александровна.


 

Всегда, когда ты берёшь какое-либо произведение в руки, перед прочтением обязательно формируются предвкушение, предположения, догадки.

Удовольствие, испытанное от прочтения романа «Прецедент», превзошло все ожидания. Казалось бы, как можно удивить человека, насытившегося тем большим количеством литературы, которая в наше время предлагается потребителю? А вот так: взять и создать мегареалистичную сказку для всех поколений!

В чём мегареализм? А в том, что эта книга о тебе, обо мне, о твоём соседе и о людях, которые ходят среди нас. Простые, сложные, бедные, богатые, обездоленные или же счастливые. Но все они среди нас. Эти герои, злодеи, персонажи настолько близки, что кажется, вот сейчас ты выйдешь на улицу и обязательно увидишь, как Руслан прогуливается с Анной под ручку в парке, как по дороге проносится машина прокурора Голутвина. Возвращаешься в квартиру, а по телевизору симпатичная девушка Анастасия вещает о нынешней сложившейся ситуации.

Все герои разносторонние и разномастные. Авторы дают почувствовать своих персонажей, понять их и, самое главное, сопереживать им. У каждого есть свои мысли, заморочки, таланты, слабости. Кажется, что здесь нет второстепенных героев, настолько полноценно всё вписываются в происходящее.

В то же время реалистичность переплетается со сказкой. Не потому, что сюжет предполагается фантастическим, а благодаря манере повествования. Весь текст, каждая строка пропитана сказочностью и мистикой. Все герои верят в чудо — и чудо случается. Даже само название книги несёт в себе немножко нереальности, так как в России существует само слово «прецедент», но в качестве понятия оно рассматривается больше как что-то недействительное и исключительное.

Нельзя не упомянуть здесь самый большой намёк на сказку: дядю с подарком, который напрямую перекликается с тётей в сказке про Золушку и в то же время даёт указание на следующие части повествования.

Жизнерадостность персонажей непроизвольно подзаряжает читателя верой в хорошее. В первой книге трилогии «Хозяева мира» практически не раскрывается мистический сюжет, но мистика витает в воздухе. Книга пропитана оптимизмом, авторы так и хотят нам сказать: «Не всё потеряно!»

Очень радуют конкретика и логика всего написанного. Изначально возникает чувство, что каждое слово находится на своём месте. Здесь нет длиннющих описаний природы, нет растягивающих текст диалогов. Нет долгих передач характеров и обрисовки типажей. Описание героев и их чувств происходит через ситуации, возникавшие в личном опыте действующего лица. Авторы чётко улавливают не характер каждого персонажа в отдельности, а обозначают неброскими штрихами именно менталитет нескольких наций.

Юмор и остроумие присутствуют именно в тех местах, где он должен быть. Роман написан в лёгкой и ненавязчивой форме и в то же время поражает своей проникновенностью и атмосферностью. Содержание является динамичным и особо активным. Чувство присутствия и напряжённости не отпускает до последней строчки.

Очень долго можно было бы говорить о сюжете: теория заговора всегда была и будет актуальной темой, дающей пищу для размышления. Но есть ли смысл в этом? Как по мне, пересказывать сюжет — лишнее. Каждый читатель должен сам узнать о содержании, лично прочитав книгу. Ведь намного интереснее узнавать всё по ходу дела и для себя решать, кто друг, а кто враг. Можно лишь сказать, что в романе хватает остроты, энергичности, решительных мер и боевых действий. А ещё шпионажа, предателей и неординарных ситуаций. Любви, преступлений, наказаний, бюрократизма, философии, мук выбора.

Несостыковок и дырок в сюжете не наблюдается. Скорее всего, потому, что авторы хорошо осведомлены в описанных темах и кропотливо прорабатывали предмет. А возможно, ты так вливаешься в книгу, что и неохота искать недочёты! (Неохота даже тому, кто привык этим заниматься.)

Осторожно: вызывает зависимость! После полного прочтения возникает жажда продолжения! С первых страниц роман «Прецедент» завлекает настолько, что невозможно остановиться, пока не узнаешь, что же там в конце главы. А дочитав главу, ты не можешь просто закрыть книгу: возникает желание узнать, что происходит в следующей. Но, начав читать новую главу, ты понимаешь, что придётся читать ещё одну, настолько авторы удивительно завлекают читателя, привнося все новые и новые факты в сюжет.

Книга написана в необычной манере. Здесь нет чувства линии сюжета, нет ощущения «что же будет дальше?» Но это ни капельки не делает её неинтересной или нудной — совсем наоборот. Ты чувствуешь, как будто всё идёт своим чередом. Возникает понимание, что незачем торопиться: сюжет не зависит от того, будешь ли ты читать быстрее, вникать в каждого персонажа, додумывать интригу, искать главного героя и выстраивать его логику. Это делает произведение более реалистичным. Как будто ты не читаешь написанный роман, а наблюдаешь за происходящим в жизни. Всё происходит неспешно, неторопливо. Формируется впечатление, что даже если ты не будешь продолжать читать, то всё случится и без твоего участия. Верх реализма!

Рекомендуется людям, которые давно не испытывали к книгам чувства полного погружения. Можно читать в метро, на лекциях по философии, в ванной и даже на рок-концерте. Уверяю: ничто не сможет отвлечь от прочтения. Не рекомендуется читать при бессоннице и перед сном: пока не узнаешь, что же там дальше, не сможешь уснуть.

На мой взгляд, хоть книга и носит название «Прецедент», но сама является беспрецедентной, оригинальной и неповторимой.

 

© Виктория Вожак

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. П. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Помощь писателям

Олег Чувакин. Прозаик. Редактор. Литературный обработчик. Вдохновитель

Не стесняйтесь правды жизни. Не беритесь за книгу в одиночку. Бородатый прозаик выправит, перепишет, допишет, сочинит за вас рассказ, сказку, повесть, роман. Удивите читателей волшебными образами и великолепным стилем. Хотите всё сделать сами? Олег научит, Олег покажет, Олег вдохновит!
Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям:
Пистолет, оружие, роман с острым сюжетом, иллюстрация
Памятка пишущему

Садишься за письменный стол с намерением сочинять? Намерение похвальное! Писать книги — верная дорога к богатству и славе.

Чернила, перьевая ручка, труд писателя, рукопись
Легко ли писать книги?

Писать книги. Легко ли это? Сел за стол, открыл ноутбук, набарабанил сколько-то тысяч знаков — рассказ готов, опубликовать его! Так можно? Нет. Но все думают, что можно.

Чудо, ангел, город, фантастика, начинающий писатель, автор, советы, стиль, красота
Мои советы начинающим писателям

Полезные советы начинающим писателям. Как приучить себя к систематическому литературному труду и добиться красоты слога. Как перестать мучиться и начать творить.

Зима, снег, девушка, мечты, вечность, бессмертие, история о музыканте
Как научиться писать свои истории

Научиться писать свои истории несложно. Усаживаетесь в кресло, заносите пальчики над клавиатурой… Уже слышали такие советы? Над вами подшутили! Есть правила, без которых историю не написать.

Дорога, облака, шторм, фантазия, машина, темп повествования, проза, фантастика
Темп повествования в прозе

Неверно заданный темп повествования приведёт к ямам в композиции, ломаному ритму и в итоге к полному авторскому провалу. Литературное произведение не состоится.

Олег Чувакин
Он любит летний лес, зимние сугробы, медленное чтение и сочинение рассказов. Научитесь создавать прекрасные литературные тексты вместе с ним!

2 комментария:

  1. Сказка — ложь, да в ней намёк…

Отзовитесь!

E-mail не публикуется. Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.