Писатели протянули руки. Вот-вот протянут ноги

Бабочка-лимонница, смерть литературы, голодные писатели, Олег Чувакин

Писатели земли русской хотят кушать. Ходят слухи, что писатели — такие же люди, как и все прочие: слесари, крестьяне, инженеры или водители. Вот только в водителях и слесарях нужда у общества есть, а в писателях — нет. И приходится иным поэтам и прозаикам идти к чиновникам и просить у них денег. Отщипните, мол, нам от бюджета, голодные мы.

Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

Профессию писателя — в классификатор! Разработать для писателей общественные премии! Дать им льготы!

Давайте-ка сопоставим два отрывка из репортажа на тюменском сайте Park72.ru, в котором рассказывается о встрече писателей с чиновниками.

Отрывок первый: «Депутат Тюменской областной думы, писатель Сергей Козлов заявил, что «скоро писателей будет больше, чем читателей, поэтому предпочитает быть читателем».

Отрывок второй: «Представитель движения «В защиту человека труда» Игорь Ураков предложил на совете при президенте по литературе и культуре поставить вопрос ребром — прописать профессию писателя в классификаторе профессий, разработать общественные премии и награды для писателей, а также дать пишущим льготы — такие же, как у госслужащих. «Думаю, что современный писатель должен чувствовать себя свободным человеком», — пояснил инициатор».

Из сопоставления отрывков становится ясно: если «разработать общественные премии и награды для писателей» да ещё «дать пишущим льготы — такие же, как у госслужащих», то российскому бюджету, как нынче говорят, не миновать «коллапса». Или, как минимум, «дефолта». По крайней мере, Пенсионный фонд можно точно закрыть. И Стабилизационный тоже. Все евро и доллары, которые оттуда ещё не успели вытянуть господа олигархи и кремлёвские друзья, пойдут на содержание писателей, которых в стране накопилось больше, чем читателей.

Три в одном: писатель, редактор, литобработчик
Олег Чувакин выправит, обработает, допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. 30 лет практики (с 1994). Олег разберёт ваши ошибки, промахи и недочёты, даст полезные советы и научит им следовать. Поднять слабый черновик до подлинно литературного уровня? Будет сделано!

Когда писателей больше, чем читателей

Кстати, сосчитать писателей в России не так уж и трудно, благо есть Интернет и процессор электронных таблиц в компьютере.

Сайт «Стихи.ру» — на 3 мая 2015 года (сегодня) — 629.263 авторов. Копируем это огромное число в табличную ячейку.

Сайт «Проза.ру» — на 3 мая 218.937 авторов.

Кстати, участники «Прозы.ру» на указанную дату опубликовали 4.996.944 произведения, а обитатели «Стихов.ру» («Стихиры», как тамошние поэты говорят любовно) — аж 29.081.946 произведений. Столько и через десять веков не прочтут.

На третьем месте по численности литературной фауны — раздел «Самиздат» в библиотеке Мошкова. Статистика тоже впечатляет: всего на «Самиздате» 92.849 авторов, создавших 1.163.991 произведение. Как в стихах, так и в прозе. Заносим число в ячейку.

В сети можно найти и порталы поменьше — вроде «Новой литературы» (1006 авторов), «Графоманам нет!» (число участников найти не удалось), «Crearn» (1950 обитателей) и др., среди которых есть как захиревшие сайты, так и пытающиеся самореанимироваться и даже продвинуться. Если мы назовём число в 10.000 «живых» участников этих ресурсов, то, наверное, ошибёмся не сильно.

Сосчитаем профессионалов с членскими билетами

Теперь переходим к так называемым профессионалам — господам, которые при случае могут вынуть «из широких штанин» член… пардон, корочки члена какого-нибудь СП. Эти самые члены, прописанные в писательских союзах, которых по России развелось уже больше, чем самодеятельных литературных сайтов, членскими билетами подтверждают свой особый статус. Профессиональный. При нужде в палатах белокаменных они завсегда могут помахать перед светлым ликом чиновника красненькой корочкой с печатью. Ведь ежели нет документа, то нет и человека, как писал товарищ Булгаков.

Впрочем, тот же Булгаков говорил и совершенно крамольные вещи: никакое, мол, членство не превратит человека с билетом в человека с талантом.

— Ваши удостоверения, граждане, — сказала гражданка.

— Помилуйте, это, в конце концов, смешно, — не сдавался Коровьев, — вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет! Почём вы знаете, какие замыслы роятся у меня в голове? Или в этой голове? — И он указал на голову Бегемота, с которой тот тотчас снял кепку, как бы для того, чтобы гражданка могла получше осмотреть её.

Сколько членов прописано в 2015 году в Союзе писателей России, установить через Интернет нельзя. Надо полагать, слишком много, чтобы этим следовало хвастаться.

В конкурирующей организации, Российском союзе писателей, как и в СП России, состоит неизвестное число людей. X (икс) членов.

Author picture
Не спешите заказать редактуру. Не швыряйтесь деньгами. Сначала покажите свой рассказ или отрывок романа

Кому показать рассказ или роман? Писателю! Проверьте свой литературный талант. Закажите детальный разбор рукописи или её фрагмента.

До того как СП СССР раскололся на эти два фрагмента, заодно породив Союз писателей Санкт-Петербурга (несколько десятков членов) и Союз писателей Москвы (около 2000 членов), в нём числилось около 10.000 человек. Говорю по памяти. Память можно и освежить. Вот, пожалуйста, «Википедия» выдаёт число 9.920 на 1989 год.

Думаю, если назвать число 20.000 человек на четыре указанных выше союза совокупно, оценка будет очень скромной.

Есть ещё и местные объединения — к примеру, Союз писателей Республики Саха (62 человека). Или Союз литераторов Оренбуржья (творческая численность скрывается). И прочие. Прибавим к нашему списку ещё тысячу человек: Россия большая, 1000 владельцев местных билетов и билетиков, конечно, наберётся.

Почти миллион тружеников пера

Табличный процессор выдал общее количество тружеников пера современной России: 972.049 человек. Почти миллион!

Союз писателей садового товарищества и объединение литераторов одной улицы

Да ведь такое число (кстати, растущее год от году) вполне сопоставимо с количеством чиновной братии, пасущей российский народ и обкладывающей его налогами, взносами, взятками и дополнительными транзакционными издержками в виде расхода времени, сил, бензина и нервов на бюрократизм.

Численность госслужащих, или чиновников, в РФ в 2013 г. составляла 1 млн. 455 тыс. чел. (1,9% рабочей силы). Такие данные приводит «РБК», проанализировавший показатели Росстата. Из этих людей в федеральных органах власти работало на тот период 248 тыс. чел., в региональных — 246 тыс., в органах местного самоуправления — 498 тыс., финансовых и налоговых органах — 217 тыс., в судах трудилась 151 тысяча и в прочих органах — 95 тысяч. На 10 тыс. чел. в России приходится 102 чиновника.

Если взять во внимание инициативу г-на Уракова, который озаботился писательскими льготами, то в скором времени десяти тысячам налогоплательщиков придётся содержать 68 (округлённо) писателей при численности последних в 972.049 человек (см. выше).

Но мы же с вами понимаем, что число 68 моментально устареет. При введении льгот и прочих привилегий, озвученных представителем движения «В защиту человека труда», плотные ряды писателей начнут стремительно пополняться ловкачами-неофитами. Миллионная армия голодных превратится в бескрайнюю чёрную толпу размером с полстраны, требующую чёрной икры, пенсии как у президента и ежемесячных путёвок на Канары. Образуются новые писсоюзы, литобъединения, сайты, дворовые компании и дачные содружества: Союз писателей села Успенка, Союз литераторов улицы Тульской г. Тюмени, Союз садового товарищества «Липовое» на 23-м километре Велижанского тракта. Все эти лица неминуемо потянутся за своим куском бюджетного пирога. В конце концов, чем они хуже членов «настоящих» союзов писателей?

О последних, кстати, не без юмора поведал в своём фельетоне старенький Николай Дмитриевич Балабай. Почитайте-ка:

В Уставе Союза писателей России нет никаких ограничений для вступающих. Чтобы поступить в институт или на работу, надо пройти медкомиссию. А здесь не надо. Человек может быть абсолютно безграмотным, например, Джамбул Джабаев или Сулейман Стальский, быть психически нездоровым. Может быть алкоголиком, кривоногим, сопливым, глупым, сумасшедшим. Он может находиться в уголовном розыске… В числе документов, которые надо представить, следующие: «Листок по учёту кадров» и «Справка об опубликованных произведениях».

Автор продолжает:

Листок можно самым бессовестным образом выдумать. Даже вставить, что работал атомным реактором, директором Тихого океана, литсотрудником многотиражной газеты «Ой, мама, не могу!» Никто не проверяет этого. В России никому ни до чего нет дела, кроме, конечно, где деньги. При заполнении листка по учёту кадров надо обязательно уменьшить свой возраст лет на 15, если вам за 60. Никто проверять не будет, и паспорт у вас не потребуют. Возраст надо уменьшать, потому что в Москве, в Союзе писателей, сидят одни старики. И неохотно принимают в Союз пожилых. Высшим спросом пользуются женщины, а особенно девушки.

Далее фельетонист даёт несколько забавных советов о том, как быстро вступить в СП. Мы пересказывать их не будем, а вернёмся к теме писательской численности и денежного содержания гениев земли русской.

Писатели — не вымирающий вид. И в Красной книге им делать нечего!

«Думаю, что современный писатель должен чувствовать себя свободным человеком», — утверждает отец литературно-финансовой идеи, о которой речь шла выше.

А по-моему, современный писатель должен чувствовать себя дерьмом. Дерьмом худшего сорта — экскрементами, которые даже на удобрение не пустишь. Современный писатель не нужен никому. И читателей у него нет. И сетевых друзей тоже нет. Если он думает, что есть, то это ему кажется. Мерещится. Если кто его и читает, то это такие же писатели. И читают они его только для того, чтобы злобно отругать: за синтаксис, за пунктуацию, за орфографию, за картонных персонажей, деревянный сюжет и даже за клавиатуру немодной марки и зелёный чай не того винтажа.

Настоящим же читателям до этой ругани дела никакого нет. Потому как их, читателей, в мире всё меньше, а писателей — всё больше. Виной тому Интернет и огромное количество компьютеров с клавиатурами. Тенденция! Против неё не попрёшь.

Разумеется, чиновники в таких условиях писателей поддерживать не имеют права. Как морального, так и экономического. Писатели — это ведь не вымирающий вид. Сегодня их 68 на 10.000 народу, завтра 102, а послезавтра 1/10. Разве поддерживали чиновники Чехова? А Толстого они и вовсе гнобили — на пару с церковью. Пьесу «Дни Турбиных» любил Сталин смотреть — видимо, потому Булгакову привалило счастье лагеря избежать. Впрочем, при Сталине да при царях и это сойдёт за поддержку.

В Советском Союзе — другое дело. Там поддержка была самая настоящая. К примеру, В. Солоухин осудил Пастернака, а «Последнюю ступень» позднее спрятал в портфеле на антресолях. Про осуждение знали все, про «Ступень» — никто, кроме Леонова и ещё двух-трёх посвящённых, об идеях которых, собственно, в этой рукописи и рассказывалось. А раз так, то чистый для партии и правительства Солоухин и в Париже побывал, и даже в самой главной капстране мира — США. Не говоря о санаториях и курортах. И, конечно, у него в копилке и Государственная премия РСФСР, и Знак Почёта, и Орден Трудового Красного Знамени, и так далее.

Как может «чувствовать себя свободным человеком» тот, кто прикармливается от чиновников? Если ты от них прикармливаешься, то им и служишь. Слугам народа. Это не тавтология, это постмодернистский парадокс, это выверт новояза. «Свобода — это рабство», как писал Оруэлл.

Стать писателем за два часа?

Всего один урок. С вашим текстом. Вы и писатель. Больше никого. За 120 минут вы научитесь избавляться от типичных ошибок в сюжете, композиции и стиле. Закрепив полученные навыки, вы сможете обходиться без редактора.

© Олег Чувакин, 2015
Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Писатели протянули руки. Вот-вот протянут ноги»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

20 отзывов

  1. Совершенно с Вами согласна. Хотя зря Вы меня посчитали))) У меня есть авторская страница на Стихи.ру, но на звание писателя я не претендую. У меня другая профессия. А пишу я, если можно так сказать, в целях собственной психотерапии)))) если Вы понимаете, о чём я.

    1. Спасибо, Ирина. Тов. Андропов когда-то писал стихи «в целях собственной психотерапии». :) Я ничего не имею против любительства: любители пишут стихи, поют романсы, играют на рояле, занимаются фотографией или живописью. Другое дело, когда иные любители объединяются в «союзы» и выстраиваются в длинные очереди за куском бюджетного пирога. Видимо, именно тогда, когда любитель решается на это, он и превращается в профессионала.

    2. Чехов первую книжку рассказов совместно с Лейкиным издавал, а потом из прибылей свою долю получал.

  2. Все бы хорошо, но у наших властей традиция неизменна: Каждая копеечка должна отрабатываться. Это я вам как муниципальный служащий говорю… Увы…

    1. Я хорошо знаю, как на бюджетные деньги издают книжки местных литераторов. Составляется список, одобряемый каким-нибудь комитетом по делам полиграфии, и пылится до декабря. В декабре его вынимают из ящика на свет божий и прикидывают, сколько выделенных на нужды комитета средств осталось не израсходовано. Допустим, остался миллион. Выбирают из списка несколько имён и названий — и дают им «зелёный свет». Деньги переводятся на счета избранного полиграфического предприятия. Книжки издаются, почти весь тираж забирает автор, который потом не знает, что делать почти с тысячей экземпляров.
      Бюджет чиновникам надо истратить до копеечки, иначе на следующий год его урежут на тот остаток, что не был потрачен. Простая арифметика.

    2. По поводу «отрабатываться» личной практики не имею. Я никогда не участвовал в массовых попрошайнических мероприятиях. Ясно одно: это не тот случай, когда «сами найдут и сами дадут».

    3. «Простая арифметика»- вовсе не такая уж и простая. От нее реально лучше держаться подальше, душа целее будет. У нас взялись издавать многотомник кубанской литературы, украшенный позолотой… Вышло около 8 томов, по содержанию достойного хватило бы на один, а вот даже «Малую землю»… да -да, ту самую, сочли необходимым перепечатать… А ведь есть действительно достойные авторы! Что сказать для поддержания духа? Хорошо, что живем во время интернета! Им и будем спасены! Читатели » сами войдут и сами найдут». Дай вам бог вдохновения!

    4. Ну, она, конечно, «простая» исключительно в смысле отношения к изданию. Дадут денег не потому, что книга стоящая, но потому, что бюджетных хвостов быть не должно. Вам изнутри виднее эта кухня, я только со стороны сужу. Но «собраний сочинений» региональных я тоже навидался.
      Без Интернета я бы, пожалуй, не писал вовсе. Пишу я для читателей, и никак иначе. Даже если их всего человек 50. Это только лгуны или не очень умные люди уверяют, что пишут «для себя», тут же выставляя плоды своего творчества в сеть. Если для себя, зачем выставляешь? Я иду в сеть только ради читателей. Я хочу, чтобы меня читали. Всегда, когда пишу, думаю о читателе. И хочу писать так, чтоб у него, читателя, дух захватывало.

    5. Олег, и читатели будут и, дай бог, книги! Я сегодня прочту «Невесту», напишу отзыв! Удачи!!!

    6. Спасибо, Ирина. И вам удачи! Читайте. Это старый мой рассказ. Я думал, вы уже читали его.

  3. Все те писатели, которых Вы посчитали, Олег, их же не видно. Нигде. В продаже всегда 5 -6 заезженных имен. И все. Чтобы купили книгу нужна реклама и самореклама. Постоянная.

    1. Это несомненно. И у нынешнего автора есть шанс найти через «саморекламу» свою аудиторию. И обойтись таким образом без издателя (который раньше отвечал за рекламу автора, а теперь предпочитает штамповать безымянные серии).

  4. Да уж! Преподаватели и наука то же самое…»чужие на этом празднике жизни». (С) Ося Бендер

    1. А такие «солидные» союзы, как Интернациональный союз писателей и Союз писателей XXI века? Частенько получаю от них предложения о вступлении. Так вот, первый «раздает» премию Набокова (эх, купила бы, нет никаких препятствий, да не заработала столько «мани-мани» даже за границей!), предлагает участие в десятке проектов, среди которых — альманах со звучным названием «Российский колокол». Все не буду перечислять, их можно найти в Интернете. Второй тоже много чего предлагает, но — просит «рублик». Я просматривала в Интернете площадки для публикаций. Так вот, наткнулась на журнал «Дети Ра». Очень красивое название. Зашла даже в Журнальный зал, чтобы почитать что-нибудь из него. Открываю страничку для авторов, а там написано, что преимуществом будут работы авторов — членов Союза писателей XXI века. Как говорится, вот тебе, бабушка, и юрьев день…

      1. У этого «союза» не один журнал, целая пачка, издаются по разным провинциям. Публиковаться могут только «члены». Члены обязаны платить взносы за своё членство в союзе. Однажды, помню, такой член написал мне письмо: мол, прочтите меня (дал ссылку на один такой псевдолитературный журнальчик), отзовитесь, никто ж не читает… Эпоха постмодернизма. Всё поддельное, липовое, кругом симулякры. «Российский колокол» я знаю, как-то оттуда мне прислали письмецо с грубыми орфографическими ошибками. Есть премия им. Мамина-Сибиряка, на которую могут скинуться сами авторы или их «спонсоры». Есть именитые литературные журналы-толстяки, которые продают площади под тексты под видом «материальной помощи изданию». Есть журнальчики, устроители которых по блату получили деньги из областного или городского бюджета: издание, оплаченное бюджетными деньгами, т. е. деньгами налогоплательщиков, затем ловко продаётся той же городской или областной администрации, меньшая часть тиража в 500 экз. уходит по библиотекам, остальное тихо сдаётся в макулатуру.

        Что до Интернационального союза, то это не предел. Есть и Международный Союз писателей, и Всемирный Союз писателей. Скоро появятся и Межпланетный и Межгалактический, сомнений нет. С генеральным офисом в районе Бетельгейзе.

        Контор, которые окучивают толпу начинающих авторов, в России расплодилось неисчислимое количество. Объясняется это, конечно, не тягой к литературе и просвещению, а рыночным законом спроса и предложения.

        1. Расплодилось их, однако… Заходила чукчу почитать, там тоже картина не из радостных.

Добавить комментарий для Oleg Chuvakin Отменить ответ

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Как стать писателем?
Как обойтись без редакторов и курсов?
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!