Как выправить текст, сохранив стиль и идеи автора

Корректура, редактура, правка, текст

Редакторская и корректорская правка не превращает текст в нечто неузнаваемое. Редактор не вмешивается существенно в статью или рассказ, и всё-таки после правки текст приобретает вид заново написанного — сияет новизною. Что за диво?

Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

Точность и деликатность. Без грубого вмешательства и произвола

— Ой, тебя и не узнать!

Так подруга восклицает при виде женщины, вдруг похорошевшей, изменившей свой образ.

То же самое можно сказать о предмете неодушевлённом — тексте.

У Паустовского в «Золотой розе» есть глава «Случай в магазине Альшванга». Там описана корректорская правка рассказа. Автор рассказа, Андрей Соболь, был талантливым литератором, однако в грамотности допускал столь выдающуюся неряшливость, что редакции склонялись к отказу от сотрудничества с ним. Собственные тексты он перечитывать-править не умел и одновременно был весьма чувствителен к их перекройке посторонними.

Коснитесь карандашика: он живой! Олег Чувакин выправит, обработает, допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. 29 лет практики (с 1994). Олег разберёт ваши ошибки, промахи и недочёты, даст полезные советы и научит им следовать. Поднять слабый черновик до подлинно литературного уровня? Будет сделано!

Как выправить рассказ такого чувствительного писателя? Задача представлялась непосильной всей редакции газеты «Моряк». И всё же вызвался один человек. Задачу он решил. Это был старый корректор Благов.

Поразмыслив, Благов ограничился точной расстановкой знаков препинания. Сверх этого он распределил ворох предложений по абзацам. Все слова в рассказе остались прежними.

На другой день в редакцию ворвался гражданин Соболь. Скандал? Нет! Вместо ссоры случились объятия и троекратное целование. Вечером было распито полбутылки дефицитного коньяка.

Взволнованный Соболь поблагодарил корректора за чудесный урок. Жалел он об одном: урок этот был им получен поздновато. «Я чувствую себя преступником по отношению к своим прежним вещам», — признался литератор.

Максимально сдержанная правка

Урок, описанный в книжке Паустовского, полезен всякому автору, особенно тому, кто допускает в своих сочинениях неряшливость.

Мне довелось встречать немало авторов (от технарей до гуманитариев), которые были способны выдать хороший журналистский материал или рассказать занимательную историю, однако ленились себя перечитывать, а на русском языке писали так, что казалось, будто он им не родной.

Ограничиться при правке знаками препинания и абзацами удаётся крайне редко. Это, так сказать, идеальный случай.

Обычно практикуется комплексный подход: правка и слов, и устойчивых выражений, и запятых с точками и тире. Однако редактору и корректору не следует забывать, кто он. Нельзя подменять собою автора.

Максимально сдержанная правка — это та, где красная паста расходуется экономно. «Кровопускание» автору делается лишь там, где это неизбежно, где ошибки тяжкою кучею навалились на поверженную грамотность.

Author picture
Не спешите заказать редактуру. Не швыряйтесь деньгами. Сначала покажите свой рассказ или отрывок романа
Кому показать рассказ или роман? Писателю! Проверьте свой литературный талант. Разбор рукописи объёмом до 33333 знаков за сутки.

Грамотность надо спасать — тут двух мнений быть не может. Но патроны на борьбу с ошибками приходится расходовать экономно.

Редакторская экономия сохраняет авторские мысли и идеи в неприкосновенности. Осторожная, бережная правка не нарушает тот стиль, каковым дорожит публицист или прозаик.

Посмотрите на картинки ниже. Их четыре. На первых двух показан оригинальный текст заметки для прессы. На двух следующих показан тот же текст, но выправленный.

Моей целью не было написать статью за автора и добавить что-то в его материал. Речь шла только об устранении ошибок. О быстрой уборке. Неряшливость в изложении, тавтология, порушенный синтаксис, хромая орфография недопустимы и подлежат чистке. Нелепо с этим спорить. Нельзя пропустить и испорченную пунктуацию — те самые точки с запятыми. В финале следует расставить абзацы, отыграть их аккордами — дабы подать в сияющем виде главные мысли автора, которые он непреднамеренно попрятал в куче фраз, сваленных друг на дружку.

© Олег Чувакин, 3-4 мая 2020
Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. П. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Помощь писателям

Олег Чувакин. Прозаик. Редактор. Литературный обработчик. Вдохновитель

Не стесняйтесь правды жизни. Не беритесь за книгу в одиночку. Бородатый прозаик выправит, перепишет, допишет, сочинит за вас рассказ, сказку, повесть, роман. Удивите читателей волшебными образами и великолепным стилем. Хотите всё сделать сами? Олег научит, Олег покажет, Олег вдохновит!
Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям:
Пистолет, оружие, роман с острым сюжетом, иллюстрация
Памятка пишущему

Садишься за письменный стол с намерением сочинять? Намерение похвальное! Писать книги — верная дорога к богатству и славе.

Чернила, перьевая ручка, труд писателя, рукопись
Легко ли писать книги?

Писать книги. Легко ли это? Сел за стол, открыл ноутбук, набарабанил сколько-то тысяч знаков — рассказ готов, опубликовать его! Так можно? Нет. Но все думают, что можно.

Чудо, ангел, город, фантастика, начинающий писатель, автор, советы, стиль, красота
Мои советы начинающим писателям

Полезные советы начинающим писателям. Как приучить себя к систематическому литературному труду и добиться красоты слога. Как перестать мучиться и начать творить.

Зима, снег, девушка, мечты, вечность, бессмертие, история о музыканте
Как научиться писать свои истории

Научиться писать свои истории несложно. Усаживаетесь в кресло, заносите пальчики над клавиатурой… Уже слышали такие советы? Над вами подшутили! Есть правила, без которых историю не написать.

Дорога, облака, шторм, фантазия, машина, темп повествования, проза, фантастика
Темп повествования в прозе

Неверно заданный темп повествования приведёт к ямам в композиции, ломаному ритму и в итоге к полному авторскому провалу. Литературное произведение не состоится.

Избавьтесь от ошибок

Ручка, красная, паста, редактор, услуги, правка текстаПисатели! Любите читающую публику. Дорожите ею. Отдавайте ошибки редактору, а не издателям и читателям!

Получите рецензию
Оставьте отзыв

✍ Олег любит неравнодушных читателей и заказчиков. Отзывайтесь, не молчите! Распишитесь на сайте! Правила: допускаются анонимные отзывы; регистрация не требуется; комментарии премодерируются. Хотите аватарку? Зарегистрируйтесь под своим e-mail на Gravatar.com и сохраните там своё личико. Оно тотчас проявится здесь!

Читательских комментариев на «Счастье слова»: 10970.

Проверьте силу таланта
Вы писатель.
Вас захвалили.
Нужна оценка таланта?
Приготовьте рукопись!

Отзовитесь!

E-mail не публикуется. Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.