Создание литературных персонажей. Герои главные и второстепенные

Вселенная, власть, Мэри Сью, архетип, литературный персонаж
Мэри Сью, случайно заполучившая власть над Вселенной

Сегодня, когда писатели более походят на машины, нежели на людей, персонажи романов и рассказов создаются шаблонными приёмами. Придумывание литературных героев подчинено типовым схемам.

Picture of Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

Как создать литературного героя, который понравится читателям

В наше время, когда всё предельно упрощается и стандартизируется с целью притянуть к продукту массового потребителя и заставить его платить, литература тоже превратилась в мертвящий трафарет.

В литературном фастфуде герой не нуждается даже в логике поступков. Важно иное: он должен угождать читательским потребностям. Основные потребности современных читателей проистекают от желания отождествить себя с персонажем. Для такого отождествления имеется причина: хочется заполучить даром счастье. Поэтому автор обеспечивает своему герою приобретения, с лёгкостью поднимающие его над миром обыкновенных людей. В жизни этого нет — так пусть в книгах будет!

Такими приобретениями бывают:

  • вечная жизнь, пусть даже с интересными оговорками (вот почему многие читатели любят книги про вампиров);
  • богатство (вот почему читатели обожают любовные романы, где богатый юноша берёт в жёны бедную девушку);
  • сверхспособности (вот почему читатели покупают фэнтези и литРПГ, где главные герои вдруг получают супертехнологии или случайно раскрывают в себе волшебный дар);
  • исключительное везение (вот почему читатели радуются книжкам, персонажи которых выбираются из полосы неудач и взасос целуются с госпожой фортуной — зачастую вопреки всякой логике);
  • бесконечный секс (читатели не устанут наблюдать за возбуждающими постельными сценами, особенно с перчиком, см. «Пятьдесят оттенков серого», где секс ещё и сочетается с богатством).

Одним из основных шаблонных условий разработки персонажа является внезапность либо случайность события, одаряющего главного героя приобретением, которое растянет его судьбу на сотни романных страниц.

Три в одном: писатель, редактор, литобработчик
Олег Чувакин выправит, обработает, допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. 30 лет практики (с 1994). Олег разберёт ваши ошибки, промахи и недочёты, даст полезные советы и научит им следовать. Поднять слабый черновик до подлинно литературного уровня? Будет сделано!

Пример правильного подхода к делу: главный герой приобретает чудо-способности, чуток потрудившись (Иван-дурак и Емеля знают необходимый минимум), а лучше получает таковые способности даром: пусть они сами на него свалятся, а он с ними отправится в приключение.

Поместите персонаж в трафарет узнаваемого мира

Сконструируйте детали литературного мира, окружающего вашего героя. Помните: в эпоху компьютерных игр мир важнее героя. Современный читатель любит сеттинг и всякие штучки-дрючки, а не характеры из «Мёртвых душ».

Выстраивая мир, в первой же главе дайте завязку, указывающую на знакомую серийному читателю схему.

Образцы трафаретно-серийных сюжетных завязок:

  • обнажится портал в стене, а уж оттуда герою всё подадут в готовом виде;
  • нарисуется интерфейс в голове, где всё нужное подсветится и обозначится;
  • откроются наследственные способности к колдовству, отчего былая блёклая жизнь расцветёт в красках;
  • попадётся случайно волшебная палочка, исполняющая перечень желаний, разумеется, с ограничениями, иначе сюжет не сложить.

Книжный персонаж вклеивается в этот антураж. Упор в коммерческом романе делается не на человека, а на мир. Мир бульварного романа по преимуществу игровой. Персонаж вооружается разными штуковинами, которые подсовывает ему автор, и прокачивает способности, штуковинами обусловленные. Задача автора — составить список штуковин и напридумывать герою сверхспособностей.

Создание же характера персонажа не имеет решающего значения, ибо читатель современной литературы настроен на потребление схемы, причём схемы узнаваемой — серийной, тиражируемой. Отступления от массового подхода караются жестоко и беспощадно: массовые читатели уходят от писателя, отклонившегося от канона, и у того наступает резкий спад конвейерных продаж.

Автор, заманивший в свои сети массовую публику, сам застрял в её сетях.

Как придумать главного героя рассказа или романа. Способ создания персонажа при помощи шаблонной примитивизации

Коммерческие писатели выработали несколько приёмов, позволяющих угодить бульварной публике при минимальных творческих усилиях, а то и вовсе без таковых.

Автор, который в состоянии сочинять по дюжине романов в год, то есть выдавать по толстой книге в месяц, пишет исключительно для массового сегмента рынка — примерно для того же, что пьёт кока-колу.

Массовый автор не должен (подчеркну: не должен!) ломать себе голову над придумыванием главных героев своих романов. Его цель — выдать как можно больше романов и подогнать романный текст под привычный канон, втиснуть сюжет в схему, которая даёт возможность продолжать серию по году, по два, по три. Читатели такого упрощённого литпродукта готовы потреблять романы даже в недописанном виде, покупая литпродукт по главам и частям: автор выдаёт им порции «проды» раз в три дня или в неделю. Отсюда способ сочинения романа всегда один: писать строго по порядку, хронологически (линейно), и уже не править написанное. Качество стиля и устроение композиции во внимание не берётся. Да и времени на это нет. Писатель становится маркетологом и торговцем.

Author picture
Не спешите заказать редактуру. Не швыряйтесь деньгами. Сначала покажите свой рассказ или отрывок романа

Кому показать рассказ или роман? Писателю! Проверьте свой литературный талант. Закажите детальный разбор рукописи или её фрагмента.

Главного героя романа коммерческий автор придумывает строго по шаблону, запрещая себе малейшее художественное отклонение от изначально набросанного манекена. План необходим; живое творчество в духе Клиффорда Саймака, когда герои творят себя сами и разрешают сюжетные конфликты по своей воле, исключается.

Шаблонная примитивизация характера героя строится на постоянном переборе основной комбинации из четырёх-пяти черт. Предварительно заданными чертами автор и оперирует. Я называю такой метод неполным арпеджио (с музыкальной иронией). Это перебор на гитаре, у которой одна-две струны оборваны.

Шаблонная комбинация характера персонажа обычно включает:

  1. Одну его слабость.
  2. Одну силу.
  3. Черты, которые он ненавидит в людях.
  4. Черты, которые он любит в людях.
  5. Какую-нибудь привычку: медленно рвать бумагу или мастурбировать на портрет Элвиса.

Больше ничего не нужно. Иначе герой романа устремится из массового рыночного сегмента куда-нибудь в классику.

По трафаретке, показанной мною выше, сочиняет свои романы Стивен Кинг, а это ведь звезда мировой величины.

Создателю массового литературного продукта важно придерживаться запланированных черт персонажа в повествовании, постоянно вдалбливать их в голову читателю. Тогда читатель сочтёт логику повествования верной, а автору даст денег.

Такова формула литературного успеха.

Архетип Мэри Сью (МС). Это удобно!

Удобнее всего пользоваться архетипом Мэри Сью, сокращённо МС. Трафаретка годится как для персонажей женского пола, так и мужского. Тут практически нечего разрабатывать.

Мэри Сью — архетип с выпяченными трафаретными достоинствами, необходимыми для развития сюжета с хеппи-эндом. На этом конструирование персонажа завершается. Отрицательные черты можно не прорабатывать.

У типичного МС мужского рода мощный торс, рельефные мышцы, кубики пресса, высокий рост, косая сажень в плечах. У типичной девушки МС, даже у Золушки, непременно присутствуют красота, женственность, притягательность при явном позыве выйти замуж за МС мужского пола.

У МС обоих родов наличествуют гипертрофированные способности либо подарки судьбы: реалистические (невероятное везение; супертехнологии) или фантастические (сверхспособности; магические предметы).

Главный герой коммерчески успешной книги должен отвечать типажу Мэри Сью.

Товарищ автор, вам неловко? Чтобы не было очень стыдно, используйте в описании романа аббревиатуру МС. Ни в коем случае не избегайте в аннотации указания на МС. Читательская масса обожает МС. Аннотация нацелена на привлечение вашего целевого читателя.

Что такое арка персонажа и отчего персонаж в ходе действия меняется

Литературные маркетологи учат нас строить арки персонажей и уверяют, что герой на протяжении сюжета должен меняться.

Тут ничего сложного тоже нет.

Герой меняется следующими способами:

  • получает наследство (находит клад, золотую цепь, ловко грабит банк и так далее) и богатеет, отчего рвёт связи со своим старым миром и входит в новый;
  • обретает сверхспособности: слабак-тюфяк достигает статуса суперволшебника;
  • оголяет шею перед клыками знакомого кровососа и вскоре превращается в вампира, дабы жить вечно и сосать кровь.

Так называемая арка персонажа как раз и охватывает период этих изменений: из бедняков в богачи, от человека до кровососа.

Стать писателем за два часа?

Всего один урок. С вашим текстом. Вы и писатель. Больше никого. За 120 минут вы научитесь избавляться от типичных ошибок в сюжете, композиции и стиле. Закрепив полученные навыки, вы сможете обходиться без редактора.

Не тратьте много времени на описание персонажа: стиль не оценят

Читатель безграмотен. Поэтому хорошо, когда безграмотен и автор. Эти двое найдут друг друга.

Не стремитесь к выработке стиля. Ограничивайтесь в описаниях персонажа черновыми набросками. «И так сойдёт» — вот обкатанная формула.

Ошибки и недочёты скажут читателю: автор такой же простой парень, как я.

Маркетологи твердят: надо разговаривать с потребителем на его языке. Сей простой подход применим и в области литературы.

Говорите с читателем на его языке.

Как описывают персонажей топовые авторы. Примеры

Ни к чему расходовать время на точные, достоверные и тем паче образные описания внешности и поведения персонажей. Очень мало на свете читателей, которые эти трудозатраты оценят. И они не относятся к целевой аудитории коммерческих авторов. А потому пишите наспех, не вникая в детали, конкретику и факты. И не перечитывайте.

Вот выдающиеся образцы скоростного письма нескольких топовых авторов Рунета:

Не успеваю опомниться, как он спускает с моих плеч тёплый свитер и туго завязывает его на моей груди, практически полностью обездвиживая руки.

А. Гордеева. Ябеда

Свитер, спущенный с плеч? Не придирайтесь! Читатель проглотит любое неуклюжее описание. Важна суть события, а не писательская лексика. Пишем как можем, этого довольно.

Чуть легче стало только в коридоре, в процессе восхождения очередного пролёта лестницы, по-стариковски держась за перила.

В. Ильин. Уровни Эдема

К чёрту и грамматику. Кстати: не нанимайте корректоров и редакторов. Они затянут выход романа и снизят чистую прибыль. Можно писать даже так: «… — Нормально всё? — Посмотрел на меня обеспокоенный взгляд Михаила сверху» (из того же романа того же автора). Прежде в литературе ценилось «как», теперь в ней, как в рекламе, осталось только «что». Прогресс состоит в том, чтобы оставить от «что» как можно меньше.

И учитывая, что солнце уже клонилось к океану на западе, то Алекса выпустили незадолго после отъезда этого спасительного стального челнока.

К. Клеванский. Дело чёрного мага

И логику, и композицию тоже к чёрту. В общих чертах содержание усваивается, и ладно. Всё равно на чтение толстого романа потребитель затрачивает часа три, от силы четыре. Это не чтение, а проглядывание, скроллинг. Спустя несколько дней роман полностью вылетает из памяти читателя, выдавленный парой-тройкой следующих серийных «кирпичей». Они в памяти тоже ненадолго.

Как придумать второстепенных героев. Универсальный способ: деление на два

С второстепенными персонажами работать совсем просто.

Берите шаблонную комбинацию черт (см. выше) и делите на два. Достаточно одной-двух типичных черт, и второстепенный персонаж придуман.

Оперируйте только запланированными чертами и не лезьте глубже. Не сбивайте читателя с толку.

Подберите для второстепенных героев примитивные архетипы (см. выше). Обозначьте их: «колдун-конкурент», «третий любовник главной героини», «дворник с волшебной метлой». Помните, что архетип Мэри Сью уже занят главным героем. Архетип Мэри Сью сам по себе примитивен, а потому архетипы второстепенных персонажей должны опускаться до уровня картонных декораций.

Применяйте для архетипов стратегию упрощения

Не стремитесь расширить взятые архетипы. Не усложняйте описания и не усложняйте сюжет. Поучитесь у McDonald’s. Всегда одно меню.

Маркетологи учат стратегии упрощения. Берите пример с IKEA. Пусть читатели сами дорисуют ваших героев, и второстепенных, и главных.

Как вывести образ живого героя. Живому персонажу проектирование противопоказано!

Всё, что я сказал выше, относится исключительно к коммерческой литературе, она же бульварная. Её удел — фиксация трафаретных персонажей-манекенов, отвечающих потребностям невзыскательной публики.

Иная задача — вывести живого героя.

Способов и средств создания живых литературных персонажей не существует. Живой герой романа или рассказа — не архитектурная конструкция; он не проектируется, он не подчиняется шаблонам. Он есть сердце будущей книги и элемент духа автора.

Живость героев разливается по всей книге. В подлинной литературе, не скованной шаблонными «арками», герой не обязан меняться и не должен вписываться в читательский канон. В книге, надолго остающейся в памяти, живы все персонажи: от главных героев до самых маленьких статистов. Они описаны так, что читатель видит их картиною — в идеале так, как видел их автор.

Литературные герои, которые создают себя сами

В моих рассказах, повестях и романах нет ни единого героя, которого я бы искусственно «разрабатывал». Я никогда не думал над списком определённых черт и никогда не заталкивал персонажей в типовые схемы. Я никогда не планировал «арки».

Живой персонаж добывается из личного жизненного опыта, из сновидений и яви, из встреч и раздумий, из писательской философии и авторского «я». Живой герой может браться из прототипа или двух, трёх прототипов. Живой герой есть поразительный антипод прототипу — сначала, на первых страницах, он походил на натуру, затем был переписан до неузнаваемости.

При сотворении живого героя не помогут книжки про арки персонажей. Дело в том, что у живых литературных героев, как и у живых людей, нет никаких арок. В экономике давно признано нерациональное поведение индивидов, а у психиатров нет понятия нормы.

Создание живого персонажа романа или рассказа нельзя описать в виде последовательного процесса действий и обнародовать в своде правил.

Сколько бы я ни пытался отследить ход своих писательских манёвров, сколько бы черновиков ни сохранял, я не сумел зафиксировать принцип того литературного монтажа, который самым причудливым образом происходит в подсознании и сознании.

Если вчера я не знал, что мой герой сделает то-то и то-то, то сегодня я знаю: он сделал это — содеянное записано. Если вчера я не знал, что такой-то второстепенный персонаж вцепится в глотку главному герою и вырвется на первый план, обретя статус антагониста, то нынче я записал это и узнал.

Мой подход к созданию героев, главных и второстепенных, пожалуй, покажется вам наиболее простым. Или наоборот: дьявольски сложным.

Мои герои пишут за меня.

Чем же тогда занимаюсь я?

Я как старомодный фотограф: устанавливаю выдержку и диафрагму, щёлкаю затвором, проявляю отснятую плёнку, затем проявляю и закрепляю в ванночках снимки, потом глянцую.

Пока я не увижу своих героев, я не опишу их. Пока я не почувствую тока их сердец, я не расскажу о них.

Бывает, я произношу тосты за моих героев. Бывает, я спорю с ними. Бывает, я подчиняюсь им. Бывает, я не сплю по ночам, потому что они пристают ко мне.

Я придумываю литературных героев единственным способом: не придумывая.

Риммы не было.

Но мой читатель в неё верит.

Верю и я.

© Олег Чувакин, 25 марта 2024
Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Создание литературных персонажей. Герои главные и второстепенные»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

4 отзыва

  1. Не каждому дано быть творцом, да, Олег? Да и не каждый хочет им быть. Но если хотя бы один жаждущий глотнёт чистой водицы с твоих страниц, твой труд не будет напрасным.

    1. Верно, Роман. Даже там верно, где этот один явится через пятьдесят или сто лет.

  2. У меня один герой закрылся в отеле и отказывается оттуда выходить уже лет 10. Знает, что ничего хорошего ему, по моему замыслу, не грозит. Крепко засел. Надо ему позвонить! (сюжет в стиле Кортасара)

    1. Ну, десять лет не рекорд… У Чехова в рассказе «Пари» юрист просидел во флигеле пятнадцать лет.

Отзовитесь!

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Сам себе редактор
Научитесь править свои тексты сами. За один урок
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!