Главный секрет писательского мастерства

Два писателя, женщины, секреты мастерства, литература, разговор
Эти писательницы овладели секретами литературного мастерства!

Благодаря теме вездесущих денег и всепроникающего успеха тема секретов писательского мастерства обрела магический оттенок. Однако в искусстве сочинительства больших тайн нет.

Picture of Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

Открываю вам писательский секрет

Писательский секрет, в сущности, всего один. Остальное — так, секретики. Детские, со стёклышками и фантиками.

Кто они, искатели волшебных писательских тайн?

Это люди, которые пробуют силы в сочинительстве. Люди, которые по незнанию или по обыкновенной лени верят в лёгкость писательского бытия.

Этим людям кажется, что с открытием писательских секретов они начнут выдавать потрясающие рассказы и романы как вон тот гений или как та знаменитость.

Узнали себя?

Три в одном: писатель, редактор, литобработчик
Олег Чувакин выправит, обработает, допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. 30 лет практики (с 1994). Олег разберёт ваши ошибки, промахи и недочёты, даст полезные советы и научит им следовать. Поднять слабый черновик до подлинно литературного уровня? Будет сделано!

Два заблуждения начинающих писателей

У начинающих писателей два заблуждения. В двух случаях они заменяют «нельзя» на «можно», «трудно» на «легко».

Мыслят они как под копирку.

Надо скопировать успех, а для этого нужно узнать его секреты. Успех скопировать можно, ведь секреты укажут лёгкий путь. Итак, осталось узнать секреты!

Именно так рассуждают многие начинающие писатели.

Я очень люблю разные «нельзя» и «нет». Поделюсь парочкой:

  1. Нельзя научиться писать подобно кому-то, как нельзя вообще прожить чужую жизнь. Нельзя поселиться в чужом разуме, мыслить чужими образами, придумать чужие сюжеты и пережить то, что переживают чужие герои.
  2. Как и в других профессиях, в писательстве нельзя уповать на волшебные таблетки. Что выстрелило у одних авторов, то даст осечку у других. Магии в искусстве прозы нет.

Но что же тогда можно, где же тогда «да»?

«Да» скрыто в труде. Труд и вправду похож на сотворённое чудо. Реальное. Не волшебное.

Трудиться — можно. Труд показан каждому.

Человека создал труд. Так выглядит прогресс. До искателя волшебства человека низводит лень. Так выглядит регресс.

Не ведая этой простой истины, не следует браться за литературные сюжеты. Ломать голову над поступками героев, в десятый раз перестраивать романную композицию, тратить годы на выработку стиля — вот каков писательский труд.

Author picture
Не спешите заказать редактуру. Не швыряйтесь деньгами. Сначала покажите свой рассказ или отрывок романа

Кому показать рассказ или роман? Писателю! Проверьте свой литературный талант. Закажите детальный разбор рукописи или её фрагмента.

Главный секрет литературного мастерства: пройти путь от представления до слова

Я обещал открыть главный секрет писательского мастерства. Я не политик, а литератор. Я своё обещание выполняю.

Представлять то, что описываешь, и иметь для этого слова.

Вот и весь главный секрет. Это основа писательского творчества.

И два секретных следствия:

  1. Не представляешь — не опишешь.
  2. Не имеешь слов — не опишешь.

Коротко: мастерство литератора состоит в словесной передаче представленного.

Представленное может быть реальным, может быть вымышленным, может добываться из яви и снов. Может додумываться, передумываться, перекраиваться, сочиняться заново и отправляться в макулатуру. Таково литературное творчество.

Воображение, застывшее в слове! Вот точное описание чистовика.

Остальное — секретики, дело техники. Дело труда.

Писательские секретики. Техника представления и описания

Техника представления и описания — это привычные способы производства для писателя. Секретики под стёклышками. Любой может увидеть. Магия не понадобится. Договариваться с сатаной тоже нет нужды.

Выше я рассказал о что, а здесь расскажу о как.

  1. Представляйте зримо. Не видит автор — не увидит и читатель. Вглядывайтесь в дорогу своего героя, разглядывайте детали. Выбрасывайте из картины всё, что не отвечает сюжету, не тратьте время на дальнейшее представление этого. Герой видит дорогу и дом, а не всю планету.
  2. Кладите на лист только те слова, что отвечают передаваемому образу. Основной труд писателя состоит в подборе исчерпывающе точных слов, отражающих представленный мир. Любое приблизительное или общее слово испортит картину, замарает на ней кусок, повредит её цельность. Любое лишнее слово загромоздит картину, перегрузит её, вытолкнет читателя, утопит его.

Не будьте лентяем и трудитесь над представлением до тех пор, пока воображаемый мир не подменит вашу повседневность, не заберёт вас к себе. Найдите точные слова, мастерски передающие литературное бытие.

На крыльях слов читатель перенесётся к вашим героям.

Иного транспорта не дано. Слова — крылья, ракета, телепорт, машина времени. Они земля и космос. Они пламя сердечное и холод могильный.

Соединив слова с представлением, вы пробудите в себе дух творца.

© Олег Чувакин, 24-25 августа 2023
Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Главный секрет писательского мастерства»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

2 отзыва

  1. «Воображение, застывшее в слове!» — четыре верных слова, оказывается, достаточно, чтобы поведать всю суть писательского мастерства, о коем иные авторы слагают целые трактаты. Поймёшь значение этих слов, и у тебя появится шанс…

    1. Поймёшь — и поднимешься на первую ступеньку лестницы, ведущей в небо.

Отзовитесь!

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Сам себе редактор
Научитесь править свои тексты сами. За один урок
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!