Как автору найти читателя. 5 способов

Два читателя, книги, лес, лето, чтение, увлекательные романы, как писателю найти читателя
Любовь? Лес? Птицы? Нет, только чтение!

Как писателю найти читателя? Как привлечь к своей литературной персоне внимание капризной публики? Выберите один из пяти работающих способов, а лучше примените все пять.

Picture of Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

Найти себе читателя. Задача для писателя

Вы писатель. Вы думаете: как мне найти читателей? На этот вопрос у вас нет ответа.

Его нет потому, что сам вопрос сформулирован неправильно.

Кто мои читатели? Вот верно поставленный вопрос.

Создайте новый текстовый файл и опишите портрет своего читателя.

Три в одном: писатель, редактор, литобработчик
Олег Чувакин выправит, обработает, допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. 30 лет практики (с 1994). Олег разберёт ваши ошибки, промахи и недочёты, даст полезные советы и научит им следовать. Поднять слабый черновик до подлинно литературного уровня? Будет сделано!

Ему столько-то лет, к примеру, от 18 до 25; он мужчина (женщина); у него такие-то жизненные интересы и цели; он студент или сотрудник офиса с малым стажем; в литературе он предпочитает такие-то жанры; он склонен не читать книги, а глотать, потому как на чтение у него не больше часа в сутки; он похож на вас тем-то и тем-то.

Теперь попробуйте молодого человека 25 лет заменить пенсионером. Вы сразу же броситесь править содержание следующих пунктов.

Предложенные пункты не являются исчерпывающими. Проведите опрос и соберите информацию о своих читателях. Ценны любые сведения.

Не думайте, что читателя вам обеспечит издатель. Издателю до вас не будет никакого дела — до тех пор, пока вы сами не привлечёте к себе читателей. Когда же привлечёте, издатель вам уже не потребуется.

Создав портрет читателя, постоянно его дополняйте. Всё течёт, всё меняется. Это понимали ещё древние.

Уяснив, пусть не в полной мере, как выглядит ваш читатель, поставьте его портрет на стол и пишите для него, а в свободное время ищите читателей, похожих на лицо с портрета.

Как писателю найти читателей? Пять работающих способов

Как писателю найти читателей и сформировать армию поклонников? О пяти работающих способах я рассказываю ниже, а тут скажу о способах бесполезных.

Не работают раскрутка аккаунта в соцсети, ведение блога в «ЖЖ», собирание лайков друзей, издание книги за свой счёт, участие в книжных ярмарках и победы в сотне литературных конкурсов.

Вам нужны не френды, не конкурсные дипломы и не домашняя комната, заваленная макулатурой.

Вам нужны читатели. А их нынче меньше, чем писателей.

Author picture
Не спешите заказать редактуру. Не швыряйтесь деньгами. Сначала покажите свой рассказ или отрывок романа

Кому показать рассказ или роман? Писателю! Проверьте свой литературный талант. Закажите детальный разбор рукописи или её фрагмента.

1. Все всех не любят. Узнайте своих читателей

Всеядных читателей нет даже в XXI веке, который демонстрирует столь выдающееся понижение умов, что сам Лев Толстой, автор этого выражения, забрал бы пальму первенства у века девятнадцатого и передал бы двадцать первому с его фанфиками, драконовой эротикой и научной фантастикой, наполненной дивными фразеологизмами вроде «взболтнуть лишнего» и аббревиатурами с определениями вроде «атомная ГЭС».

Писатель, сочиняющий для условного бульвара и умеющий обработать аудиторию, не должен распылять усилия на посторонние ряды. Фатальной ошибкой было бы следование вкусам массовой аудитории. Ибо нет таких вкусов! Проза, пусть и бульварная, — не кока-кола и не гамбургер из «Макдональдса».

Кто любит грубые детективы, тот не читает сопливых розовых романов. Кто платит за сухую научную фантастику, тот презирает фэнтези с принцессами и эльфами. Кто почитает реализм, тот объявляет фантастику игрой мальчишек, вооружённых деревянными автоматами (Солоухин именно так и считал).

Ежели вы пишете про драконов, не покушайтесь на лавры Айзека Азимова. Ежели ваша публика ценит оригинальный юмор, конкурируйте с Вудхаузом, а не с Чаком Палаником. Ежели вы популярны у мужчин, не стремитесь повторить свой успех у женщин.

Мыслите подобно Харуки Мураками: он мечтал в молодости найти всего пятьдесят тысяч читателей. На жизнь хватило бы. Мечта Мураками обросла нулями. Пятьдесят тысяч привели к нему своих друзей, а те друзья привели своих.

Помните: хорош лишь постоянный читатель. Его и ублажайте.

Идите узкой тропой. Бойтесь широких дорог. Страшитесь перекрёстков.

2. Найти читателя в соцсети. Способ для популярных и активных

Социальные сети — место не для писателей. Это место для социально активных людей.

Вы социально активная персона и популярный писатель, два в одном? Тогда этот способ вам подходит. Вы ничего не смыслите в привлечении сетевой аудитории? Тогда способ не сработает. Сама по себе соцсеть не притянет к вам читателей.

Соцсети — пространство для популярных людей. Соцсеть — место, где популярный автор прибавляет себе ещё популярности. Соцсеть работает только по этому закону. Передам эту мысль ещё проще: деньги к деньгам.

Если у вас нет популярности, вы не заработаете её в соцсети. Правильный путь: сначала некто мелькает на телевидении, в прессе, рекламируется книжным издательством, затем заводит аккаунты в соцсетях. Не наоборот.

Люди интересуются популярным, а популярное становится популярным потому, что им интересуются. Философский замкнутый круг.

Найти дополнительных читателей в соцсетях сумеет тот автор, который обрёл популярность в каком-то другом месте.

Таким местом могут стать специализированные площадки для литераторов. Сайты, где читающая публика не просто разделена на писателей и читателей, но отсортирована по предпочтениям: жанрам и поджанрам.

3. Храните публике верность. Жена измену простит, читатели — нет

Заведите аккаунт на сайтах, дозволяющих писателям выкладывать книги и продавать.

Выберите себе какой-нибудь «Автор.Тудей», «Литмаркет» или «Букривер» и бейте в одну точку. Гните свою линию. Напишите три романа, десять романов, двадцать. Пишите в том направлении и в том жанре, которые любит определённая часть публики (скажем, 43 процента от всех покупателей) и в которых вы имеете некоторые познания и умеете проявить свои литературные способности (пример: фанаты компьютерных игр строчат том за томом литРПГ).

Потратьтесь на продвижение — заплатите за рекламу. Нет денег? Ведите регулярно блог на облюбованном сайте. Следите за читательскими отзывами, вступайте в переписку с читателями, благодарите своих покупателей, дарите им плюшки. Обещайте продолжить ту книжную серию, что читателям полюбилась. Словом, цените свою аудиторию. Она платит вам деньги, обеспечивая ваши походы в «Красное и белое» и аптеку.

Стать писателем за два часа?

Всего один урок. С вашим текстом. Вы и писатель. Больше никого. За 120 минут вы научитесь избавляться от типичных ошибок в сюжете, композиции и стиле. Закрепив полученные навыки, вы сможете обходиться без редактора.

Именно так действовала Э. Л. Джеймс, прославившаяся, уточню, не красным и белым, а оттенками серого.

Не сворачивайте с избранного пути. Не переключайтесь с литРПГ на женские романы и с эротики на детские сказки. Публика не жена, измены она не прощает.

4. Идите в ногу со временем. Берите не качеством, а количеством

Сейчас не в моде выверенный стиль и неповторимое художественное слово. Во времена Чарльза Диккенса читатель растягивал толстый роман на неделю, на две недели, потребляя его вечерами. Во времена сетевых книжек читатель глотает роман за несколько часов. На чтение толстого романа уходит примерно столько же времени, сколько тратится на прохождение компьютерной игры или просмотр длинного кинофильма.

Писатель, не понимающий реалий своего времени, рискует остаться без читателей. У современного писателя нет других читателей, кроме глотателей.

Дабы поспевать за аппетитами глотателей, пишите по 10—20 романов в год. Заграничный плодовитый писатель Жорж Сименон и следом наша неутомимая писательница Дарья Донцова успешно доказали: такая производительность не является фантастической выдумкой.

Пренебрегите качеством текста в угоду скорости. Чем больше вы даёте читателям, тем крепче они к вам привязываются. Именно «больше». В «лучше» читатель XXI столетия ничего не смыслит.

Сочиняйте не хорошо, а много. Ваше имя на часто мелькающих там и сям обложках — это рекламный удар. Прямо в мозг!

Автор сорока книг по умолчанию куда авторитетнее, чем автор четырёх книг. Автор четырёхсот книг воспринимается как исключительно сверхпопулярный автор. Само число сигнализирует читателю: ого, как его любят!

Любой социальный психолог, хоть Майерс, хоть Чалдини, скажет вам: люди тянутся за большинством. Количество же произведённых романов внушит искомому читателю мысль: большинство покупает эти романы.

Это могут быть ваши книги.

Напишите четыреста романов, и дело в шляпе.

5. Книга найдёт своего читателя. Per aspera ad astra

Работайте ради будущего. Этому учил Чехов.

Когда-нибудь ваша книга сама найдёт читателей. Так случилось с романом Джона Эдварда Уильямса «Стоунер». Роман сделался мировым бестселлером спустя несколько десятилетий после смерти автора.

Прежде «Стоунера» были «Одиссея» и «Илиада». Если наука история не врёт, обе поэмы были сотворены до нашей эры. В честь их автора, Гомера, много позднее был назван кратер на Меркурии, планете, самой близкой к Солнцу. Через тернии к звёздам!

Что до упомянутого Чехова, то он уверял Бунина в Ялте, что читать его после смерти будут лет семь или семь с половиной, а потом забудут. Впрочем, Бунин в черновике своих воспоминаний заявил, что сие неуклюжее пророчество украдено у него. И какой же вывод? Однозначный: сие малое число оба писателя примеряли на себя. И промахнулись!

Будущее не было жестоко к Чехову и Бунину. Их сочинения по сей день изучают в школах и исключать из программы не собираются. Срок в семь с половиной посмертных лет не имеет отношения ни к одному из них. Зато так называемый социалистический реализм, сочинявшийся по партийной разнарядке членами Союза писателей СССР, в будущее не попал — как не попал туда и сам СССР.

Ради будущего работал и Михаил Булгаков (не забудем и вклада Елены Сергеевны в это будущее). «Мастер и Маргарита» — книга для грядущих поколений. И выведенные там членские билеты — атрибут вневременной, кочующий осколок прошлого.

Как видите, способ номер пять доказан на практике и проверен как на коротких исторических промежутках, так и на длинных. Правда, у способа есть существенный недостаток: он не годится тем, кто желает обрести популярность при жизни. Кушать-то хочется сегодня.

Должно быть, именно потому среди трёх, пяти или семи миллионов (число уточняется) российских писателей, набивающих Интернет буквознаками, не встретить ни одного Булгакова. А вот членов с билетами — как пыли космической.

© Олег Чувакин, 11 марта 2024
Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Как автору найти читателя. 5 способов»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

3 отзыва

  1. Спору нет — драконы и их разношёрстные сородичи давно и глубоко проникли в нашу жизнь. Не ровен час — им начнут выдавать паспорта.

    1. Вижу и вторую часть этой дилогии: драконы выдают паспорта людям.

  2. Ха-ха-ха! Но выдают только тем, кто сдал на «пять» «Всемирную историю драконов». ЕГЭ у драконов не котируется…

Отзовитесь!

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Сам себе редактор
Научитесь править свои тексты сами. За один урок
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!