Как написать книгу. Кто поможет, кто заставит?

Книга, мальчик, скафандр, мечта, космос, фантазия, сказка, роман

 

Как написать книгу? Быстро это делается или медленно? В одиночку или с чьей-то помощью? Нужен ли сюжетный план? Как вести повествование: приниматься за работу по вдохновению или писать ежедневно?

Здесь даны простые ответы на сложные вопросы. Простые? Да. Но это не означает, что написать книгу легко.

Двенадцать лет на роман. Я могу себе это позволить?

Под книгой, если речь заходит о художественной литературе, нынче подразумевается роман. Повести и рассказы не приветствуются издателями. Издатели ведут нивелирующую серийную политику и к авторам относятся как к однотипным роботам. Никакой человеческой ценности писатель для издателя не имеет; его имя — лишь метка на серийной обложке книги. Издатель и сам — робот, только другого класса.

Три в одном: писатель, редактор, литобработчик

Коснитесь карандашика: он живой! Олег Чувакин выправит, обработает и допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. Четверть века практики. Занимайте очередь: заказы принимаются уже на 2021 год!

Итак, романы. Они сочиняются и быстро, и медленно. Скорость работы зависит от опыта пишущего, от сложности сюжета и композиции, от проработки характеров героев и от требовательности господина автора. Произвести халтуру куда проще, нежели создать настоящую книгу.

Флобер и Толстой могли позволить себе отдавать романам по семь и пять лет. Айн Рэнд потратила на «Атланта» двенадцать лет. У вас есть эти годы? Вы делаете ставку не на деньги, а на вечность: желаете написать книгу на все времена? Тогда берите на вооружение стратегию черепахи-долгожителя. Пишите медленно, проверяя и перепроверяя, вымарывая и переписывая. Тише едешь — дальше будешь. Не исключено, что у вас получится.

Однажды развлечения ради я написал короткий любовный роман. Шесть авторских листов. За полсотни с хвостиком часов. Видите? Быстро писать тоже можно. Но чего ради? Чтобы превратиться в раба квазилитературного конвейера? Я не хочу. Вы хотите? Хотите — пишите быстро. Накатать романчик-пустышку за неделю — вполне реальная цель, и вы её достигнете. Ну, или за две-три недели, коли опыта маловато. Набившие руку на любовных сочинениях дамы выдают шесть авторских листов за пять дней, а в субботу и воскресенье устраивают себе выходные.

Герои в рамках и без таковых. Про план и синопсис

Любовный роман непременно предваряет план: тут и традиционный хэппи-энд, и измены, и конфликтное столкновение богатства с бедностью, и золушка, волею обстоятельств обращающаяся в леди, и плаванье на яхте по синим средиземноморским водам, и сцены в постели, каковых должно набраться, кажется, не меньше двадцати на короткий роман, и всякий раз в новой позе. Потому наряду с основным уместен дополнительный план, который писатель составляет после теоретического или практического освоения Камасутры.

Детективщику без плана никуда. Без стрелочек между табличными ячейками запутанную нить событий не распутать, не дотянуть до кульминации и развязки. Мало того, детективщики нарочно придумывают и прорабатывают побочные линии, вводящие читателя в заблуждение.

В фэнтези характеры персонажей зачастую примитивны, поскольку герои служат марионетками, ведомыми Его Величеством Приключением. Главное в таких книжках — антураж так называемого авторского мира, всякие волшебные штучки-дрючки. «Фэнтезёрам» план необходим, особенно там, где затеваются романы с продолжениями. Образцом эпического литпланирования служит Дж. Роулинг.

Иное дело — реалистический роман. Здесь герои могут удивлять создателя-автора, перечить ему. Потому-то классики и оставили нам ворох черновиков; потому-то и переписывали страницу за страницей, главу за главой. Персонажи им не подчинялись! Даже Толстого не слушались.

В фантастическом романе (в классическом его виде) простора для воображения хоть отбавляй. Клиффорд Саймак никогда не составлял точных планов, ограничиваясь начальными набросками. Знаменитый американский фантаст предоставлял героям самим выпутываться из трудных положений.

Любопытно, что Эдгар По, натура романтическая, настаивал на строгом плане, расписанном детально до самой развязки.

Юмористический роман, подобный тем, которые создавал П. Г. Вудхауз, нуждается хотя бы в приблизительном плане. Юмористическое повествование строго сюжетно и строится на линейной композиции. Вудхауз делал заметки, а уж потом садился за писанье глав. Однако многие мелкие детали и шутки он придумывал по ходу письма. Я подозреваю, что самогонный аппарат в романе «Положитесь на Псмита» родился вне плана.

Таким образом, воображение работает либо в заданных рамках, либо за таковые выходит. Если писатель сумеет вырастить новорождённые идеи, те окупятся сторицей. Но без труда не вынешь и рыбку из пруда. Выход за рамки переменит старые сюжетные линии и покажет характеры героев со скрытой прежде стороны. Метаморфозы приведут к переработке текста, написанного ранее. Это большой труд. По сути, труд двойной. Возникшая непредвиденная работа раздражает автора. Зато по её окончании он получит то удовольствие, ради которого только и стоит писать. Я говорю о восторге создателя.

Когда готов первый черновик, приходит время изложить синопсис. Романист перечитывает роман и составляет краткое, на одну-две страницы, изложение основных событий с указаниями на действия главных героев и непременно на конфликт, мотор сюжета. Синопсис нацелен на выявление провалов в сюжете, на сокращение или расширение глав, на необходимость поработать ножницами и клеем: переставить какие-то эпизоды и дописать соединительные вставки. Романисты пишут синопсис не для издателя, а для себя, дабы выверить логику повествования. (Для издателя, впрочем, тоже пишут, но это уже вопрос не писательства, а продвижения.)

Ни к чему писать синопсис вперёд романа. Нельзя путать его с планом. План делается «до», синопсис пишется «после». Синопсис может отличаться от плана как небо от земли. Те, у кого воображение работает как у Саймака или Шекли, меня прекрасно поймут.

И не лень — каждый день?

Писать объёмные тексты по вдохновению нельзя. Таково моё глубокое убеждение, доказанное моей же практикой. Писание романа — труд каждодневный. Писать с недельными и месячными пропусками — идея плохая. Роман как бы выветрится из вашей головы, герои поблекнут. Вы рискуете остыть к сюжету. И брошенный текст станет очередным неоконченным Великим Романом. Кто знает, каким был бы результат, окончи вы свою книгу!

Ежедневно писали Толстой, Джек Лондон, Флобер, Моэм, Чехов, Саймак, Сименон и другие прозаики, ставшие литературными классиками при жизни. Бальзак, которого собственные герои волновали куда больше реальности, писал еженощно.

Вы так можете? Нет? Тогда и вопроса этого для вас не существует.

Благодаря редактору, жене и детям

В современных книгах в конце или в начале помещается страница, где автор выражает благодарность. В списке тех, кого он благодарит, перечисляются издатели, литагенты, редакторы, переводчики, консультанты (учёные или специалисты по узким вопросам: военные, полицейские, коллекционеры антиквариата, практикующие психоаналитики, да кто угодно), друзья, ставшие первыми читателями и давшие ценные советы, а также жена (муж) и реже дети. Между прочим, благодаря детям своей жены Стивенсон, в сущности, и создал «Остров сокровищ»: он читал семейству каждую завершённую главу вслух и изучал впечатление, произведённое на юных слушателей.

Бывает, автор состоявшейся книги благодарит и бета-ридеров — читателей первоначального чистовика, людей, нанятых за деньги для внимательного прочтения рукописи, для выявления каких-либо огрехов.

Привлечение к литературному труду целого коллектива помощников говорит о том, что написание книги уже не является сольным проектом, каким оно было во времена Толстого.

Кому-то покажется, что использование бригады помощников сильно замедлит процесс сотворения книги. Наоборот! Мало сведущий в какой-либо области автор тратит недели и месяцы на изучение соответствующего вопроса, а специалист выдаст ему ответ за день-другой. Сотрудничество с узкими профессионалами избавит будущую книгу от фактических ошибок и утверждений, противоречащих истории и науке. Вы же не думаете, что знаете всё и разбираетесь основательно во всём?

Не думайте, что ваши платные или добровольные помощники (при вашем главном участии) выдадут вам чистовик. Отнюдь нет. После их вклада вам предстоит снова и снова переписывать текст, возможно, в каких-то главах существенно переменять сюжет из-за выявленных ошибок и недочётов.

Литература — нелёгкий труд, всегда помните об этом. Гора романных черновиков — и единственная стопочка листков чистовика. Именно так, и никак иначе. Иной раз черновые наброски настолько отличаются от оконченного варианта, что диву даёшься. Недаром Антон Чехов уничтожал свои черновые записи.

Начните с малого

Как же сесть за роман?

Не спешите. Эти два слова я говорю каждому начинающему автору.

Начните с короткого рассказа. Попробуйте составить свой первый план или набросать сюжетные контуры без плана. Иногда без плана получаются первоклассные рассказы. У Рэя Брэдбери таких много. У Чехова тоже. В 1885 году он написал Лейкину: «Такие же вещи, как посылаемая, я пишу обыкновенно наотмашь».

В сущности, рассказ имеет много общего с главой романа. Освоившись в малой форме, вы перейдёте к форме крупной. Более того, работа с малой формой приучит вас к самодисциплине.

«Рассказы писать крайне трудно: любое слово в них беззащитно и на виду», — говорит один мой герой.

Он не врёт. Трудитесь.

 

© Олег Чувакин, 13-14 мая 2020

Услуги редактора

Обратись к опытному редактору, а заодно и корректору

Бородатый прозаик выправит, перепишет, допишет, сочинит за тебя рассказ, сказку, повесть, роман. Купи себе редактора! Найди себе соавтора!
Олег Чувакин рекомендует:
Журнал молодых писателей Пролог
«Талантам надо помогать». О журнале молодых писателей «Пролог»

Суровые, беспощадные условия, высеченные на сайте «Пролога» как на скрижали, затрудняют писателю доступ в журнал: «Пролог» дает выход на сайт только талантливым произведениям, без ссылок на ученичество или возраст автора, придерживаясь известной поэтической формулы: «Талантам надо помогать. Бездарности пробьются сами».

Кактус, колючий, колючки, глаза, книга, читатель
Бета-ридер. Впереди редактора

Желаете узнать всю правду о своей рукописи и своих литературных способностях? Наймите бета-ридера. За небольшую плату он прочтёт ваш роман или сборник рассказов и даст тексту строгую оценку.

Ребёнок, мальчик, плюшевая игрушка
Борода редактора

Литературный редактор созидает медленно. Слов «срочно» и «аврал» в в его лексиконе нет. Он творец, и творец много выше автора, ибо автор в наши дни величина малая, ноль с запятой и циферкой тысячной.

Тетрадь, чистая, ручка, писатель, написать книгу
Грамотность, воображение, трудолюбие

В России писателей стало больше, чем читателей. Нынче почти каждый, кто идёт в Интернет, с маниакальным ожесточением долбит по клавиатуре и мнит себя Львом Толстым XXI века.

Велосипед, без колёс, книга без букв, агенты, Ябеда-Корябеда
Дело Ябеды-Корябеды живёт и побеждает

«Жизнь, алчность, творчество». О ком эта книга? Что означает выражение «Зачем стать?», употребляемое господами книгоиздателями? Как правильно умножить часы на людей и разделить на деньги? Правда ли, что человек произошёл от древнего романтика, а роман «Обломов» написал Гоголь? Что такое «коша в шоколаде»? И почему дело Ябеды-Корябеды живёт и побеждает?

💝

2 комментария:

  1. Спасибо, Олег! Мотивируете! И еще, если «не пишется», тогда читай-перечитывай своих литературных кумиров, настраивайся на их «канал». Или иди читай «Счастье Слова».

    • Олег Чувакин

      Верно, Ксения! Любимые писатели много дают авторам. Чтение любимых, перечитывание их — лучшая школа для литераторов. Чехов и Бунин шли за Толстым, Казаков шёл за Чеховым и Буниным. Это преемственность литературных поколений.

      И да будет с вами счастье слова!

Отзовись, читатель!

E-mail не публикуется. Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.