Написать книгу своей жизни. Как начать и окончить

Юноша, автобиография, книга жизни, написать, рассказ о себе

Написать книгу своей жизни значит открыть дверь в большую литературу. Автобиографические рассказы и романы — произведения, сила воздействия которых поистине велика.

Picture of Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

Слово жизни. Как автобиографические книги воздействуют на читателя

Ничто так не занимает читателя, как реальная жизнь во всех её проявлениях, огнях и красках.

Думаете, я говорю о жизни богачей и телезвёзд? Ничуть не бывало. Жизнь неудачников более занимательна хотя бы потому, что подавляющее большинство людей в звёзды и миллионеры не вырвалось.

Читая о неудачниках, о трудном пути простых людей, мы видим и узнаём в них себя. Мы любим этих героев, проникаемся к ним состраданием. Мы находим в них единомышленников. Тех, кого нам не посчастливилось встретить за дверью.

Автобиографические книги — сильнодействующая литература. Читательское доверие к автору составляет сто процентов.

Три в одном: писатель, редактор, литобработчик
Олег Чувакин выправит, обработает, допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. 30 лет практики (с 1994). Олег разберёт ваши ошибки, промахи и недочёты, даст полезные советы и научит им следовать. Поднять слабый черновик до подлинно литературного уровня? Будет сделано!

Люди, написавшие книги своей жизни

Автобиографическая проза характерна для прозаиков разных стран, эпох и взглядов.

Биографический материал присутствует в романе Сэмюэла Батлера «Путь всякой плоти» (по желанию автора текст опубликован посмертно).

На авторской биографии построены книги Джека Лондона «Мартин Иден» и «Джон Ячменное Зерно».

У. С. Моэм выводил свою жизнь в романе «Бремя страстей человеческих» и в рассказе «Санаторий».

Автобиографический материал использовал в своих книгах Ричард Олдингтон.

Повесть «Праздник, который всегда с тобой» Эрнеста Хемингуэя автобиографична.

Биографические черты проскальзывают в главном герое романа «Дар» Владимира Набокова.

Свою биографию брали в тексты произведений прозаики советской эпохи: Константин Воробьёв, Виктор Астафьев, Василий Белов, Владимир Солоухин, Николай Никонов, Виталий Сёмин, Александр Солженицын, Эдуард Лимонов.

Список, разумеется, далеко не исчерпывающий.

Пусть жизнь говорит!

Книги жизни создаются теми, кто готов что-то сказать миру. Кто сказать должен и умеет. Именно эти книги читаются и перечитываются.

Author picture
Не спешите заказать редактуру. Не швыряйтесь деньгами. Сначала покажите свой рассказ или отрывок романа

Кому показать рассказ или роман? Писателю! Проверьте свой литературный талант. Закажите детальный разбор рукописи или её фрагмента.

Особенностью литературы правды является её говорение. Авторы личной литературной правды размышляли о том, что они могут и должны сказать людям. Принцип открытия себя есть решающее отличие подлинной литературы от бульварной, во главу угла ставящей так называемую заботу о читателе, читай: о целевой аудитории.

Мы верим в каждое слово Виталия Сёмина, автора повести «Ласточка-звёздочка», ибо автор ничего не выдумал. Мы читаем правду. Перед нами — повесть, книга пережитого. Мы берём роман Сёмина «Нагрудный знак Ost» — и снова читаем правду.

Мы любим предельно реалистичного, обнажённого героя Эдуарда Лимонова, его «я» из «Эдички», потому что он неудачник. Мы радуемся, когда его жизнь обретает контуры будущего в романе «История его слуги».

Автобиографическое может сквозить даже в фантастике. Клиффорд Саймак, один из отцов золотого века фантастики, сказал прямо: «Я люблю неудачников». Многие его герои, как и он сам, — выходцы из глубинки, люди, как будто потерявшие себя. Таков, к примеру, главный герой романа «Всякая плоть — трава».

Как написать книгу о своей жизни? С чего начать?

Написать произведение, построенное на собственной биографии, — лучший старт для автора прозы и лучшая тренировка. Литературные навыки выработаются на живом материале и потому быстро разовьются.

Итак, лучше всего начинать с автобиографического материала. Вот три причины, по которым писатель обращается к себе, любимому:

  • собственная жизнь неповторима, а ведь писатель в первую очередь добивается оригинальности;
  • автор знает свою жизнь в мельчайших подробностях: это даст ему необходимые детали;
  • автору есть что сказать людям: у него богатый жизненный опыт, у него, быть может, сюжетов наберётся на собрание сочинений.

С чего же начать книгу жизни?

С чтения. Прочтите несколько десятков книг автобиографической прозы. Постарайтесь усвоить, какое содержание и каким образом прозаик заключает в определённую форму, к чему ведёт каждая сцена и чем разрешается.

Читая и анализируя, помните: неповторимую жизнь нужно ещё неповторимо передать в художественном слове. Наблюдайте за искусством стиля.

Написать свою жизнь, выразить её в слове так, чтобы она не просто увлекла читателей, а стала для них открытием, источником читательского (для кого-то и писательского) вдохновения, способен далеко не каждый. Здесь требуется талант. О таланте я уже сказал много.

Начните с рассказа. Возьмите сюжет из автобиографии

Не замахивайтесь сразу на крупную форму, на роман или повесть. Возьмите для начала небольшой сюжет. Вспомните жизненную конфликтную сцену. Вспомните, чем она разрешилась. Вернитесь и вспомните путь к конфликту. Так вы заполучите основу: от завязки до кульминации и развязки.

Запишите всё, что вы хотели бы видеть в рассказе.

Уберите в тексте лишнее — то, что вам кажется лишним: неуместным, фальшивым либо уводящим от основного сюжета.

Теперь наводите густоту. Вызывайте в памяти и выражайте в словах детали. Выверяйте реплики героев. Проверяйте факты — лезьте в энциклопедии, справочники, ищите в Интернете. На надейтесь на память: она нередко подводит.

Обогащайте повествование психологизмами. Если пишете от первого лица (самый простой вариант), психологизмы сводите исключительно к вашим личным переживаниям, размышлениям и оценкам. Суждения и философию остальных персонажей передавайте иным инструментом — диалогами.

Конечно, это упрощённый взгляд на создание литературного произведения о себе. Но даже с такой задачей справиться весьма и весьма нелегко.

Тренируйтесь. Тренируются спортсмены, музыканты, стрелки, лётчики, актёры. Писатели тоже тренируются.

Стать писателем за два часа?

Всего один урок. С вашим текстом. Вы и писатель. Больше никого. За 120 минут вы научитесь избавляться от типичных ошибок в сюжете, композиции и стиле. Закрепив полученные навыки, вы сможете обходиться без редактора.

За год или два вы наверняка напишете несколько неплохих автобиографических рассказов.

Олег Чувакин, вы писали автобиографические рассказы?

Да. Я научился художественно писать как раз на автобиографических рассказах.

«Кто украл рисунок», «В Москву!», «Опала», «Вторая премия», «Чёрные снежинки, лиловые волосы», «Вкус карамели», «Рассказ о любви», «Страх» — это рассказы 2002-2006 гг., построенные на автобиографии.

Автобиографическое есть даже в рассказах «Ноль целых семь десятых», «Мой милый Махлеев» (где главная героиня девушка) и «Радиус поражения». Моё биографическое проникло в совершенно фантастические тексты «Звонок из рая», «Подбрось до Олимпиады-80» и «Отпуск».

Моим личным до краёв наполнены рассказы «Прикосновение», «Ре, си, соль» и «Незваный гость».

Свою биографию я брал и в крупную форму.

Меня можно разглядеть в повестях «Сердце по имени Виктор» и «Мечта не может обмануть». Неужели я пил молоко с инопланетянином?

Жизнь неповторима. Сюжеты неистощимы. Мои герои стареют вместе со мной. Мы всё ближе к солнцам Вселенной.

© Олег Чувакин, 26 апреля 2023
Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Написать книгу своей жизни. Как начать и окончить»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

Один отзыв

Отзовитесь!

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Сам себе редактор
Научитесь править свои тексты сами. За один урок
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!