Час отбытия
Рассказ Олега Чувакина
— Я заснул? Сплю? Вроде бы нет… Кто ты? На ночь глядя всякое мерещится… Откуда ты взялась?
— С неба. С планеты, чьё имя нельзя назвать, зато можно внушить. Впрочем, это отняло бы слишком много времени.
— Сомкну-ка я губы покрепче… Я не говорю, не произношу слов, а ты мне отвечаешь. Я выдумал тебя?.. Я всегда мечтал встретиться с инопланетянкой. И влюбиться. Только поздно мне теперь влюбляться…
— Не заснул. Не выдумал. Мы с тобой не говорим, а обмениваемся мыслями. Ты думаешь, я улавливаю. Читаю. Впитываю… После языка образов трудно приспособиться к языку слов.
— Значит, ты телепатка. Образная… Но я-то не телепат. Как же я читаю тебя?
— Свои образы я перестраиваю в понятные тебе слова и транслирую усилием воли. Мы можем внушать. При желании.
— Откуда у вас этот дар? Был изначально?
— Понятие «дар» весьма приблизительно. Оно отвечает личным способностям, а не общим. Хорошо, пусть будет оно. Дар у нас не один. Мы телепаты. Вдобавок мы провидцы. Мы предвидим грядущее, его ветвление. И третий дар, главный, ведущий: мы испытываем мыслеощущения. Они источник и средоточие всего прочего. Наш способ существования вырабатывался миллионы лет. Это эволюционное приобретение.
— Ух ты! Способ… Не ждёт ли и нас, землян, чудо эволюции? Мутация. Миллион-другой лет, и…
— Нет, не ждёт. И это не чудо. Заслуга — вот более подходящее слово. Наша биологическая и социальная эволюция строилась на сближении, ваша — на отдалении. Вы пропустили поворот.
— Вон оно как…
— Стены и границы, оружие и войны, тяга к обособлению, стремление отнять, желание покорить, гонка крикливых мнений, соревнование в навязывании идеалов, постоянный страх — вот как вы выглядите со стороны. Ваш вздыбленный ужас поднимается выше атмосферы и расползается за пределы Солнечной системы. Он улавливается на нашей родине и дымит дальше. Шансов перемениться у вас уже нет.
— Ясно. Мы фоним на весь космос. Воняем страхом. Картина исчерпывающая.
— Нет. Иначе я не была бы здесь.
— Кажется, я понял, почему инопланетяне не испускают радиосигналов. К чему тихоходное радио, когда действует мгновенная мысль? А ловить, принимать мысли мы не умеем: наша эволюционная тачанка промчалась по прямой. Разве что вы пожелали бы применить дар внушения, передать нам себя… Скажи, у вас есть друзья среди звёзд?
— Мало. Очень мало.
— Живёте по Аристотелю.
— Кажется, есть надежда на время. Ещё миллион-другой лет… Друзья подрастут…
— Что такое миллион лет для слушателя Вселенной!.. Кстати, сколько вы живёте?
— Примерно с ваш век.
— И научились ждать миллионы лет?
— Чувство времени — общая часть нас.
— Общее ощущение времени? Не представляю.
— Что-то вроде протяжённого чувства истории. Мыслеощущения предков доступны потомкам в натуральном виде. Незамутнённом. Чистом. Это наша литература правды. Читаешь личность за личностью, разум за разумом. Бесконечная живая библиотека. Словно проживаешь жизнь за жизнью. Отсюда и выросла способность заглядывать в будущее.
— Вот это да… Чувствую себя ничтожной пылинкой. Что против этого мои пятьдесят три года? С половинкой. И без общей части…
— Зря ты выводишь себе минус, ввергаешь себя в искусственное страдание. Неумение вглядеться в себя, прочитать себя, отыскать своё главное, открыть личный смысл — тоже крупная ваша недостача.
— Заговорила как аудитор.
— Я и есть в некотором роде аудитор. Ты много оставил… оставляешь.
— Утешаешь?
— Мы видели тех, кто брал твоё. Кто принимал твоё. Восприятие — величайшая ценность.
— Ух ты…
— Я сама наблюдала твоих воспринимавших.
— Подглядывала?
— Улавливала. Очень сильное чувство. Мимо него не пройдёшь.
— Дальше не говори.
— Понимаю.
— Значит, такова твоя звёздная работа.
— Да, моя профессия — собиратель.
— Сколько вас, собирателей?
— Численность сообщества колеблется. От ста тысяч до миллиона участников. Иные начинающие собиратели берут себе одну задачу. Другие увлекаются и посвящают исследованиям всю жизнь.
— Сколько вас, образных?
— Больше триллиона. Мы живём на тридцати двух планетах в восьми галактиках.
— Вот это да… С детства мечтал побывать в космосе. Согреться у белых и жёлтых звёзд, побродить по манящим далёким планетам, узнать чужую счастливую жизнь, подружиться да поучиться… Образная! Мы едва познакомились, а я уже зачислил тебя в друзья. Пожалуй, ты мой единственный друг. Подруга — какое вдохновляющее слово! Редкое. Не для спекуляции… Друзья мои все куда-то подевались. Телефон молчит. Почтовый ящик пуст. Слова перевелись.
— Нехорошо, когда так. Ещё и поэтому я здесь.
— Вон оно что… Собиратели приходят ко всем? Нет, не может быть… Маловато вас для такой миссии… И тогда б люди о приходящих знали. Кто-нибудь поделился бы, рассказал… Не удержался бы, расхвастался, отправил бы в соцсеть… Вон и сеть с подходящим названием имеется: «В контакте»!
— Не отправил бы. Не может. Не ко всем. Мы приходим к тем, кто даёт, кто оставляет. Приходим к тем, у кого берём. Наследие — ты употребил бы это слово. Нельзя, чтобы оно погибло: сгорело в огне страха, утонуло в воде отчаяния.
— Говоришь знакомым стилем.
— Твоим.
— Как же вы переводите? Тут даже не китайский и не хинди для русского. Иная цивилизация… Как доносите наше до своих?
— Раскрываем и переводим через мыслеощущение. Погружение в глубины, узнавание смыслов, любование завершённым образом — таково простое словесное описание сотворённого. Описание сухо, оно как техническая инструкция… Оно не передаёт всего, что надо бы передать. Причина не в краткости. И многотомного собрания сочинений было бы недостаточно! Каждое слово в контексте рождает у нас особое мыслеощущение. Сотворяет особый крохотный мир чувств. В другом контексте краски и звучание будут иными. Целое же произведение — неповторимая лента миров. Ты сравнил бы эту ленту, этот поток с заполненным нотным станом, с течением музыкальной гармонии. И у каждой души своё исполнение! И всегда, каждый раз оно иное, новое. Как рассказать о льющемся адажио Аранхуэсского концерта, о буре и празднике Девятой симфонии? У тебя всякий раз обнаруживался избыток слов. Ещё слова и ещё, снова и снова… Ноль повторов.
— Верно ли я понял тебя? У нас искусств много…
— …а у нас — одно. Мыслеобразы.
— Ты такая зелёная, травяная. Мой любимый цвет. Цвет нарастающей весны, цвет пылкого лета.
— Древний цвет добра и мира, творения и созидания.
— У египтян. Знаю. Глубоко же ты заглянула в земное прошлое… Дай мне руку. Нет, обними мою руку. Обхвати пальцами.
— Так хорошо?
— Когда ты держишь мою руку, боли совсем нет, тела совсем нет.
— Я и держу, и не держу. Это внушение.
— Вон оно что… Стало быть, ты далеко.
— Жаль, но это так.
— И жаль, и не жаль! Касание через космос. Внушение, добежавшее через звёзды. Сердечные парсеки.
— Нет летающих тарелок. Нет небесного грохота, сожжённых берёзок и гуманоидов в скафандрах, спускающихся по трапу. Нет нужды строить космические корабли и поколениями путешествовать через пространства. Довольно осёдланной мысли.
— Вот о каком полёте следовало нам, землянам, думать.
— Лучшие из вас и думали.
— Ты заглядываешь в будущее, а говоришь в прошедшем времени.
— Будущее хранится в прошлом.
— Не могу поверить, что твоя рука не здесь: так натурально!
— Мысль натуральна. Мысль есть плоть.
— Доктор в онкоцентре сказал: ложись в хоспис, бесплатно, дам направление. А я не захотел. Квартира эта старая, от родителей мне досталась, — тут хочу уйти. Меня младенцем сюда из роддома привезли. Я это вроде бы помню… Фантазия, конечно… И всё равно что-то этакое прорисовывается… Хорошо, значит, что я не лёг в хоспис. Там люди, ты бы там не появилась.
— Появилась бы. Другие меня не видят и не ведают. Только оставляющему я отдаюсь.
— Вон оно как! А я тут о соцсетях…
— Я бы позвала тебя в гости.
— Мою мысль.
— Да.
— При тебе боли нет. Ни чуточки. Или… Я, в общем, привык, притерпелся… Живот раздуло… Водянка. С ней как-то легче… Из воды вышел, в воду и уйду. Эволюция… Рак поджелудочной, последняя стадия. Онколог говорит мне: ну а что вы хотели, рак поджелудочной железы диагностировать трудно. Забавно: терапевт меня от гастрита лечил… В поликлинике районной… Недавно правительственный чиновник по телевизору медицину нахваливал. Мол, лучшая она у нас. Лучшая в мире. Ранняя диагностика, своевременное лечение, тра-та-та. Гладкий, румяный, как школьник… Такому как не поверишь? А как там у вас — есть власть?
— Нет.
— Как же у вас общество устроено? Законы? Управление?
— Социальная самоорганизация. Взаимное чтение мыслей. При проблеме принимается очевидное решение.
— Большинством голосов?
— Ни большинством, ни меньшинством в виде какого-нибудь органа, подобного вашим госсоветам, политбюро и кабминам. Берётся предложение индивидуума, представившего наиболее рациональный вариант решения.
— Каковы энциклопедисты!.. Как же вы вычисляете рациональный исход? Кто знает точно, как решение отзовётся в будущем, каким эхом откликнется, в какие затянет повороты?
— Мы знаем. Все. Любой из нас. Потому решение и очевидное. Мы же предвидим. Заглядываем вперёд. Смотрим, листаем.
— Эдак не спеша…
— Мы предвидим лишь близкое будущее. Зато с ветками развития.
— Мы бы тоже могли, наверное. Заглянуть на огонёк в будущее… На денёк-другой вперёд… Чего проще: всмотреться в завтра! Ведь сегодняшнее решение набрасывает контуры грядущего дня.
— Недостижимая простота. Вы не видите и настоящего.
— Не таи. Скажи: сколько мне осталось? Неделя? Дня три?
— Когда я перед тобой появилась, оставался час.
— Час!.. Вон оно как… Тогда… Мне надо…
— Так будет только хуже. Лежи.
— Хочу предупредить соседей. Неудобно, когда…
— Это лишнее. Планета Земля не доживёт и до полудня по твоему часовому поясу. Иная ветка событий ещё короче: финал на рассвете, в пять утра. Лежи.
— Вот тебе и будущее!.. Я умру вместе с планетой. Час, один час…
— Уже меньше, намного меньше.
— Тик-так… Приготовила название для последнего часа?
— Час отбытия. Так его назвал бы ты.
— Ты женщина. Треугольники глаз, пуговка носа, длинный рот, зелёная кожа — ты прекрасна. Можно ли влюбиться за час? Как тебя зовут?
— Имён у нас нет, как нет и названий. Потребовалось бы множество слов, чтобы выразить душу и описать ощущение от встречи. Мы передаём чувство. Сейчас… Вот так… И ещё так… И наконец…
— Поцелуй сквозь звёзды.
— Я унесу и переведу это.
— Это моё последнее, так?
— Так.
— Не для Земли.
— Нет.
— Не для Земли!.. Не для Земли!.. Ничего не ощущаю. Я всегда запаздывал с реакцией. Не умел почувствовать смерть отца, в неё не верил. Смерть матери осознал спустя несколько дней. Обе жены меня бросили — однако я какое-то время словно продолжал с ними жить. Я оглядывался на прошлое, но считал его будущим. Где-то я слышал это раньше… Другие на кладбищах плачут, падают в истериках, а я недоумевал. Тугодум, да и только.
— Зато потом плачешь годами.
— Не говори моим стилем. Я будто с памятником общаюсь.
— Прости. Трудно приспособиться к языку, столь зависимому от слов.
— И ты прости. Похоже, я тебя обидел.
— Ничуть не похоже.
— Ты тоже в меня влюбилась.
— Собиратели влюбчивы.
— Какова!.. Возьму и приревную! Только к кому? Нет, нет, молчи… Значит, час отбытия. Значит, звёздный поцелуй. Я ведь и в свой конец, пожалуй, не верю. Я… Что? Я плохо тебя слышу… Я не чувствую твоих пальцев. И своих. Это словно…
Да уж, Земля… Нужны ли ей такие мы? Но жить хочется… даже, когда ведёшь бессмысленную жизнь.
Так печально. Стиль и язык все совершенней, смыслы глубже, но печаль приумножается.
Глоток свежего воздуха среди кошмара и безумия. И хочется жить, безумно хочется жить, впитывать солнце, ощущать дуновение ветра, слушать шелест волн моря, смотреть вдаль и мечтать … о любви.
“ Я дышу — и значит, я люблю! Я люблю — и, значит, я живу!” В. Высоцкий