Как настроиться на создание текста

Одиночество, человек, писатель, мост, снег, дорога, сюжет, герои
Путь к роману

Как написать художественный текст? Как настроить себя на литературный труд? Как преодолеть творческий застой? Как избавиться от мучений и сдвинуться с места?

Picture of Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

Как настроить себя на писательство

Перед вами эссе без воды, междометий и смайликов, без советов прибраться на столе, вытереть пыль на цветах и зарядить энергией воду от телевизора.

Я буду говорить о художественных текстах. Не о маркетинговых сочинениях с призывом к действию, не о копирайтинге, не о наполнении блогов, не о статьях для СМИ. Я буду говорить о романах, повестях, рассказах. И о тех, кто их создаёт.

На основе своего богатого опыта я расскажу о том, как настроить себя, любимого, на писательство, как уберечь творческий труд от рутинности и как избавиться от творческих мук — от неразрешимых, казалось бы, сюжетных ситуаций и композиционных проблем.

Включите себя и выключите постороннее. Загляните в телескоп

Ваш писательский мир находится не за окном. Ваше писательское — внутри вас. Это просто, но постигается оно сложно.

Три в одном: писатель, редактор, литобработчик
Олег Чувакин выправит, обработает, допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. 30 лет практики (с 1994). Олег разберёт ваши ошибки, промахи и недочёты, даст полезные советы и научит им следовать. Поднять слабый черновик до подлинно литературного уровня? Будет сделано!

Остаться наедине с собой по-настоящему трудно. Двадцать первый век мешает. Шумный он. Лезет во все щели. И кажется, что отрываться от него нельзя: иначе отстанешь от общего темпа, упустишь что-то важное, не узнаешь жизни во всей её полноте и переменчивости, не наберёшь очков опыта и баллов признания.

Чепуха.

Создание романа — настолько крупная задача, что требует полного отключения от мира и переключения на себя.

Создание будущей книги — это как погружение в узкий раздел науки, как наблюдение за одной звездой в одной галактике. Месяцы, годы наблюдения.

Нельзя быть разом всюду. Зато можно быть у телескопа в нужный момент.

Что мешает точной настройке

Нельзя вдохновиться классической музыкой, электронной попсой или ревущим в колонках heavy metal. Вместо вдохновения вы познаете утомление.

Нельзя завести себя, взбодрить себя водкой, сигаретами, энерготоником, сверхкрепким кофе или ещё чем-нибудь, что скорее отравит, нежели принесёт пользу.

Образ пьющего литератора весьма удачно высмеял Ян Парандовский, почитайте его «Алхимию слова». Прозаик Буковски не написал ни одного сильного художественного текста. Роман «Почтамт» — как раз о том, как нельзя становиться писателем. Бальзак, который кофе, можно сказать, ел, а не пил, прожил недолгую и притом утомительную жизнь.

Будьте здоровы. Берегите себя. Нездоровый человек пишет через страдание, через боль. А часто не пишет вовсе: силы кончились.

Ни к чему ждать вдохновения от неба. Там его нет. Не стоит верить товарищу Платону, повествовавшему в диалогах о поэтическом исступлении. Впрочем, Платон с его гипотезами не вполне тут подходит. Я адресую эссе романистам и рассказчикам. Прозаикам. Не поэтам.

Author picture
Не спешите заказать редактуру. Не швыряйтесь деньгами. Сначала покажите свой рассказ или отрывок романа

Кому показать рассказ или роман? Писателю! Проверьте свой литературный талант. Закажите детальный разбор рукописи или её фрагмента.

Короче говоря, ничего не ждите. Ожидаемое не придёт. Берите лист бумаги или включайте свой компьютер — и шпарьте.

Джек Лондон, Моэм, Флобер и Мопассан, Толстой и Чехов не ждали. Айн Рэнд не ждала.

Не ищите подсказок в чужих книгах. Не пытайтесь писать чужое. Нет своего? Нечего сказать? Бросьте писать, это дело не для вас. Найдите дело своё.

Не читайте коммерческих книжек, объясняющих, как быстро стать Толстым и Чеховым. Во-первых, Толстым и Чеховым не стать быстро. Во-вторых, Толстым и Чеховым не стать вообще, ибо это требует их таланта и их условий жизни. Другого Толстого быть не может. Нет его.

Есть и в-третьих: надо быть собой, а не Львом Толстым, как бы круто это ни звучало. Да и не круто оно звучит. Ежели автора называют вторым Толстым, ему недвусмысленно дают второй номер. Не первый. А уж если автора называют вторым Стивеном Кингом… Тут плакать впору.

Не ищите себе искусственных стимуляторов вроде литконкурсов, которых нынче тьма в Интернете. Конкурс со своими правилами и требованиями только отвлечёт ваше внимание, переключит на постороннее, убьёт ваши замыслы, погрузит в какие-нибудь «самосуды» и истончит нервы. Конкурс отнимет у вас радость творчества, бросит ваши силы на состязание. Это плохо!

Вы должны творить, а не гоняться за призами, дипломами и похвалами, нередко пустыми, а то и лживыми. Вы должны писать, думать о ваших героях, а не о победе на конкурсе.

Победа не сделает ваш слог лучше. Поражение не вычистит ваш стиль. Споры с конкурентами и равнение на жюри не проявят ваших героев.

Конкурсы хороши для тех, кому уже есть что показать.

Настройте себя на сюжет

Для точной настройки себя на сюжет, на героев, на повороты в композиции существует единственный способ.

Автор переселяется в сотворяемый мир. В текст, который рождается у него на глазах. Автор строит сюжет, придумывает героев, а спустя десятка два страниц герои строят сюжет и придумывают себя. Образцом удачного симбиоза с героями служит Клиффорд Саймак, один из отцов золотого века фантастики.

Переселение в литературный мир не отменяет всех трудностей, которые писатель обязан преодолеть, не отменяет композиционных ям, из которых писателю нужно выбраться. Создавать художественный текст, продумывать сюжет с его стреляющими ружьями, выстраивать занимательную композицию ужасно трудно. Адски трудно, сказал бы Чехов, старательно уничтожавший свои черновики.

Зато на адском пути случается райская помощь.

Лес, река, белые грибы, писатель, сюжет
Думайте в лесу о своих персонажах!

Нет, это не подсказка зала. Нет, это не советы экспертов. Нет, это не платные услуги литературных негров.

Нет, это не поездка в дальние края. Не отпуск. Не смена обстановки.

Говорят, надо время от времени откладывать работу, переключаться на иное занятие.

Отвлекаться от сюжета, от героев губительно для будущей книги!

Стать писателем за два часа?

Всего один урок. С вашим текстом. Вы и писатель. Больше никого. За 120 минут вы научитесь избавляться от типичных ошибок в сюжете, композиции и стиле. Закрепив полученные навыки, вы сможете обходиться без редактора.

Писать следует каждый день: доказано тем же Джеком Лондоном, тем же Толстым, тем же Чеховым.

Отключиться от героев на выходные, на отпуск, на поездку куда-то там, на пьянку, на компьютерную игру значит оторваться от сюжета, покинуть его. Образы героев потускнеют.

Это, чёрт возьми, предательство!

Одно время в Сети жил сайт под именем «Кладбище неоконченных романов». Коллекция оборванных текстов сильно походила на коллекцию оборванных жизней.

Литература такая штука, которая не отпускает.

Пока пишете — живёте.

Мир за окнами — он не для вас.

Для вас — мир на экране.

Строчки, которые вы придумываете и производите, которые вы видите сию минуту, — они ваш мир.

Когда-то один прозаик мне написал: «Писательство подменяет жизнь». Чистая правда! Вы не боитесь этой подмены? Значит, вы очень смелый человек.

Каждый день живите своим сюжетом. Без выходных. Любой отдых есть выход во внешний мир и забвение мира внутреннего.

Живите в своей книге. Любите своих героев

Сказанное выше не означает просиживания за письменным столом по четырнадцать часов в сутки. Такое понимание писательского труда было бы буквальным.

Не губите своё здоровье. Четыре часа труда за столом — здорово. Восемь — слишком много, коэффициент выработки снизится. Двенадцать, четырнадцать, шестнадцать… Нет, нет и нет. Вы замучите себя и своих героев. Вы что, по срочному контракту пишете?

Сказанное выше понимать следует так: писатель работает везде. За столом и вне стола.

«Везде» помогает распутать нити сюжета и выстроить линии композиции. Помогает наладить характер героя и придумать неожиданную развязку. Помогает всегда! Это безотказный способ творчества.

Писательство нельзя представить без мучения, однако нельзя представить и без разрешения мук.

Я по несколько раз переписываю черновики романных глав, а затем многократно, «слоями» прохожу чистовики. Я вообще не верю в существование чистовиков.

Я мучаюсь за столом; я часто думаю, что роман не состоится, что я повернул не в ту степь, что мне придётся переписать, заново, иначе написать уже написанное, что в определённом эпизоде я погрешил против логики, в другом — против фактов, а в третьем забыл о первом… В перечислении бед нет конца.

Всё это нормально! Ненормально, когда автор считает каждую свою фразу и каждую свою сцену гениальными и отрицает черновики.

Я иду в лес. Зимой и особенно летом. Грибы! Боровики и красноголовики. Лисички и опята. Это моя страсть, мой азарт. Иду далеко.

Отдых ли это от писательства?

Нет. Ведь я продолжаю по пути сочинять!

Лес, красноголовик, подосиновик, трава, собирать грибы
Найдите гриб и поймайте сюжет!

Персонажи диктуют мне — так же, как диктовали они моему любимому Саймаку. Я запоминаю или записываю карандашиком на клочок бумажки. Ух ты, я вписался в сюжетный поворот!

Мне хорошо, радостно. И у меня целое ведро белых грибов и подосиновиков. Я возвращаюсь домой с сюжетом и грибами.

Я колю дрова. Я пропалываю грядки. Я поливаю в июльскую засуху садовые черёмухи: по бочке на каждое деревце. Я кошу траву — и сквозь грохот мотокосы мои герои являются мне.

Я убираю снег. Я перекидываю тонны снега. На сугробах голубеют тени моих героев.

Я просто иду по деревенской дороге — иду, иду, иду, держась обочины. Герои шепчут мне. Память у меня отличная. Мне и записывать не нужно!

Всё, что представлялось адски трудным, таким образом разрешается. Текст обновляется. Сюжет развивается, открывается дальше. Вот и слово «конец».

Вот так я настраиваюсь на создание текста. Вот так я творю романы, повести, рассказы.

Не покидайте своих героев. Любите их. Главное для писателя — божественная любовь к героям.

Герои ответят взаимностью. И поведут за собой.

Идите же.

© Олег Чувакин, 16 июля 2022
Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Как настроиться на создание текста»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

5 отзывов

    1. Благодарю вас, Ксения! Сибирский вам староновогодний привет!

  1. «Не ищите подсказок в чужих книгах. Не пытайтесь писать чужое. Нет своего? Нечего сказать? Бросьте писать, это дело не для вас. Найдите дело своё».

    Ах, как зацепила фраза. Обидела. Но сказано честно.

    Рассказать, придумать историю могу. Увидеть забавную ситуацию, обыграть. Легко. Но написать… Нет, уж увольте. Слова деревянные, текс каменный – и как его читать? И кто его поймет? Слезы в глазах от бессилия…

    Однажды занималась с мальчиком. Не получалось у него: все эти спряжения, склонения.… Ну, никак. А я сижу, ответы не говорю, все подталкиваю к решению, думать заставляю. Потом гляжу — а у него в глазах слезы. Не от обиды, а от напряжения. Мозг скрипит, шуршит, возмущается – видите ли, думать его заставляют. Ну, ничего мы эту махину со скрежетом, со стоном с места сдвинули, вращаться заставили…

    Вот так и у меня. Все внутри кипит, шумит – эх, а сейчас как напишу, и… все: руки деревянные, в голове пусто, ничегошеньки, как корова языком слизала. И смотрю я глазами бараньими на экран… И слезы в глазах от напряжения, от обиды.

    «Двадцать первый век мешает. Шумный он».

    Не перестаю удивляться, как вы играете словами. Написали бы: «Двадцать первый век мешает. ОН ШУМНЫЙ». Получилось бы тоскливо. А так — ШУМНЫЙ ОН. Сразу такой мощный акцент.

    Всего два слова, но и тут нужно их правильно поставить.

    Браво, автор!

    1. А в описании скрежещущего мальчика слова совсем не деревянные! Они и стонут, и шуршат, и проворачиваются: они дают живое действие. Так-то вот и вращается писательская Земля.

      1. Сейчас перечитала. И, правда, получилось неплохо. Наверное, писала не думая. Когда мысль отпускаешь, она тебя сама ведет. Только вот бывает это редко.

        Спасибо за отзыв. Ух, а самооценка-то повысилась…

Отзовитесь!

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Сам себе редактор
Научитесь править свои тексты сами. За один урок
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!