Рок-н-ролльная лёгкость Ольги Ярковой

Совершенно секретно, телефон, связь, лупа, чёрные очки, сыщик, шпион

 

 

Отзыв на рассказ «Питерский ветер»

 

Питерский ветер — лёгкое дыхание и невыносимая лёгкость бытия. Правдиво и легко до того момента, пока Миша не умер. Но версия, что он жив и где-то работает шпионом, спасает ситуацию. Милый текст для необычных девушек, какие встречаются часто. Без претензий на высокую литературу, поэтому современный и лёгкий. Напомнил рассказ Бунина «Лёгкое дыхание», но в перевёртыше.

Возможно, в бессознательном перевёртыше. Вспомнилась работа филолога Жолковского об этом рассказе Бунина. Интертекст там другой: там Бунин и «Бедная Лиза» Карамзина. А здесь будто продолжение пути — интертекст, только теперь от Бунина.

Со стороны забавляет технический контент, как он нынче вписывается в сюжет. Соцсети, страница… Модернизм стал опорой для начинающих писателей, начало века двадцатого помогает здесь.

Надпись на мосту стабильнее надписи на стене в сетях — контент из прошлого побеждает.

В двадцать с хвостиком лет многие девушки пишут подобные истории, доживая юношеские сердечные драмы. Эта история — хороший пример того, как сердечная тоска переходит в основу письма.

На конкурсе «Гришинские проталины» читал подростковые тексты посильнее, но язык и настроение — общее место. У этого автора есть чувство меры. Мера — не скатиться в трагедию, остаться в рок-н-ролльном пространстве хорошей девочки.

В перспективе может писать для мелодрам хорошего качества.

Кинематографичность письма — это тоже примета.

Вспомнился фильм «Прогулка» режиссёра Алексея Учителя. Из описания: «Девушка и двое её случайных спутников проходят пол-Петербурга, флиртуя, пикируясь и за полтора часа реального времени проживая любовную драму».

Вряд ли автор думала об этом фильме, но кадры фильма и кадры рассказа очень похожи. Иногда один в один. Дело тут может быть как в диктате Питера как самостоятельного героя, так и в самоощущении поколения.

В рассказе есть синтаксические обороты, психологические характеристики и состояния, которые можно назвать находками:

а) Даня, который от подаренного Мишей сникерса стал выглядеть стройнее;

б) инопланетно-синие глаза Миши;

в) питерские фасады, которые расходятся в бесконечность;

г) Настя боялась потерять то тепло, что разливалось внутри;

д) уезжала с печалью, разъедавшей сердце, как щёлочь.

Лёгкое касание Мишиной руки, запах его одеколона, лёгкий ветер проходят единой стёжкой через всю ткань рассказа. Это не только скрепляет историю, но и придаёт её незамысловатой атмосфере движение, тепло и запах — субстанции более тонкие.

 

© Андрей Шевцов

Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Рок-н-ролльная лёгкость Ольги Ярковой»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

3 отзыва

  1. Спасибо большое, Андрей!
    Целый пост про мой текст, неловко даже))
    Если говорить о Бунине, то частично меня вдохновил его рассказ «Холодная осень», где героиня много лет вспоминала жениха, убитого на войне. Меня поразил резкий переход от сцены прощания к этим словам:
    «Убили его — какое странное слово! — через месяц, в Галиции. И вот прошло с тех пор целых тридцать лет».
    А дальше — целая жизнь, которая промелькнула, а в ней была только эта холодная осень.

  2. Оля, поздравляю с выходом в финал! Очень рада за тебя!
    Андрей упомянул в рецензии фильм «Прогулка» — да, и правда напоминает твой рассказ по атмосфере. Мне кажется, твой рассказ и фильм Учителя объединяет любовь — любовь к Питеру. Эх, теперь еще больше захотелось туда поехать)

    1. Спасибо большое, Лена!
      Я за тебя тоже рада, хотя в тебе не сомневалась :) в себе, пожалуй, да))
      А фильм посмотрю)

Добавить комментарий для Елена Ивченко Отменить ответ

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.