Памятка пишущему

Пистолет, оружие, роман с острым сюжетом, иллюстрация

Садишься за письменный стол, желая сочинять? Намерение похвальное! Писать книги — верная дорога к богатству и славе. Маленький совет: прежде чем ты произведёшь пачку рукописей и бросишься в розницу и мелким оптом продавать их возбуждённым издателям, стремительно богатеть и делаться той знаменитостью, к которой выстраиваются в очередь московские и голливудские киношники с чемоданами рублей и долларов, ознакомься с памяткой из семи пунктов. Она значительно ускорит твоё приближение к цели.

Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

I. Публикуется не тот, кто талантлив и гениален, а тот, кто в силу определённых обстоятельств сделался известен. Известность приобретается через кумовство, короткую ногу, вращение, коловращение и прочее подобное. «Прежде чем выпустить книгу, ты должен накормить обедом всех влиятельных критиков и расхвалить романы, написанные их жёнами», — с насмешкою говорил товарищ Олдингтон. Одарённость же в писательстве роли не играет. Даже грамотность — и та не нужна. Пишешь дурно, с грамматическими ошибками? Не беда — поручи другому! Дай заработать голодному собрату по профессии!

II. Особо не утруждайся, не мучь себя черновиками, как Толстой или Чехов, пиши сразу чистовик. Сочиняй легко и о чём угодно, на любую тему: о кокаиновых соплях и мухоморных видениях, о прессованных человеческих телах, катающихся по искусственному льду, о хищном человекозвере, поедающем нуворишей. Замечательно, если язык твой скуден и незамысловат — тебя поймут во всех классах, слоях, кастах и стратах, — но не горюй, если речь твоя цветиста, витиевата и неудобоварима, а сюжет всё время куда-то поворачивает: запишут в постмодернисты и станут рекомендовать интеллигенции.

III. Стихов не пиши: покроешься пылью. Читатель не дурак и не платит за отступы, пробелы и пустые строки.

IV. Создавай крупную форму: не рассказы, а романы. Читателю, издёрганному телефонами, телевизорами, террористами, реформами, социальными сетями, экономическими и политическими кризисами, необходимо страниц 40-50 убористого текста, чтоб наконец усвоить имена героев, отличить персонажей друг от дружки и сосредоточиться на чтении. Рассеянное внимание современного книгопотребителя — прямая преграда к восприятию короткого жанра. Самая длинная новелла закончится до появления читательского интереса. Автора обвинят в скучности и серости, и неудачливое имя полетит в макулатуру.

Три в одном: писатель, редактор, литобработчик
Олег Чувакин выправит, обработает, допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. 30 лет практики (с 1994). Олег разберёт ваши ошибки, промахи и недочёты, даст полезные советы и научит им следовать. Поднять слабый черновик до подлинно литературного уровня? Будет сделано!

V. Весьма полезно помнить, что редактор — это не тот, кто читает, а тот, кто считает. Ловкие калькуляции он производит не моргнув глазом и не в твою пользу. Для сносного прокорма, пропоя и содержания жены с детишками работящий автор должен выдавать дюжину романов в год (в високосный допускается чёртова дюжина). Расклад следующий: 6 романов для дешевой бумажной обложки и 6 — для солидного твёрдого переплёта.

VI. Поскольку физические возможности не дадут тебе осуществить сей грандиозный замысел (коли ты человек), привлеки к работе машины. Купи компьютерный шаблон, предоставляющий писателю обширный творческий арсенал и, отвергнув капризное вдохновение, начинай всласть манипулировать именами, возрастом, внешностью, привычками, биографиями и полом персонажей. Ну не чудо ли, когда главный герой предыдущего романа — очаровательная и приличная женщина 30 лет, мать счастливых банкирских детей, — в один авторский присест в новой рукописи становится пожилым шулером с воспалёнными глазами, крашеной бородой и «Береттой» под мышкой?

VII. На мудрой библейской цифре заканчиваю. Больше двенадцати книг в год не строчи. Ровно месяц читатель забывает старое и настраивается на новинку. Будь осторожен, не то прослывёшь плодовитым. Уничтожая твою карьеру, бдительные читатели обвинят тебя в групповом соавторстве. Особо обидчивые сменят торговую марку. Тогда посыпай голову пеплом: плакало твоё собрание сочинений!

© Олег Чувакин, 2004
Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Памятка пишущему»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

169 отзывов

  1. Дорога к богатству?????? Средний тираж сегодня — 2-3 тысячи экземпляров, отпускная цена издания — 100-150 рублей, автору полагается 7-10% роялти. Ну, кто подсчитает?

    1. Вы бы заметку-то прочли, Виталий. По-моему, вы ограничились первым абзацем. И попробуйте подойти к тексту с юмором. Кстати, у некоторых сочинителей, штампующих по десять романов в год, роялти не 7%. И не 10%. И тиражи не 3 тысячи экземпляров.

    2. Читал ее в свое время, это ведь давний материал… Кстати, у тех, кто штампует по 10 романов в год, тиражи как раз такие. Ну пятерка максимум. Тиражами больше десятки издается штучная литература типа Пелевина. Про роялти в курсе, у меня у самого згачительно больше. Но новичку и 8% за счастье будет. Равняются-то, конечно, все на Донцову :))):

    3. Извиняюсь, заметка и впрямь другая. Перепутал ее с похожим материалом, который по всему Фейсбуку разошелся год назад. Забавно :) Хотя ряд рунктов точно в цель. Первый, например.

  2. Улыбнуло)) А это просто шедеврально: «стихов не пиши: покроешься пылью»))))) Спасибо, Олег!

  3. спасибо за добрые советы. Намотаем на ус, возьмем на вооружение, примем во внимание.

    1. Спасибо, Валерий. Я написал этот текст в 2004 году. А кажется, что вчера.

  4. «Даже грамотность — и та не нужна. Пишешь дурно, с грамматическими ошибками? Не беда — поручи другому!»

  5. Неверный путь! Пишешь дурно? Настаивай, что это твой оригинальный, неповторимый, недоступный другим стиль. Наконец, назови себя мовистом! Со всем остальным согласен!

    1. Спасибо, Александр! Безграмотность доступна всем и каждому. В отличие от грамотности. Поэтому дурнописателю будет тяжко убедить других в своей неповторимости.

    2. А всегда-ли цель сочинителя — стремление «убедить других в своей неповторимости»? Чаще цели иные преследуют. Кстати, убедить в неповторимости-то, как раз проще прочего!

  6. правильно всё, конечно, и грустно. сразу думаешь, о вкусах читателей, ведь продается что-то, потому и печатается. Будет ли как таковое понятие «литература» через 50-100 лет? какими критериями будет определяться значимость произведений? по-поводу писателей — это либо коммерческий проект, либо неуёмная внутренняя тяга человека. опять же возвращаемся к графомании. Вчера насмешило — в романе «Аэропорт» С.Лойко назвал Ленина «профессиональный сифилитик-графоман»

    1. Критерии часто придумывают такие же «неуёмные». Они же и премии раздают. И получаются в литературе, как и в других искусствах, сплошь и рядом чёрные квадраты… Интерес к литературе быстро падает по всему миру. Не думаю, что литература проживёт сто лет. Она мертва уже сегодня. Несмотря на «тиражи», «конкурсы» и «премии».

  7. Интерес к литературе быстро падает по всему миру. А интерес к писательству растет непропорционально!

  8. Великолепная ирония и выводы на основе наблюдательности. Почитайте «Литературку» — так оно и есть.

    1. Нобелевская Алексиевич накануне присуждения премии кочевала по Европе, проклиная Россию, русских и Путина. (Информация из официальных источников ТВ 17.10.2015).

  9. ет раньше былО, нынче по другому, достаточно читать с конца к началу

  10. Олег, сейчас вс наоборот: сначала стань богатым, потом пиши—тешь свое самолюбие…Неужеди нам с тобой это не понятно?

    1. Или заказывай у литнегров романы для своей любовницы. Мне всё было понятно ещё в 2004 году.

    2. Ты прав—заниматься сегодня литературой можно ….только душе сильно вредит)

    3. Для поправки позвоночника рекомендую колку дров. Не шутка. На себе проверил.

    4. И вообще, жить в деревне, быть в лесу, ходить побольше — и летом, и зимой, несмотря на стужу. Писатель должен быть здоровым человеком. Всем нам надо быть здоровыми.

    5. Юрий, у меня то же самое. Деревня, от моего дома 500 м до леса. Три десятка километров до ближайшего города. Городская вонь уже не доходит. Трасса тоже не близко.

      1. Сегодня тренд, завтра забвение. И это трендовиков бесит и даже пугает. А тому, кто не в тренде, это не страшно.

  11. Скажу очень банально: надо писать так, чтобы ты был интересен издательству и читателю. Других вариантов нет.

  12. Олег, не поленился, почитал ваш роман «Мертвый хватает живого». Рефлексия на современный мир, причем таким общепринятым языком, что не дает повода сказать, что он чем-то отличается от языка большинства романов выложенных в инете. Думаю, что такую прозу мало кто будет читать. Вывод совпал с первым впечатлением: неудачник, который плачется, а не ищет. Может, вам не хватает таланта? Я не знаю.

    1. Из этого романа в сети выложен только фрагмент. И это не лучший мой роман. Накатан за 3,5 месяца (несмотря на объём с «Анну Каренину») в расчёте на издателя. Были у меня и другие попытки угодить издателям: два любовных романа. Что ж, таков мой путь. И ещё: вы видите слёзы там, где я смеюсь.

    2. Я не угождаю. Последние два-три романа пишу так, чтобы угодить прежде всего себе. Это, кстати, отражается на тексте. И до этого старался не угождать, а искать позитив в теме. Мне кажется, ваша слабость в языке. Вы не владеете формой.

    3. Язык и форма — это что, одно и то же? И как можно судить о форме, не прочитав у автора ничего? Я сейчас пообедаю, а спустя полчаса отправлю вас в бан. «Искать позитив в теме».

    1. Олег Чувакин Знаю, У самого шкура в рубцах. У нас ведь тут вообще нет книгоиздательского бизнеса. Приходится крутиться вообще как пропеллеру (в Баку, имею в виду)

    2. В России, в Москве и Питере, есть этот бизнес, но он «серийный». Мне не раз предлагали писать в «серию», но я прекрасно знаю, что это выматывающий конвейер, оставляющий от автора рожки да ножки. И заработать на этом конвейере можно только ценой нервов и здоровья. Да и заработки это такие, что в СМИ можно больше получить. Собственно, и серии уже погибают, поскольку народ даже на развлекуху предпочитает новости, «демотиваторы», блоги, цитатки и прочие «ЖЖ».

    3. Насилие вытесняет искусство, сказал один персонаж Ирвина Шоу посреди XX века.

  13. Граф. Сто раз ты на моих глазах добивался благополучия и никогда не шел к нему прямо.
    Фигаро. Ничего не поделаешь, слишком много соискателей: каждому хочется добежать первому, все теснятся, толкаются, оттирают, опрокидывают друг друга, – кто половчей, тот свое возьмет, остальных передавят.

    1. «Разобраться с классиками, лжеклассиками, суперклассиками меня всегда и мучительно тянуло. Кто и что возводит в сан? Кто и за что? Критика? Народ? (Да ведь есть и совсем не читающий народ!) Кто еще? Товарищи, друзья по цеху? Дождешься от них. Вот затоптать — пожалуйста. Кто еще? ЦК? Ни один из возведенных им не выдержал проверку временем. Итак, значит, время? Господи? А если переиздавать не будут? И все-таки, наверное, время». Николай Никонов.

  14. «Богатство и слава», на мой взгляд не совсем верная цель для писателя. В этом случае из него получится только «дарья донцова».

  15. Олег, надо верить. И тогда все получится. Редактор окажется добрым малым, желающим тебя озолотить, а все остальное — сплошным позитивом.

    1. О великий бог позитива! Смилуйся надо мной, грешным! Обещаю принести тебе в жертву соседскую курицу.

  16. Так хотелось сказать что-то позитивное, внушающее надежду… Но хорошо знаю, что читают наши «читающие» люди. АХ, Олег, тех избранных, кого чтим и любим мы с Вами, миновали и богатство, и слава… «Но пораженья от победы ты сам не должен отличать…» Просто пожелаю Вам удачи и вдохновения!!! Садитесь и сочиняйте!!!

    1. Спасибо, Ирина. Я сочиняю. Завтра закончу шлифовку повести «Бинокль «Минокс», бывший в употреблении». Скоро выложу на сайт полный текст.

  17. Поделюсь интересным наблюдением: сценарии боевиков — тоже литература. В постановке смотришь, переживаешь, кажется интересно. Но вот сериал закончился — и ровным счётом ничего вспомнить не можешь. Смотреть боевики — рецепт, заменяющий выпивку: после неё тоже ничего не помнишь, но ещё и голова болит. А здесь: посмотрел боевик — и начал жизнь и писанину с чистого листа. Со свежей головой!.. )))

    1. То же самое, что читать серийные книженции. Я спрашивал у женщин, которых считаю умными, почему они читают Донцову. Они отвечали: почитаешь в отпуске, на пляже, да и выкинешь тут же в мусор. Вообще-то, по-моему, в мусор летит и часть времени, потраченная на пустое…

    2. Польза всё же есть — для невротиков: читал бы Раскольников такую литературу, бабка была бы жива… А так он время на серьёзную философию тратил, вот она его обострила… )))

  18. Улыбнуло, канешна. А вообще-то, глупости всё это.

    Каждый пишет что он слышит
    Каждый слышит как он дышит
    Как он дышит так и пишет
    Не стараясь угодить
    Так природа захотела
    почему не наше дело
    Для чего не нам судить

    Булат Окуджава (с)

    1. Гениально написано. Ведь так и есть . Такой печальный стильный классический юмор. И хочется повеситься, но писать все равно хочется больше.

    2. Инна Костяковская нет, повеситься — не дождутся!и вообще — писатели-призраки всех стран, объединяйтесь!

    1. Инна, простите, а к чему ссылка на этот рассказ? Кстати, он нуждается в серьёзной корректорской и редакторской правке.

    2. к тому , что это пишет член правления союза писателей Израиля. Представьте уровень рядовых

    3. пишет и это редактор печатает, даже не читая. В друзьях у автора этого рассказа есть куча лит»критиков, писателей. Автор выставляет это в соц. сетях. И никто, никто не написал ему, что так по-русски писать нельзя. Мало того — лайки ставят. Я написала ему. В личку . Но кто я такая? Можно презрительно промолчать.

    4. Что касается «друзей», то такого рода «сотрудничество» характерно и для России. Обыкновенное приспособленчество. И никакой литературы.

    5. Вот поэтому я и вышла из союза нашего. Это просто местечковое болото.

    6. читаю. Мне тоже приходят всякие предложения. Естественно, это все афера разных мастей.

    7. Есть еще : поэт года на стихи.ру. со своими бесчисленными альманахами. Достали уже. По десять раз присылают приглашения. Думаю, так робот отправляет. Раз все на поток поставлено. Зато работает четко — человек слаб. Тщеславие и глупость всегда его побеждают. Судя по кол. альманахов. Рада, что нашла единомышленника!!!

  19. С книгой – как с талантливым ребёнком. Кто-то должен продвигать.

    1. Да, примерно так, как Мак-Клюр продвигал (и финансировал) молодого Джека Лондона. Но в наше время издателей вроде Мак-Клюра нет.

  20. да, сейчас сам напиши и ещё сам опубликуй, да ещё и сам продай!

    1. Совершенно верно. А ещё сам отредактируй, сам сверстай и сам найди читателей. Потом грядёт «продай»…

  21. » Талантам надо помогать, бездарность продвигается сама»

  22. Наверное, в России это до сих пор так. Я уехал 15 лет назад, до этого за 15 лет писательской деятельности выпустив одну книжку. Сейчас за годы в Финляндии (я пишу на финском) у меня вышло шесть оригинальных книг (плюс переводы и переиздания). Книги продаются, гонорары платятся. И ни одной рюмки я никому не налил, ни на какие тусовки не ходил. Что же до кумовства и знакомств, посудите сами — меня до сих пор считают русским.

  23. А в Израиле- тот же совок. Тусовка,в которую никого со стороны не пускают. Скрытые графоманы и приспособленцы всех мастей.

    1. У меня старые друзья спрашивают: «Как ты пробиваешься?» Я плечами пожимаю — как? посылаю рукопись издателю и жду ответа. Если меня не знают, ответа приходится ждать около года, если знают — в течение месяца. Нравится — берут, не нравится — не берут. Все решает оценка издателя, можно ли книжку продать. Положительный ответ на последнюю рукопись я получил через неделю после отправки рукописи. Книга выйдет в сентябре.

    2. Arvi Perttu, я пью рюмочку за ваше здоровье и от всей своей сибирской бородатой души желаю вам успеха! (Без иронии.) В России ответа из журнала (не из издательства) можно ждать два года. Что до издательств, то там раньше требовали сочинять про вампиров и драконов, а теперь принуждают писать про «попаданцев», «засыланцев» и в серию «ЛитРПГ». Т. н. литература в России всё более напоминает компьютерную игру, адресованную 15-летним подросткам.

    3. Oleg Chuvakin «Я финский бы выучил только за то, что из Выборга приехал Ленин»? Ну я как бы в курсе, но уже весьма отдаленно. Здесь совсем другие реалии. Истинная творческая свобода. Поэтам труднее — стихи плохо продаются, но на это есть всякие-разные гранты для издателей, чтобы они не терпели убытки. А проза — чисто на коммерческой основе. Лучше всего продается, естественно, роман. Ну и у издателей нет хапужных установок — уже 500 экз. дают прибыль, так что книжке не обязательно быть «про шпионов». А год назад я повстречал издателя, который ухитряется не прогорать даже при 200 проданных экз. При этом никаких дотаций он не получает.

    4. Коммерчески выгодный тираж на бумаге в 200 экз. в России себе не представляю. Просто будет очень дорого. Сверхдорого. Проза на коммерческой основе — это нормально, при условии, что это всё же проза. Хочется верить, что у вас там проза. Чехов свою первую книжку делал в складчину с Лейкиным, хозяином «Осколков» (за счёт Лейкина в основном, но в долг), а потом они продавали в киосках тираж в 1000 экз. и прибыль делили. В России нынешней беда в том, что неизвестный или малоизвестный автор, будь он хоть гением, не может уговорить издателя даже прочитать рукопись, если она не соответствует серии. И публика за два десятка лет уже привыкла к этим сериям, так что кризис на книжном рынке создали во многом сами издатели.

    5. Олег! Они создали литературу одноразового чтива. Прочитал и выбросил.

    6. Да. Увы, давно кануло в Лету то время, когда автор имел значение. Нынче автор — шестерёнка, элемент серийного книжного конвейера. Износилась одна, заменят другой. Это что-то машинное, однообразное, страшное.

    7. Oleg Chuvakin да, это очень печально. К тому же, я слышал, книжные магазины не хотят брать, и прочие трудности с распространением. Здесь этого нет — все издатели на равных имеют возможность распространять: есть специальная фирма-коллектор, которая за небольшую плату этим занимается. Все книги появляются в крупнейших интернет-магазинах, попадают в библиотеки по всей стране, книжные же магазины (реальные) получают сигнальные экземпляры и аннотации, на основе которых сами решают, что брать. Из моих шести книг три стояли на полках книжных магазинов по всей стране, три продавались только в интернете.

    8. Фантастика. Арви, я радуюсь за вас. Скажите, а вы не в курсе, как дела в скандинавских странах? У норвежцев, к примеру? У шведов? Я читал в прессе несколько лет назад, что там авторские роялти стартуют с 15% (у начинающих авторов) и доходят до 50%. В России дай бог Донцовой 15% от изд. цены книги получать.

    9. У нас же, чтобы не дать на себе заработать издательствам, делающим книги за твои деньги-просто ставишь электр. книги в бесплатные библиотеки. Чтобы хоть каким-то образом доходили к читателю.

    10. Попрошайничать унизительно. Я лучше бесплатно в блоггерских статусах напечатую стихи, чем пойду просить. Когда-то пошла в отдел культуры Нацрат Илита просить помощи в презентации первой своей книги. Они пообещали зал в одном из клубов, рекламные щиты и объявление в местной газете. И ничего не сделали. Ни рекламы, ни объявления в местной газете. Презентацию я отменила. С тех пор сделала вывод — чем подальше от власти быть и никогда ничего не просить.

    11. Я прошу денег у читателей. Не у чиновников или депутатов. С годами, когда я одну за другой отдавал людям свои повести и рассказы бесплатно, ощущение унизительности совершаемого прошло. Исчезло совершенно. Это тяжёлый труд — писать и отвечать за слово. К счастью, есть люди на свете, которые это понимают. Таких денежных поклонников у меня немного, но всё же они есть. Есть и такие, кто переводил мне деньги не по разу. Я «попрошайничаю» через свой сайт, совершенно открыто: https://olegchuvakin.ru/money.

    12. надо перенять Ваш опыт.Но мне всё равно как-то стыдно просить.А бегать потом на почту , проверять пришёл ли перевод за отправленную книгу, тоже как-то напрягает. Ведь поддержки никакой никогда в плане рекламы или распостранения книг я никогда не имела. Несмотря на популярность в соц.сетях.

    13. У меня маленький опыт, я только с прошлого года начал активно просить у читателей бросить мне в кепку копеечку. Книги можно отправлять наложенным платежом. Можно брать деньги вперёд, на банковский счёт. Но в любом случае, когда речь идёт об отправке книг, побегать на почту придётся. Я набегался, да. Но таким образом завоёвываются сердца читателей. Многие любят книги с автографами.

    14. я сама так набегалась, у нас еще на почте всегда очереди огромные. Из-за загруженности. Израильтяне все заказывают через инет и получают на почте. Любую мелочь. Все эти груды посылок некому разбирать, вот такой почтовый кризис у нас. Когда только слышу слово»почта» -сразу представляю очередь на час.

    15. В России то же самое, уже давно, лет 10 точно. В городах. А вот в деревнях (я живу в деревне в Тюменской области) полегче. Ни разу не видел на нашей почте очереди длиннее двух человек.

    16. Какая прелесть интернет!Вы — Тюмени, я в Хайфе, и мы можем общаться мгновенно. Всё таки с этим хотя бы нам повезло . Плохо одно- чем быстрее движется прогресс, тем ниже опускается человек духовно.

  24. «верная дорога к богатству и славе» — зашкаливающая глубина сарказма:)))

    1. Особенно актуальна памятка для просторов «самой читающей страны в мире», где самые защищенные в мире авторы пишут книги для бесплатной раздачи в торрентах…

    2. Как в том анекдоте: «Чукча не читателя, чукча — писателя!»)))

    3. Эта тема давно меня занимает. Фактически я потихоньку пишу историю умирания литературы в России…

    4. «А был ли мальчик?» Если мы имеем ввиду Россию современную, а не Льва Николаевича.

    5. Не было. Я думаю, был не мальчик, а советский старик, который умер в восьмидесятых годах прошлого века.

  25. Браво!
    Совершенно верно.
    Я об этом сто раз говорил Ю.М. Полякову, а он за это меня заблокировал.
    А недавно он сам очистил свою редакцию от людей, которые только из-за денег публиковали на страницах Литературки бездарей.

  26. Графоман, он графоман и в России, и в Израиле, и в Финляндии.

  27. Прежде всего надо научиться уважать своего читателя и писать хотя бы без грамматических и стилистических ошибок. А потом уже ждать от читателя и внимания, и уважения к себе.

    1. Совершенно верно. Язык — инструмент писателя. Не владеешь им — учись. Не можешь овладеть — смени профессию. Смешно же думать, будто человек, не владеющий скальпелем, может быть хирургом.

  28. И помнить, что Стивен Кинг написал более 80 произведений, прежде чем его заметили :)

    1. Лучше б и вовсе не замечали. А вот помнить, что «Главная улица» была не первым романом Синклера Льюиса, а седьмым, надо.

    2. Олег Чувакин у меня особое отношение к умершим писателям.

    3. Думал, только этой фразой всё скажу, но всё таки распишу. Я считаю, что умёрший писатель всегда бёрет вверх, над действующим живым писателем. Согласись, общество навязало нам стереотип. В школе преподают давно умерших писателей, в любом светском разговоре, интелигентные лица бросаются известными фамилиями умерших писателей и это считается признаком твоей образованности Я с этим не согласен. Я читаю приемущественно действующих живых писателей. Среди них тоже есть люди, которые хотят донести свою мысль, своё видень жизни и так далее.

    4. Живым писателям моё признание их успешного творчества важнее, чем мётвым. Вот так я резюмирую своё высказывание))

    5. Просто человек так устроен, что ему гораздо проще внутренне принять абстрактного, далёкого, в идеале мёртвого гения, чем признать, что гений — твой коллега по работе, сосед по дому или друг на фейсбуке ;) Это к вопросу о мёртвых писателях

    6. Людей, способных к свободной от стереотипов, от чужого (или общественного) мнения оценки раз, два и обчёлся

    7. «Это к вопросу о мёртвых…» Ира Ногина, это один из главных экономических вопросов искусства. Им занимался Джон Рёскин: https://olegchuvakin.ru/ruskin.html. С эпохи Рёскина вопрос так и остался вопросом.

      «Людей, способных к свободной…» Это верно сейчас, и было верно во все времена. Человек часто признаёт в той же литературе лишь то, что освящено «эффектом обложки» (мой термин). Премии, издания, телереклама, фильм по книжке и прочее. Качество книжки не имеет значения. Начинающему автору о таком влияющем на оценку эффекте и мечтать нечего: его не пустят, затолкают, а то и задавят. Наверх выплывают приспособленцы. Рёскин рассуждал о переменах религиозно, а надо было рассуждать эволюционно. Чехов был прав, когда художественно выражал мысль о заедании чужой жизни. И был прав, когда писал, что народ нужно поднимать к Гоголю, а не Гоголя опускать до народа. Однако идёт, так или иначе, опускание. Торжествуют приспособленцы, Стивен Кинг (на пару с литнегром Страубом), Донцова, Маринина и проч. Люди, заевшие в силу неспособности публики принимать хорошую литературу кого-то талантливого, кто мог бы жить на их месте, кто мог бы принести обществу пользу. В итоге раскопать хорошую книгу под миллионами тонн дерьма становится неразрешимой задачей.

      «Разобраться с классиками, лжеклассиками, суперклассиками меня всегда и мучительно тянуло, — писал Н. Никонов. — Кто и что возводит в сан? Кто и за что? Критика? Народ? (Да ведь есть и совсем не читающий народ!) Кто еще? Товарищи, друзья по цеху? Дождешься от них. Вот затоптать — пожалуйста. Кто еще? ЦК? Ни один из возведенных им не выдержал проверку временем. Итак, значит, время? Господи? А если переиздавать не будут? И все-таки, наверное, время».

      И вот время-то (будем надеяться!) и оставит тех, кто жив, и откинет в пустоту тех, кто мёртв.

    8. Я всего лишь высказал свою точку зрения) За 7 часов у вас тут хорошая дискуссия состоялась :)

    9. Отвечаю по поводу Стивена Кинга. Не читал, не знаю. Совершенно серьёзно. Я начисто лишён каких-либо стереотипов в восприятии творчества в целом. В литературе — читал всё подряд. Сейчас же, всё в большей степени читаю и перечитываю научные труды. Тема может быть любой. Например, никак не могу найти материалы по влиянию карбоксильных кислот на гиперплазию простаты, а также совершенно нет каких-либо сведений о вероятности прогнозирования проявления омнипотентности в сложных системах разного генеза (что вызывает глубокую досаду). С художественными текстами разбирались мои студенты (энтропийная оценка). Из недавнего: Н.М. Азарова Текст. Пособие по русской литературе XIX века. Ч.2., Е. Суханова Опера Арнольда Шенберга «Моисей и Аарон» в контексте эпохи. Перечитал кое-что из сс В. А. Гиляровского (интересно, что я провожу занятия в тех аудиториях, в которых Гиляровский проходил обучение).
      Я могу предположить, что какие-то книги Стивена Кинга были в нашей домашней библиотеке, но моя матушка либо подарила их, либо избавилась каким-то другим способом.

    10. Александр Пешков Говоря коротко, Стивен пишет о страхах и фобиях человека, которые в глазах героя находят материальный облик. Наверняка вы слышали такие названия как: Кэрри, Сияние, Оно, Ловец снов и так далее. Последние три его книги имеют отчётливые черты детектива, но менее ужасные они от этого не стали.

    11. Спасибо. Материализация страхов и фобий. Действительно, в психиатрии разделяют эти два понятия. О книгах, которые Вы указали, я ничего не слышал. Значит, «ужастики» с элементами детектива. Придётся отложить на будущее, так как сейчас надо пролистать энциклопедию по математике и информатике; освежить знания. Это очень увлекательное занятие. Например, открыл наугад энциклопедию и сразу наткнулся на «Антиномию Евбулида», а это именно то, что я когда-то использовал в своих литературных творческих поползновениях. Удивительно!

  29. Еще бы сюда пункт о том, что неплохо было бы для начала самоопределиться. Кто ты есть на самом деле? Писатель или графоман? Спасибо, Олег! Читаю, как дышу. Замечательно пишите!

  30. Ах, вспоминается Марк Твен , советы редактора из рассказа «Налегке» :»Вы можете писать об оживлении и так далее в торговле сеном. Понимаете? Особой сенсации это не вызовет, но страницу заполнит и к тому же произведет впечатление деловитости.»

    1. — …Это передовая статья. Прослушайте её и скажите мне, вы ли писали: «Репу никогда не следует срывать, это вредно. Гораздо лучше заставить какого-нибудь мальчика взобраться наверх и потрясти дерево» (Марк Твен, «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»).

  31. Рада, что находятся самоотверженные чудаки, которые плывут ПРОТИВ течения..

Добавить комментарий для Ольга Чечулина Отменить ответ

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Как стать писателем?
Как обойтись без редакторов и курсов?
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!