Далеко от истины

Олег Чувакин, писатель, истина, далеко, мысль, выбор, нельзя выбрать

Кто ты: говорун или писатель? Выбери одно! Поставь галочку! Век стандартизации разносит людей по шаблонам, сгоняет в стаи социологических типов, оберегает от разнообразия трудной истины.

Picture of Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

Смерть истины случается каждое мгновение. Отказаться от поиска истины означает удалиться от неё, сбежать от неё — и покончить с ней. Подменить её информационным шумом, перекричать её, заглушить.

Истина далека. Познание истины есть труд длиною в жизнь.

Смерть истины. Далеко от Сократа

Недавно мне довелось прочитать на экране один вопрос.

Я не стал на него отвечать в том месте, где увидел его. Ибо не желал ни отдавать время спорам, ни становиться объектом классификации.

Три в одном: писатель, редактор, литобработчик
Олег Чувакин выправит, обработает, допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. 30 лет практики (с 1994). Олег разберёт ваши ошибки, промахи и недочёты, даст полезные советы и научит им следовать. Поднять слабый черновик до подлинно литературного уровня? Будет сделано!

Тот, кто задавал вопрос, искал, должно быть, шаблонов, на которые удобно было бы разнести условных говорунов и условных молчунов. Вопрошающий стремился простым путём вывести обобщённый социологический и заодно психологический тип и затем применить его к сообществам литераторов.

Ничего у него, конечно, не вышло.

Чего я боюсь больше всего на свете

Вопрос был вот каким. Я пересказываю его, не цитирую.

Вы привыкли в жизни говорить или писать? Оратор вы или писатель? Вы предпочитаете говорить перед людьми или молчать и выражать мысли письменно? Что для вас проще: рассказать вслух о том, чем хотите поделиться, или написать?

Шаблонного ответа нет и быть не может. Такой я или сякой? Я то такой, то сякой, то два в одном, то сам себя не узнаю.

Проще или сложнее? То так, то эдак, то парой беру.

Стремление ко всякому упрощению, к стандарту, к типизации уводит от истины и приводит к шаблону. К той штуке, возле которой думать уже не требуется.

Вот этого я боюсь больше всего на свете.

Здесь смерть истины.

Человек астрономического типа. Звёздный свет мысли

Есть люди, которых я только слушаю. Эти люди — проводники. Каждый такой человек открывает дорогу к звёздам. Люди этого большого типа, астрономического типа редки. Всякий раз, когда я вижу такого человека или только думаю о нём, я испытываю желание ему в пояс поклониться.

Author picture
Не спешите заказать редактуру. Не швыряйтесь деньгами. Сначала покажите свой рассказ или отрывок романа

Кому показать рассказ или роман? Писателю! Проверьте свой литературный талант. Закажите детальный разбор рукописи или её фрагмента.

Есть люди, с которыми я веду диалоги. Это искатели истины, люди сократического типа. Это не живые люди. Они — живые души. Они поселились в книгах.

Есть люди, возле которых я превращаюсь в молчуна. Их не слушаю и сам не говорю. Этим людям лучше бы смотреть телевизор.

В компании, большой ли, малой ли, ждущей от меня слов, я могу говорить. Долго и хорошо. Коротко и плохо тоже могу. Заранее не скажешь, как оно выйдет. Нет одинаковых слушателей, одинаковых аудиторий. Одна аудитория — толпа; другая дробится на личности.

Устной мысли я предпочитаю письменную: вычищенную, отшлифованную, уточнённую, выверенную. С правками, новыми правками и опять правками. Существуют ли чистовики? Я пишу и правлю тексты с прошлого века, однако на сей вопрос ответа не имею.

Письменное своё слово я ставлю выше устного. Я ведь не оратор; я прозаик.

Истина не рождается в споре. Истина не выбирается

Мне и в голову не пришло бы выбирать между тем долгим огнём, с которым я писал, к примеру, рассказ «Прикосновение» или рассказ «Страх», и какой-нибудь моментальной речью, одной из тех, которые я произносил перед аудиторией: профессорской, студенческой, библиотечной, школьной или компанейской, застольной.

Нельзя и представить, чтобы я покусился на подобное сравнение и подобный выбор между одним и другим. Начни я одно и другое сравнивать, начни я выбирать, я тем самым сказал бы: я не писатель.

© Олег Чувакин, 1 июня 2022
Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Далеко от истины»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

Отзовитесь!

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Сам себе редактор
Научитесь править свои тексты сами. За один урок
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!