Написать книгу своей жизни значит открыть дверь в большую литературу. Автобиографические рассказы и романы — литература, сила воздействия которой поистине велика.
Слово жизни. Как автобиографические книги воздействуют на читателя
Ничто так не занимает читателя, как реальная жизнь во всех её проявлениях, огнях и красках.
Думаете, я говорю о жизни богачей и телезвёзд? Ничуть не бывало. Жизнь неудачников более занимательна хотя бы потому, что подавляющее большинство людей в звёзды и миллионеры не вырвалось.
Читая о неудачниках, о трудном пути простых людей, мы видим и узнаём в них себя. Мы любим этих героев, проникаемся к ним состраданием. Мы находим в них единомышленников. Тех, кого нам не посчастливилось встретить за дверью.
Автобиографические книги — сильнодействующая литература. Читательское доверие к автору составляет сто процентов.
Люди, написавшие книги своей жизни
Автобиографическая проза характерна для прозаиков разных стран, эпох и взглядов.
Биографический материал присутствует в романе Сэмюэла Батлера «Путь всякой плоти» (по желанию автора текст опубликован посмертно).
На авторской биографии построены книги Джека Лондона «Мартин Иден» и «Джон Ячменное Зерно».
У. С. Моэм выводил свою жизнь в романе «Бремя страстей человеческих» и в рассказе «Санаторий».
Автобиографический материал использовал в своих книгах Ричард Олдингтон.
Повесть «Праздник, который всегда с тобой» Эрнеста Хемингуэя автобиографична.
Биографические черты проскальзывают в главном герое романа «Дар» Владимира Набокова.
Свою биографию брали в тексты произведений прозаики советской эпохи: Константин Воробьёв, Виктор Астафьев, Василий Белов, Владимир Солоухин, Николай Никонов, Виталий Сёмин, Александр Солженицын, Эдуард Лимонов.
Список, разумеется, далеко не исчерпывающий.
Пусть жизнь говорит!
Книги жизни создаются теми, кто готов что-то сказать миру. Кто сказать должен и умеет. Именно эти книги читаются и перечитываются.
Особенностью литературы правды является её говорение. Авторы личной литературной правды размышляли о том, что они могут и должны сказать людям. Принцип открытия себя есть решающее отличие подлинной литературы от бульварной, во главу угла ставящей так называемую заботу о читателе, читай: о целевой аудитории.
Мы верим в каждое слово Виталия Сёмина, автора повести «Ласточка-звёздочка», ибо автор ничего не выдумал. Мы читаем правду. Перед нами — повесть, книга пережитого. Мы берём роман Сёмина «Нагрудный знак Ost» — и снова читаем правду.
Мы любим предельно реалистичного, обнажённого героя Эдуарда Лимонова, его «я» из «Эдички», потому что он неудачник. Мы радуемся, когда его жизнь обретает контуры будущего в романе «История его слуги».
Автобиографическое может сквозить даже в фантастике. Клиффорд Саймак, один из отцов золотого века фантастики, сказал прямо: «Я люблю неудачников». Многие его герои, как и он сам, — выходцы из глубинки, люди, как будто потерявшие себя. Таков, к примеру, главный герой романа «Всякая плоть — трава».
Как написать книгу о своей жизни? С чего начать?
Написать произведение, построенное на собственной биографии, — лучший старт для автора прозы и лучшая тренировка. Литературные навыки выработаются на живом материале и потому быстро разовьются.
Итак, лучше всего начинать с автобиографического материала. Вот три причины, по которым писатель обращается к себе, любимому:
- собственная жизнь неповторима, а ведь писатель в первую очередь добивается оригинальности;
- автор знает свою жизнь в мельчайших подробностях: это даст ему необходимые детали;
- автору есть что сказать людям: у него богатый жизненный опыт, у него, быть может, сюжетов наберётся на собрание сочинений.
С чего же начать книгу жизни?
С чтения. Прочтите несколько десятков книг автобиографической прозы. Постарайтесь усвоить, какое содержание и каким образом прозаик заключает в определённую форму, к чему ведёт каждая сцена и чем разрешается.
Читая и анализируя, помните: неповторимую жизнь нужно ещё неповторимо передать в художественном слове. Наблюдайте за искусством стиля.
Написать свою жизнь, выразить её в слове так, чтобы она не просто увлекла читателей, а стала для них открытием, источником читательского (для кого-то и писательского) вдохновения, способен далеко не каждый. Здесь требуется талант. О таланте я уже сказал много.
Начните с рассказа. Возьмите сюжет из автобиографии
Не замахивайтесь сразу на крупную форму, на роман или повесть. Возьмите для начала небольшой сюжет. Вспомните жизненную конфликтную сцену. Вспомните, чем она разрешилась. Вернитесь и вспомните путь к конфликту. Так вы заполучите основу: от завязки до кульминации и развязки.
Запишите всё, что вы хотели бы видеть в рассказе.
Уберите в тексте лишнее — то, что вам кажется лишним: неуместным, фальшивым либо уводящим от основного сюжета.
Теперь наводите густоту. Вызывайте в памяти и выражайте в словах детали. Выверяйте реплики героев. Проверяйте факты — лезьте в энциклопедии, справочники, ищите в Интернете. На надейтесь на память: она нередко подводит.
Обогащайте повествование психологизмами. Если пишете от первого лица (самый простой вариант), психологизмы сводите исключительно к вашим личным переживаниям, размышлениям и оценкам. Суждения и философию остальных персонажей передавайте иным инструментом — диалогами.
Конечно, это упрощённый взгляд на создание литературного произведения о себе. Но даже с такой задачей справиться весьма и весьма нелегко.
Тренируйтесь. Тренируются спортсмены, музыканты, стрелки, лётчики, актёры. Писатели тоже тренируются.
За год или два вы наверняка напишете несколько неплохих автобиографических рассказов.
Олег Чувакин, вы писали автобиографические рассказы?
Да. Я научился художественно писать как раз на автобиографических рассказах.
«Кто украл рисунок», «В Москву!», «Опала», «Вторая премия», «Чёрные снежинки, лиловые волосы», «Вкус карамели», «Рассказ о любви», «Страх» — это рассказы 2002-2006 гг., построенные на автобиографии.
Автобиографическое есть даже в рассказах «Ноль целых семь десятых», «Мой милый Махлеев» (где главная героиня девушка) и «Радиус поражения». Моё биографическое проникло в совершенно фантастические тексты «Звонок из рая», «Подбрось до Олимпиады-80» и «Отпуск».
Моим личным до краёв наполнены рассказы «Прикосновение», «Ре, си, соль» и «Незваный гость».
Свою биографию я брал и в крупную форму.
Меня можно разглядеть в повестях «Сердце по имени Виктор» и «Мечта не может обмануть». Неужели я пил молоко с инопланетянином?
Жизнь неповторима. Сюжеты неистощимы. Мои герои стареют вместе со мной. Мы всё ближе к солнцам Вселенной.
Нет ярче повести на свете, чем повесть о настоящей жизни человека!