Живу фантазиями я! Так мог бы сказать любой пациент палаты Т, придуманной Альфредом Бестером, автором рассказа «Феномен исчезновения».
Жить воображением для героев «Феномена исчезновения» — не фигура речи и не сюжет байки на ночь.
У Антона Чехова в «Палате номер шесть» выведен доктор Рагин, любящий чтение, в том числе философское и историческое, и находящий в чтении книг то счастье, какового нет в мерзкой жизни. Читает он медленно, под водочку да солёные огурчики. Кончает этот доктор, разумеется, скверно. Видимо, на счастливую жизнь фантазии не хватает. Оно и немудрено: доктор верит, что всё хорошее имеет в первоисточнике гадость. Всё-таки не зря Чехова обозвали в ресторане пессимистом!
Иначе живут обитатели палаты Т, придуманной американцем Альфредом Бестером. Их действительно окружает гадость в виде нескончаемой мировой войны и безмозглых военных чинов, планомерно уничтожающих планету, но они находят способ противодействовать всему сумасшедшему миру. Стены палаты им не помеха!
Альфред Бестер (Alfred Bester, 1913—1987) — американский фантаст, автор нескольких романов и нескольких десятков рассказов, публицист и редактор, посмертный обладатель титула «Великий мастер», присвоенного ему Американской ассоциацией писателей-фантастов в 1987 году.
Первый перевод на русский язык рассказа «Феномен исчезновения» (1953) вышел в 1967 году (автор перевода Ю. Абызов) в томе десятом советской библиотеки современной фантастики. Полное название тома: антология фантастических рассказов английских и американских писателей (М.: Молодая гвардия, 1967).
В «Феномене исчезновения» ядовито высмеиваются вояки в лице генерала Карпентера, ведущего Войну за Американскую Мечту и за Дух Цивилизации.
— Наша Мечта, — сказал генерал Карпентер на завтраке, данном Держателями Контрольных Пакетов на Уолл-стрите, — не уступает мечте прославленных афинских греков и благородных римских… э-э… римлян.
Высмеивается и сама выхолощенная Мечта: пока одни за неё воюют, погружая в ад человечество, другие, обитатели секретной палаты Т, из мира войны исчезают. Потом появляются в палате, но лишь для того, чтобы исчезнуть снова. И поймать их нельзя!
Двадцать тысяч водородных бомб генералы взорвали на Земле, и оставшаяся жизнь спряталась в планетные глубины. В марте 2112 года судьбу Войны за Мечту специалисты пытаются решить в палате Т, расположенной в военном госпитале.
Общественное мнение склонилось к тому, что это палата для призраков.
Пульс у обитателей палаты вроде бы слабый, а дыхание едва ощущается. Они не принимают пищу, но и не думают умирать с голоду. Они то пропадают куда-то, невзирая на замки, запоры и толстые стены, то опять появляются на своих кроватях. Военная медицина не знает, как поступать с такими пациентами. Тридцать семь экспертов, специалистов по самым разным наукам и паранаукам, в отчаянии: секрет исчезновения людей из палаты им не по зубам.
И только один специалист, историк, заточенный в тюрьму за возражение против Войны за Американскую Мечту, учёный, чуждый отупляющей военной среды и потому сохранивший живость ума, догадывается о причинах происходящего. Точнее, об одной-единственной причине.
Это не телепортация. И не перемещение во времени. «Призраки» — тоже не подходящее для пациентов палаты понятие.
Для историка путешествия обитателей палаты загадки не составляют.
В самом деле, какие перемещения во времени, какая телепортация? Ведь тех событий, которые описывали пациенты, не могло быть в принципе!
Леди Биконсфильд и Бенджамин Дизраэли не ездили на роллс-ройсе, да и не существовало в их время роллс-ройсов. Бен-Гур никогда не встречался с Юлием Цезарем и Брутом. Человек по имени Бен-Гур и в Риме-то не бывал. Вдобавок Бен-Гур — литературная выдумка. Генерал Карпентер этого, конечно, не знал.
Путь в воображение — вот что может спасти человечество от полного уничтожения военной машиной.
Живу фантазиями я! Так мог бы воскликнуть любой из персонажей рассказа Альфреда Бестера.
Обитатели палаты Т — единственные люди на Земле, который ведут полноценный образ жизни, абсолютно отстранившись от войны и её кошмаров.
Все они живут воображением.
Одна из призрачных пациенток играет роль роковой женщины в Риме, но предпочитает делить ложе не с Марком Антонием, а с Бен-Гуром. Другой обитатель палаты Т ставит в прошлом деньги на боксёров, зная, кто победит на ринге, а добытое состояние вкладывает в стартовавший бизнес Генри Форда, — и сего азартного человека не смущает, что успех на ринге Рокки Марчиано и автомобильную активность Форда разделяет добрая половина века.
«Призраки» путешествуют по придуманным им, причудливо перешанным эпохам. Жить воображением — вот та способность пациентов, над раскрытием которой тщетно бились лучшие эксперты Америки.
Люди из палаты Т научились превращать мечту в реальность в полном смысле слова. Им не требуется та Мечта, за которую воюет, убивая миллионы людей, чудовищный генерал. У них есть мечта настоящая!
И проложить туда путь для человечества может… кто?
Конечно, не генерал. Не военный. Не политик.
Сделать это способен поэт.
«Поэт уже наполовину живёт в мечте», — объясняет генералу словоохотливый историк, а сам желчно смеётся.
Беда у генерала впереди.
Если последнего историка ещё удалось отыскать в тюрьме, то поэта в 2112 году найти уже невозможно.
© Олег Чувакин, 3 апреля 2018