Как выправить текст, сохранив стиль и идеи автора

Корректура, редактура, правка, текст

 

Редакторская и корректорская правка не превращает текст в нечто неузнаваемое. Редактор не вмешивается существенно в статью или рассказ, и всё-таки после правки текст приобретает вид заново написанного — сияет новизною. Что за диво?

— Ой, тебя и не узнать!

Так подруга восклицает при виде женщины, вдруг похорошевшей, изменившей свой образ.

Конкурс эссе «Счастливая душа»

Истории, которые вдохновляют на счастье. Друзья. Читатели. Премии. До 22 декабря 2020 года.

То же самое можно сказать о предмете неодушевлённом — тексте.

У Паустовского в «Золотой розе» есть глава «Случай в магазине Альшванга». Там описана корректорская правка рассказа. Автор рассказа, Андрей Соболь, был талантливым литератором, однако в грамотности допускал столь выдающуюся неряшливость, что редакции склонялись к отказу от сотрудничества с ним. Собственные тексты он перечитывать-править не умел и одновременно был весьма чувствителен к их перекройке посторонними.

Как выправить рассказ такого чувствительного писателя? Задача представлялась непосильной всей редакции газеты «Моряк». И всё же вызвался один человек. Задачу он решил. Это был старый корректор Благов.

Поразмыслив, Благов ограничился точной расстановкой знаков препинания. Сверх этого он распределил ворох предложений по абзацам. Все слова в рассказе остались прежними.

На другой день в редакцию ворвался гражданин Соболь. Скандал? Нет! Вместо ссоры случились объятия и троекратное целование. Вечером было распито полбутылки дефицитного коньяка.

Взволнованный Соболь поблагодарил корректора за чудесный урок. Жалел он об одном: урок этот был им получен поздновато. «Я чувствую себя преступником по отношению к своим прежним вещам», — признался литератор.

Урок, описанный в книжке Паустовского, полезен всякому автору, особенно тому, кто допускает в своих сочинениях неряшливость.

Мне довелось встречать немало авторов (от технарей до гуманитариев), которые были способны выдать хороший журналистский материал или рассказать занимательную историю, однако ленились себя перечитывать, а на русском языке писали так, что казалось, будто он им не родной.

Ограничиться при правке знаками препинания и абзацами удаётся крайне редко. Это, так сказать, идеальный случай.

Обычно практикуется комплексный подход: правка и слов, и устойчивых выражений, и запятых с точками и тире. Однако редактору и корректору не следует забывать, кто он. Нельзя подменять собою автора.

Максимально сдержанная правка — это та, где красная паста расходуется экономно. «Кровопускание» автору делается лишь там, где это неизбежно, где ошибки тяжкою кучею навалились на поверженную грамотность.

Грамотность надо спасать — тут двух мнений быть не может. Но патроны на борьбу с ошибками приходится расходовать экономно.

Редакторская экономия сохраняет авторские мысли и идеи в неприкосновенности. Осторожная, бережная правка не нарушает тот стиль, каковым дорожит публицист или прозаик.

Посмотрите на картинки ниже. Их четыре. На первых двух показан оригинальный текст заметки для прессы. На двух следующих показан тот же текст, но выправленный.

Моей целью не было написать статью за автора и добавить что-то в его материал. Речь шла только об устранении ошибок. О быстрой уборке. Неряшливость в изложении, тавтология, порушенный синтаксис, хромая орфография недопустимы и подлежат чистке. Нелепо с этим спорить. Нельзя пропустить и испорченную пунктуацию — те самые точки с запятыми. В финале следует расставить абзацы, отыграть их аккордами — дабы подать в сияющем виде главные мысли автора, которые он непреднамеренно попрятал в куче фраз, сваленных друг на дружку.

 

 

© Олег Чувакин, 3-4 мая 2020

Услуги редактора

Обратись к опытному редактору, а заодно и корректору

Бородатый прозаик выправит, перепишет, допишет, сочинит за тебя рассказ, сказку, повесть, роман. Купи себе редактора! Найди себе соавтора!
Олег Чувакин рекомендует:
Журнал молодых писателей Пролог
«Талантам надо помогать». О журнале молодых писателей «Пролог»

Суровые, беспощадные условия, высеченные на сайте «Пролога» как на скрижали, затрудняют писателю доступ в журнал: «Пролог» дает выход на сайт только талантливым произведениям, без ссылок на ученичество или возраст автора, придерживаясь известной поэтической формулы: «Талантам надо помогать. Бездарности пробьются сами».

Ребёнок, мальчик, плюшевая игрушка
Борода редактора

Литературный редактор созидает медленно. Слов «срочно» и «аврал» в в его лексиконе нет. Он творец, и творец много выше автора, ибо автор в наши дни величина малая, ноль с запятой и циферкой тысячной.

Новый год, 2020, ёлка, игрушки, новая идея
В Новый год — с идеей новой!

С 2020 года сетевое пространство «Счастья слова» будет отдано преимущественно теме писательства, вопросам создания художественного текста.

Пион, фото, писательские способности, талант, Олег Чувакин
Годитесь ли вы в писатели?

Писать так же трудно, как быть хирургом, каменщиком, фрезеровщиком, архитектором, биологом или столяром-краснодеревщиком. Надо много знать и много уметь, тем более в XXI веке.

Велосипед, без колёс, книга без букв, агенты, Ябеда-Корябеда
Дело Ябеды-Корябеды живёт и побеждает

«Жизнь, алчность, творчество». О ком эта книга? Что означает выражение «Зачем стать?», употребляемое господами книгоиздателями? Как правильно умножить часы на людей и разделить на деньги? Правда ли, что человек произошёл от древнего романтика, а роман «Обломов» написал Гоголь? Что такое «коша в шоколаде»? И почему дело Ябеды-Корябеды живёт и побеждает?

💝

Отзовись!

E-mail не публикуется. Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.