Только лишь тишь. Почему рассказ не попал на конкурс

Писатель, книги, читатель

 

Почему поданные на конкурс рассказы отклоняются? Не имея возможности объяснить причину каждому обиженному автору, организатор даёт ответ всем отвергнутым разом.

Конкурс «История любви» осеннего сезона приближается к финальному этапу. Организатор поясняет, почему сочинения многих авторов не попали на конкурсную площадку.

Основных причин отклонения три: 1) рассказ был ранее опубликован; 2) критическое несоответствие заданному объёму; 3) низкая грамотность автора, канцелярщина вместо художественного стиля, незнание основ композиции.

Читать правила и следовать им давно уже не модно. Впрочем, как и создавать хорошую литературу. Зачем утруждаться? Отсюда большое число нарушителей по первому и второму пунктам.

Организатор и наблюдатели не рассматривают сочинения, где-либо опубликованные. Организатор и наблюдатели не рассматривают эссе, дневники, газетные статьи и заметки для соцсетей. Поэмы, озаглавленные «Проза» (был и такой случай, цитата ниже), тоже не рассматривают.

Только ножки видны,

Как дрыгаешь ими ты.

И вкуса губ,

Щёчки румяны,

Бровки домиком,

Плут твоё очарование,

Поцелуй лёгким движением манив…

Ламбрекен так сказочно висит.

Ни сказав ни слова оба,

Только лишь тишь…

Установленный объём конкурсных рассказов — от 8 до 19 тысяч знаков. Однако соискатели присылают изложения длиной чуть больше телеграммы. 2000 знаков, 1500 знаков, 1400 знаков… Кто меньше?

Подобную авторскую стратегию я называю «наудачу». «Отправлю что-нибудь, глядишь, повезёт!» Примерно так рассуждает сочинитель, который затрачивает на конкурс минимальное время. Минут пять или десять. Наляпать что-то и поскорее отправить — ведь ждут и другие конкурсы, куда тоже надо прорваться со своим творением. Игра зовёт! Читать правила, разумеется, некогда.

Позднее у обиженных авторов, на конкурс не попавших, возникают конспирологические идеи. Отвергнутыми авторами строятся гипотезы: мол, организатор коррупционер и мошенник, пускающий на состязание только тех, кто ему приплатит. Меценаты конкурса, стало быть, — банда его сообщников.

Подобные теоретические построения вполне годятся для утешения пострадавшего самолюбия автора и возвращения ему некоторого душевного равновесия. А потому, радуясь обретённому чужому счастью, я прощаю грех всем, кто измышлял и клеветал. Последним заниматься гораздо легче, нежели писать хорошие рассказы. В эпоху литРПГ, фэнтези, грошовых сериалов и телефонной суеты медленной литературе места не остаётся. Я это знаю.

Увы, нынешний конкурс отличается в худшую сторону от предыдущих состязаний. Я имею в виду качество поданных текстов. Большая часть присланных сочинений не заслуживает даже школьной тройки с минусом. Как за содержание, так и за грамотность. Была бы особая оценка за логику, многие владельцы клавиатур, считающие себя прозаиками, не добрались бы и до единицы.

Вот несколько безымянных цитат из отклонённых сочинений:

Он прищурил синие глаза, внимательно изучая как падающий свет лучше отображает детали, а затем вновь заглянул в видоискатель фотоаппарата, заведомо установленного на штативе.

 

Когда мне было 20 лет, меня отчислили из университета. Дело было в 4 часа утра.

 

Я сидел на лавочке в парке. Мой взгляд устремился к одной паре. Это были двое пожилых людей. Они сидели на соседней скамейки. Они выглядели так представительно,что это и помогло, обратить на них внимание. Возможно они вели беседу…

 

Лиза озвучивает вопрос, из-за которого из-за которого в её прошлом не единожды были скандалы, потому что сегодня — можно.

 

Осень шумела дождями и ветрами. В перерывах солнце помогало осени блистать чудесными красками. Иногда, особенно в штиль улавливался запах упавшей багряной, рубиновой, жёлтой листвы. — Это говорило: все падшие сейчас помогут новому подъёмы жизни следующей весной. Два летних предыдущих месяца ежедневного физического труда сделали бойцов студенческих строительных отрядов накаченными парнями.

 

Они учились на 4 курсе. Был первый месяц осени. Тёплая погода с прохладным ветерком позволяла быть каким-то романтичным. Шли как раз те дни, которые никогда не хочется, чтобы заканчивались. В данный промежуток времени…

 

Таксист жаловался на болезни, с которыми он засыпал и просыпался, и которые составляли суть его движений, мыслей и ощущений, и вообще, определяли то немногое, что имелось в его жизни: работа, семья, и поход в баню по выходным; на небольшую зарплату, и как бы соприкасающееся с этим, жалоба на отсутствие собственной машины…

А вот типичные ошибки передачи автором точки зрения. Особенно это бросается в глаза, когда речь идёт от 1-го лица.

«…я важно вхожу… Я всегда ищу его глазами и смотрю умилённо с нежностью, не как учитель или мать, а как влюблённая…»; «я величаво прохаживаюсь»; «Мой беглый взгляд определил…»

Привожу отрывки не с тем, чтобы похихикать, но с тем, чтобы авторы, допускающие подобные ляпы, усовершенствовались.

Создавать литературу сложно! (Я не про фэнтези и литРПГ.) Обладание клавиатурой и модемом не делает из человека писателя.

Плохо, когда учитель русского языка в школе сажает ошибки в грамотный текст ученика. Плохо, когда врач в больнице ставит ошибочный диагноз и убивает пациента. Плохо, когда каменщик строит дом, а тот даёт крен и покрывается трещинами.

И точно так же плохо, когда писатель не владеет письменной речью и не умеет читать.

 

© Олег Чувакин, 23 октября 2019

Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Только лишь тишь. Почему рассказ не попал на конкурс»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

Один отзыв

  1. Как-то грустно… после самолетов, столичных недосыпов, прозрачного неба сквозь облетевшие деревья, после Русского музея и залитых последним теплом Патриарших прудов… хочется искать пятно от пролитого Аннушкой масла, хочется постоять у дома в мрачноватом желтом свете фонаря, где Достоевский писал Карамазовых… хочется залезть на этот сайт и поискать новой литературы…
    Давайте просто чувствовать дальше. Но что ж так грустно.
    Мне жаль, что Вы вынуждены читать все подряд. Спасибо, что взяли это на себя.

Добавить комментарий для NB Отменить ответ

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.