Кофе в Петербурге

Наталья Тихонова

Автор об авторе.

Начинающий автор.

Текст участвует в конкурсе «Счастливая душа».

Санкт-Петербург, река Нева, лето, небо

— Ну вот, всё и началось… — неопределённо протянул мужчина за соседним столиком, явно обращаясь к Ирине.

Некоторое время назад он фланировал по набережной, оглядывая немногочисленную публику кафе с видом инспектора инкогнито, пока его взгляд не сфокусировался на Ирине. Сделав ещё кружок, он незаметно зашёл с тыла и вдруг вынырнул из-за спины, на мгновение заслонив собой вид на Неву, которым она любовалась. Заявив таким образом о своём присутствии и бросив на Ирину взгляд, исполненный усталой заинтересованности, мужчина опустился на соседний стул.

Ирина досадливо нахмурила лоб, мелькнула мысль: «Не поискать ли другое кафе?» Но так счастливо всё сошлось: и чудный вечер, и хорошая погода, и уютная обстановка открытой террасы, и бесподобный вид на Неву, что не хотелось нарушать очарование момента. «В крайнем случае, отпор дать смогу, тем более такому уставшему любителю приключений», — усмехнулась она и поднесла к губам чашечку кофе. Кстати, тонкий аромат хорошего кофе тоже добавлял очарования моменту, и она успокоилась.

Незнакомец тихо сидел, откинувшись на спинку стула, и время от времени поглядывал на Ирину из-под полуприкрытых век. Девушка успела позабыть о его существовании, когда прозвучала эта фраза:

— Ну вот, всё и началось…

— Что началось? — скорее автоматически, чем из любопытства, спросила Ирина.

— Вы — привлекательны, я…

— Не продолжайте, — поморщилась Ирина, поднимаясь с места.

Незнакомец будто стряхнул груз неведомой усталости и быстро произнёс:

— Простите, это была неудачная попытка пошутить! Останьтесь! Вы так уютно устроились на этой террасе, что, честное слово, было бы непростительно вас потревожить! — При этом его полуприкрытые глаза распахнулись и обнаружили такую ясную синеву, что Ирина на мгновение забыла, почему она решила уйти.

Заметив тень сомнения в её взгляде, он добавил:

— Лучше я пересяду, чтобы не смущать вас!

Незнакомец отошёл и сел поодаль, оставляя для себя возможность видеть Ирину.

Девушка снова присела на стул, пребывая в лёгком замешательстве. Последняя тирада незнакомца сбила её с толку. Начало диалога было банальным, но… привычным. Ирина была очень привлекательной молодой женщиной и, конечно, знала об этом. Многочисленные комплименты сыпались на неё обильным дождём с детсадовского возраста и продолжались до нынешнего 30-летия. За неделю до отъезда, в день своего рождения, Ирина стояла перед бабушкиным зеркалом. Зеркало было старинным и, по семейному преданию, переходило по наследству от бабушки к внучке. Отражение именинницы в резной потемневшей раме казалось портретом, таким же старинным, как и само зеркало. Чёрные кудри, крупными кольцами спадающие на плечи и спину, зелёные миндалевидные глаза, мраморная кожа, стройная фигура… Помнится, бабушка говорила, что внешность Ирины — слишком яркая для провинции, а для счастья нужна тишина и возможность затеряться…

Да, затеряться ей никогда не удавалось. А хотелось иногда… Собственно, Ирина потому и поехала в конце отпуска в Петербург, чтобы затеряться в толпе большого города и почувствовать себя свободной от взыскательных взглядов и невидимой, но очень высокой планки, которой она должна соответствовать. Кто и когда установил эту планку и почему Ирина должна была тянуться до неё всю жизнь, она не задумывалась, но всегда знала, что не может позволить себе учиться средне, работать кое-как, выглядеть небрежно и вести себя недостойно. Девушка всю жизнь чувствовала себя в луче огромного прожектора, который высвечивал каждый промах и не давал права на ошибку. Её называли гордостью школы, потом университета. Не только за красоту, разумеется, — за ум, образованность и то неуловимое обаяние благородства, которое трудно описать, но нельзя не заметить.

Учителя, а затем преподаватели в университете прочили ей блестящую карьеру в каком-нибудь крупном центре. Бабушка тоже советовала не задерживаться в провинции. Почему же Ирина осталась в этом маленьком городке? Всё просто: бабушка, старенькая добрая бабушка, была всей её семьёй, какую она знала с раннего детства. И это было важнее удачной карьеры и крупных центров. Ирина любила заходить в бабушкину комнату, где осталось всё так, как было при жизни милой старушки, — уголок, где ощущалось присутствие родного человека, как будто бабушка вышла на кухню заварить чай… Ирина подолгу задерживалась в комнате и рассматривала фотографии родных, которые перемежались со старинными образами святых угодников. От лиц и ликов шёл тёплый свет, и девушка верила, что они все вместе находятся в чудном мире — очень далеко и в то же время близко, так близко, что только протяни руку и позови… Ирина вдруг поняла, почему она решила ехать именно в Петербург: бабушка когда-то говорила, что их предки отсюда. Значит, прекрасные дамы и господа с фотографий жили в этом городе, ходили по этим улицам, и эти улицы помнят их шаги, голоса… Ирина ощущала, что ушедшие родные крепко связаны с ней, что она не одна в этом мире. Но всё же так хотелось, чтобы родной человек присутствовал в её земной жизни! Девушка говорила себе, что приехала спрятаться от взглядов, но точнее было бы сказать — от перекрестья чужих, недоброжелательных взглядов. Хотя Ирина уже давно привыкла к сплетням соседок, к зависти подружек, к глупым претензиям её незадачливых кавалеров, но… Как же хотелось снова почувствовать на себе тёплый взгляд бабушки! Под этим взглядом она чувствовала себя не безупречной красоткой, а просто обычной девушкой, уставшей и мечтательной, чья необычность заключается только в том, что она любима и единственна для обладателя этого тёплого взгляда.

Закат догорел, опалив стрелку Васильевского острова огненными лучами и превратив ненадолго невские воды в расплавленное золото. Кофе тоже подошёл к концу. «Пора домой», — вздохнула Ирина и представила свою съёмную квартирку. Жильё, хоть и малогабаритное, было вполне уютным. Единственным недостатком, по мнению Ирины, была глухая стена дома напротив. Каждое утро, раздёргивая шторы, Ирина натыкалась взглядом на эту стену и думала, что если бы она была художником, то обязательно нарисовала на ней что-нибудь эдакое… стильное и красивое.

Когда Ирина поднялась, незнакомец подошёл к ней и просто спросил:

— Вы не против, если я вас провожу? — И тут же добавил: — Если я вызываю у вас опасение, то могу следовать за вами по другой стороне улицы.

— В этом случае вы будете вызывать у меня ещё большее опасение! Лучше уж следуйте рядом. Под присмотром.

— Иван, — представился мужчина, слегка кивнув.

Ирине показалось, что при этом он почти щёлкнул каблуками, как старомодный военный во время знакомства с благородной дамой.

— А вы предпочли сохранить статус прекрасной незнакомки. Что ж, это правильно, вам идёт.

— Так что вы там сказали про начало? — спросила Ирина, чтобы уйти от неудобного вопроса. — Что началось?

— Простите, замечтался, расфантазировался… Знаете, я ведь художник…

— Ну конечно, — заметила Ирина. — Почему не капитан дальнего плавания?

— Пожалуй, капитан дальнего плавания — звучит более романтично, — заметил вслух Иван.

Ирина слегка покраснела. «Хорошо, что сумерки! Хотя… Почему меня это беспокоит?»

— Но я действительно художник. И с этим ничего не поделаешь… Увы, мои творения не выставляют в музеях и галереях, но вы наверняка их видели, учитывая, что вы, как я заметил, неравнодушны к кофе.

Ирина вопросительно взглянула на художника, и он пояснил:

— Я пишу эскизы для рекламы, в последнее время — для рекламы кофе. Вот вышел подышать невским воздухом да сюжет какой-нибудь поймать для вдохновения…

Ирина иронично приподняла брови, и художник тут же заметил:

— Да-да, мы, рекламщики, тоже нуждаемся в порции вдохновения… Вот увидел вас и залюбовался: набережная, уютное кафе, мечтательная девушка с чашечкой кофе — очень красиво. И романтично. Я даже хотел попросить у вас разрешение сделать набросок для рекламной заставки, но увидел грусть в ваших глазах и подумал: «А ведь тяжело всё время находиться в перекрестье…»

Ирина чувствовала себя так, будто слой за слоем с неё сматывали защитный кокон, который она тридцать лет старательно наматывала на себя. Но под взглядом ясных синих глаз Ивана она не чувствовала себя неуютно. Наоборот, каким-то необъяснимым образом она будто возвращалась домой — к бабушке, к её тёплому любящему взгляду. «Наверное, Питер на меня так действует», — подумала она, делая всё же слабую попытку защититься от непонятного происходящего.

Сумерки сгущались, прохожих на улицах становилось всё меньше, с моря потянуло зябким бризом. «Жаль, что я приехала в Петербург в конце лета, надо было в конце мая — когда стоят белые ночи…» — с сожалением отметила про себя Ирина.

— Жаль, что вы не посетили это кафе в конце мая, — заметил Иван, — тогда можно было бы гулять по Питеру хоть ночь напролёт!

Девушка в ответ только озадаченно взглянула на него. «Что-то я действительно сегодня засиделась на набережной! И от дома далеко отошла… — привычно начала себя отчитывать девушка и тут же встряхнулась: — Небольшая порция легкомыслия женщине не помешает!.. Так, кажется, говаривала бабушка».

Но привычная Ирина в ней мысленно покачала головой. «Я тебя не узнаю, Иванова!» — примерно так сказала бы её классная руководительница. Кстати, о фамилии — только ленивый или уж совсем равнодушный знакомый не говорил ей, что фамилия Иванова ей не подходит. Бабушка когда-то упоминала, что прадед Ирины назвался Ивановым, когда приехал в их городок после войны… Ну не вяжется Иванова с этими смоляными кудрями и зелёными глазами, которые искрящимися звёздами сияют на лице! Помнится, соседский мальчишка Витька ещё в детском садике выразил предположение, что у неё в глаза встроены фонарики!

Ирина улыбнулась воспоминанию и взглянула на провожатого: «А ведь у Ивана глаза тоже светятся, только синими огоньками!» Странно, но тот неприятный незнакомец, из-за которого она хотела покинуть кафе, куда-то исчез. Будто сбросил тяжёлый ватный тулуп, который на него натянул какой-нибудь злой колдун, и предстал добрым молодцем! И этот молодец не вызывал у неё никаких неприятных впечатлений (осторожная Ирина не решилась сказать себе, что он вызывает у неё только приятные впечатления). Несмотря на пристальное, а иногда и назойливое внимание противоположного пола, у девушки решительно не было опыта хоть сколько-нибудь серьёзных отношений. Все подружки уже отметились в городском загсе (а некоторые и не по разу), а Ирина продолжала ходить с букетами на чужие свадьбы и крестить чужих детей. Углядев как-то после очередной подружкиной свадьбы грусть-печаль в глазах любимой внучки и затаившийся немой вопрос, бабушка вдруг сказала:

— Лосось в Чёрном море не водится!..

— А кто водится? — растерялась Ирина.

— Ну, бычки, скажем…

— Бычки?.. — Внучка не могла сообразить, что за головоломку задала ей мудрая бабушка. — А лосось где же?

— Где-то в другом месте… — загадочно и очень уверенно ответила бабушка, и расстроенная внучка вдруг успокоилась, хотя так и не поняла смысла загадочной фразы.

Незаметно они дошагали до Ирининого дома и остановились перед глухой стеной.

— Могу поспорить, что ваши окна выходят на эту стену.

— Как вы узнали? — заинтересовалась Ирина.

Ей действительно становилось всё более любопытно, каким образом Иван догадывается о таких вещах, которые даже хорошо знакомые люди понимают с трудом. Или вовсе не понимают. Какое-то воспоминание шевельнулось в душе мягким клубочком — что-то, связанное с бабушкой… Но нет, не вспомнилось…

— Мы, художники, такие!.. — хотел было сынтересничать мужчина, но передумал. — Если бы ваши окна выходили на этот, — он показал рукой на другую сторону дома, — прямо скажем, премиленький скверик, или на эти старинные ворота, вы бы не стали так долго засиживаться в кафе. — Запнувшись на секунду, он всё же добавил: — Действительно, зачем торопиться девушке в пустую квартиру, где её ждёт только эта глухая стена?

Несмотря на всё возрастающую симпатию, девушка решила обидеться:

— С чего вы взяли, что в пустую? Кстати, это не моя квартира, я в ней только на время отпуска — и живу не здесь!

— Не стыдно признаться в одиночестве…

Ей показалось, что он сейчас назовёт её по имени, но вспомнила, что решила играть роль прекрасной незнакомки и всё ещё не вышла из неё:

— Ирина, — подсказала она.

— Ирина, — задумчиво произнёс художник, будто решая, в какие краски раскрасить это имя. — Ирина, в одиночестве нет ничего позорного! Это просто грустно. Иногда…

Но Ирина кинулась защищать свою территорию:

— Нет никакого одиночества! Кстати, время позднее, кофе мы уже выпили достаточно, так что… Всего хорошего!

— Всего хорошего, прекрасная незнакомка! — Иван чуть улыбнулся, одними уголками губ — совсем как бабушка, когда маленькая Ириша капризничала. — Спокойной ночи!

— И вам! — буркнула Ирина, не желая сдаваться, и быстро шагнула в темноту подъезда.

«Давно ли ты такая смелая стала? — поинтересовалась у себя прекрасная незнакомка. — Ведь обмирала от страха, входя в подъезд, стоило задержаться до темноты». «А теперь совсем не страшно, — ответил внутри неё какой-то новый, весёлый голос. — Когда вслед тебе сияют два синих фонарика!»

Расчёсывая свои кудри перед сном, девушка вдруг вспомнила, как бабушка рассказывала ей про своего мужа — Ирининого дедушку. Дед часто отвечал бабушке на невысказанные вслух вопросы, или они одновременно думали об одном и том же. Ирине тогда показалось это забавным, а бабушке — вполне естественным: «Двое любящих людей настроены на одну волну — что тут удивительного?»

Уже засыпая, девушка повторила эту фразу: «Что тут удивительного?..» И всё-таки Петербург — удивительный город!.. Всё время какое-то ожидание чуда…

Утро. К слову, последнее утро в Петербурге… Ночью поезд помчит её обратно в тихий сибирский городок… С этими мыслями Ирина налила себе из турки утренний кофе и подошла к задёрнутым шторам. «Здравствуй, Питер!» — поздоровалась она, привычно раздёргивая шторы…

Что это? Глухая стена перед окном ожила: очертания набережной, стрелка Васильевского острова, лёгкая рябь на воде, уютная терраса и… мечтательная девушка с чашкой кофе в руке!

© Наталья Тихонова
Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Кофе в Петербурге»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

9 отзывов

  1. Хорошо понимаю главную героиню. Нет, я не девушка, не красавец, не эталон благородства. Ну, разве что краснодипломник. Хотя, красный диплом не показатель грамотности и мудрости. По себе сужу.

    Можно быть среди множества родных, друзей, коллег — и оставаться одиноким. Не потому, что они плохие, глупые или неправильные. Просто они другие. Ваши внутренние миры, как параллельные прямые — вроде бы и рядом, но не пересекаются, как бы вы этого не хотели. И в этом нет ничего плохого. Это всего лишь данность, которую нужно осознать и принять.

    1. В одиночестве нет ничего плохого, это просто грустно. Иногда…
      И все же это не данность — «Нехорошо быть человеку одному»

  2. Очень мило! Автор всё время была на грани: вот-вот собьётся в банальность. И не сбилась! И такой трогательный финал)))

  3. Читала и чувствовала, что все должно завершиться чудесно! Спасибо, Наталья. Будто витаминку позитива скушала!

  4. Легко и непринуждённо, романтично, с долей юмора, приятное чтиво за чашкой чая или кофе)

  5. Как здорово! Читаю, и перед глазами вырастают места, описанные вами. И запах кофе перемешивается с солоноватым и прохладным воздухом набережной. Здорово, когда после произведения хочется выйти из дома и что-то сделать. Мне теперь хочется поехать в Петербург и выпить кофе. Уютный рассказ, приятно читать. Спасибо вам за приятные воспоминания о прекрасном городе во время прочтения!

    1. …А еще он (запах) смешивается с запахом счастья и ожидания чуда, которое вот-вот сбудется!..

Отзовитесь!

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Об организаторе конкурсов на «Счастье слова»

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

Благодарности

Олег говорит спасибо авторам, приславшим на счастливые конкурсы хорошие тексты. Без достойных рассказов не было бы конкурсов и некого было бы награждать.

От всей своей бородатой души Олег благодарит доброхотов, наполняющих кубышку призового фонда меценатским золотом. Без меценатов награждать победителей было бы нечем.

Олег кланяется, бородою земли касаясь, тем драгоценным своим друзьям, что потратили часть жизни на работу в жюри и командах почётных наблюдателей.

Космический привет Олег посылает дорогим его сердцу людям, которые любили и любят «Счастье слова» — и не стесняются в любви признаться.

Олег благодарит и себя, ибо он в одиночку построил сайт, придумал и организовал творческое пространство.

Чем больше в мире сказано и принято точных слов, тем выше на планете понимание. Чем выше общее понимание, тем полнее счастье каждого человека.