Идея литературного произведения. Примеры идей

Идея, писатель, автор, мозг, главная мысль, литературное произведение, художественное

Что такое идея литературного произведения? Где исток главной мысли, откуда она берётся? Почему автору непременно нужна идея?

Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

Идея литературного произведения. Что она такое?

Идея — главная мысль произведения. Автор не просто сообщает её читателю, но художественно доказывает. Доказывает словами.

Самые глубокие идеи рождаются из личного жизненного опыта писателей.

Рассмотрим несколько таких идей на классических литературных примерах.

Жизненный опыт как источник идей художественных произведений

У Сомерсета Моэма лучший рассказ — «Санаторий». Рассказ не просто на медицинскую тему (санаторий там туберкулёзный), но на тему жизни и смерти. Лучший роман Моэма — «Бремя страстей человеческих». Главный герой романа становится врачом.

Коснитесь карандашика: он живой! Олег Чувакин выправит, обработает, допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. 29 лет практики (с 1994). Олег разберёт ваши ошибки и недочёты, даст полезные советы и научит им следовать. Поднять слабый черновик до подлинно литературного уровня? Будет сделано!

Моэм был врачом по образованию и по первой профессии.

Джон Эдвард Уильямс был университетским преподавателем. Герой лучшего его романа — тоже университетский преподаватель. Я имею в виду роман «Стоунер».

Сторонница рационального эгоизма Айн Рэнд работала чертёжником у архитектора, а потом написала роман «Источник», принёсший ей славу. Главный герой романа — архитектор, сторонник рационального эгоизма.

Примеры идей литературных произведений

Все названные авторы писали о том, что знают и что испытали; писали о том, что считали нужным донести до людей. Им было что сказать. Все они выработали собственную философию — ту самую, которую считал необходимой для писателя Джек Лондон. Кстати, роман «Мартин Иден» Джека Лондона — ещё один пример построения произведения на личном материале.

Путь таланта, плывшего против течения и погибшего, ибо успех случаен, — идея реалистического произведения Джека Лондона.

Путь таланта, плывшего против течения и победившего, ибо успех должен принадлежать гениям, — романтическая литературная идея Айн Рэнд.

Избавиться от аффекта надежды и перейти к ровной жизни, — идея романа Моэма, взявшая начало в философии Спинозы.

Остаться при своём внутреннем бунте, сохранить точку опоры и предопределить таким образом себя — идея Уильямса.

Ясность идеи

При знакомстве с художественным произведением идея непременно должна отпечатываться в сознании читателя.

Разбор рассказа за час. Либо полный редакторский анализ. Работаю с рассказами, сказками, повестями, романами. Чистая правда о вашем тексте. У вас совсем короткий или похвастаетесь длинным? Выберите свою кнопку!

Ясности идеи в романе нет? Стало быть, автор либо допустил серьёзную ошибку и отклонился от курса, либо не сумел убедительно доказать ту теорему, которую представляет собой роман.

Идея — это квинтэссенция авторской мысли

Идея произведения, не важно, романа или рассказа, выражается в нескольких словах. Многословие в стиле «я хотел сказать то-то и то-то» недопустимо. Многословие и прочие попытки решить что-либо за читателя указывают на непонимание автором как сущности идеи, так и собственного текста. Автор, неспособный кратко выразить основную мысль произведения, едва ли знает своих героев.

Идея — квинтэссенция авторской мысли, зеркало авторской ясности.

Идею этической философии Бенедикта Спинозы можно выразить в одной фразе: «Надежда есть аффект». Так же кратко можно выразить и идею любого состоявшегося романа.

Обеспечит ли идея успех произведению?

Можно ли сказать, что предельная ясность выраженной идеи при убедительном художественном доказательстве обеспечит роману успех у читателей и поднимает роман в топ — в бестселлеры?

Вероятно, да. Однако путь этот никем не гарантирован. Путь этот долог, слава бывает посмертной.

Все названные выше романы стали бестселлерами; роман Уильямса стал таковым после смерти автора.

Мы умираем, а книги живут.

Сохраняйте верность идее

Приведу ещё несколько примеров идей. Замечу, что все формулировки, приведённые в этой заметке, — мои; я не настаиваю на их безошибочности так же, как не настаиваю на верной интерпретации всех смыслов названных литературных произведений.

В «Рассказе о любви» Рэя Брэдбери идея такова: любовь не умирает, любовь возрождается.

У Ричарда Олдингтона идея вынесена прямо в название романа: «Все люди — враги».

У Василя Быкова в повести «Сотников» идея ясна до рези в глазах, до боли в сердце. Вот она, эта концентрированная мысль: чтобы стать предателем, довольно предать однажды.

Пишете рассказ, повесть, роман? Помните о верности идее.

Быть может, так вы заслужите верность читателя.

© Олег Чувакин, 7 ноября 2021
Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. П. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»)

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Помощь писателям

Олег Чувакин. Прозаик. Редактор. Литературный обработчик. Вдохновитель

Не стесняйтесь правды жизни. Не беритесь за книгу в одиночку. Бородатый прозаик выправит, перепишет, допишет, сочинит за вас рассказ, сказку, повесть, роман. Удивите читателей волшебными образами и великолепным стилем. Хотите всё сделать сами? Олег научит, Олег покажет, Олег вдохновит!
Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям:
Пистолет, оружие, роман с острым сюжетом, иллюстрация
Памятка пишущему

Садишься за письменный стол с намерением сочинять? Намерение похвальное! Писать книги — верная дорога к богатству и славе.

Чернила, перьевая ручка, труд писателя, рукопись
Легко ли писать книги?

Писать книги. Легко ли это? Сел за стол, открыл ноутбук, набарабанил сколько-то тысяч знаков — рассказ готов, опубликовать его! Так можно? Нет. Но все думают, что можно.

Чудо, ангел, город, фантастика, начинающий писатель, автор, советы, стиль, красота
Мои советы начинающим писателям

Полезные советы начинающим писателям. Как приучить себя к систематическому литературному труду и добиться красоты слога. Как перестать мучиться и начать творить.

Олег Чувакин
Он любит летний лес, зимние сугробы, медленное чтение и сочинение рассказов. Научитесь создавать прекрасные литературные тексты вместе с ним!

2 комментария:

  1. Идея, это неосязаемая картина идеального состояния, побуждающая нас к действию. К воплощению её в реальном мире. Идея наполняет жизнь смыслом. Идея, близкая нам по духу, мастерски воссозданная автором в художественном произведении — вызывает восхищение, а книга становится родной. Но на самом деле всё не очень хорошо. Почему? Да потому что эти самые высокие идеи, которыми мы так любим проникаться вместе с героями шедевров литературы запрятаны где-то в дальних углах нашего сознания и пробуждаются ненадолго с помощью талантливых авторов. Но книга заканчивается, и мы возвращаемся в подвластный чужим идеям реальный мир. Идеям, настолько далёким от светлых образов героев, насколько южный полюс далёк от северного.

Отзовитесь!

E-mail не публикуется. Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.