Может ли писатель обойтись без редактора? Тест

Тест, нужен ли писателю редактор, два литератора, оригинальность, стиль, викторина
Двое писателей в модной двухцветной одежде. Они считают, что стиль — это про сюртуки и причёски!

Вы писатель. Или считаете себя таковым. Сумеете ли вы обойтись без литературного редактора? Пройдите занимательный тест. Узнайте точный ответ. Ваши умения и навыки оценит умная машина.

Picture of Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

У писателя две задачи: написать и переписать

Подавляющее большинство современных писателей имеет одно мнение на всех. Вот такое: правка — дело редактора. Дело писателя — писать. Это же из корня слова видно!

Такое сужение писательской задачи происходит от непонимания сущности писательского искусства. Человека создал труд; писателя создаёт правка.

Кстати, глагол «переписывать» имеет тот же корень.

Мнения, циркулирующие среди большинства, обычно ошибочны. Ошибочно и мнение о разделении труда на писательский и редакторский. Чуть не написал: в корне ошибочно.

Три в одном: писатель, редактор, литобработчик
Олег Чувакин выправит, обработает, допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. 30 лет практики (с 1994). Олег разберёт ваши ошибки, промахи и недочёты, даст полезные советы и научит им следовать. Поднять слабый черновик до подлинно литературного уровня? Будет сделано!

Плох тот писатель, что не умеет править себя

Растёт, развивает свой дар лишь тот автор, что правит себя. Постоянно правит, устали не зная.

Саморедактура — единственный путь к совершенствованию стиля. Каждодневное письмо и каждодневная правка — вот секрет успеха Джека Лондона, Льва Толстого, Антона Чехова.

Тайны в писательском мастерстве нет. «Секрет» заключается в труде. Труд этот — правка самого себя, бесконечное переписывание.

Вы писатель. Можете ли вы обойтись без редактора? Пройдите тест, узнайте ответ!

Этот занимательный тест я построил на 40 вопросах. Каждый вопрос представляет собой фрагмент подлинного литературного текста либо фрагмент текста ученического и сопровождается тремя одинаковыми ответами-оценками:

  • между «хорошо» и «идеально»;
  • между «плохо» и «никуда не годится»;
  • не знаю.

Вы читаете фрагмент и решаете, имеет ли он художественную ценность, вправду ли его сочинил прозаик, действительно ли его можно признать частью литературного произведения.

За нейтральный ответ «не знаю» вы не получаете ничего. Но ничего и не теряете.

За верный ответ вам даётся 1 балл.

При неправильном выборе вы теряете 1 балл. Это значит, что неверный ответ стоит вам двух баллов: вы теряете один и один недобираете.

Время на прохождение теста не ограничивается. Не торопитесь. Настоящие писатели — люди неторопливые, вдумчивые.

Ваши ответы оценит в баллах неподкупная машина. Машина «Счастья слова» умна и выведет ваш персональный итог.

Экзаменуемых, набравших высокое число баллов, машина признает не только писателем, но и редактором — автором, умеющим править себя.

Итоги теста. Ну как, обойдётесь без редактора?

Вы набрали от 38 до 40 баллов. Поздравляю вас: вы обойдётесь без редактора! У вас намётанный глаз. Вы легко отличаете настоящую литературу от самодеятельной писанины и вздорной бульварщины. Вы равняетесь на лучшее, вы глубоко понимаете родной язык, чувствуете чистоту письменной речи и разбираетесь в тонкостях композиции. Конечно же, вы найдёте в своих текстах все недочёты и огрехи — и сами выправите! В этом я не сомневаюсь. Ну, может, чуть-чуть сомневаюсь, но это по привычке.

У вас от 21 до 37 баллов. Вам потребуется определённая помощь редактора либо рецензента. Вы не всегда отличаете ученическое упражнение от подлинно художественного произведения. Сила художественного слова пока не открылась вам полностью. Редактор направит вас, покажет ваши слабые стороны. Поучитесь у него.

Машина выдала вам 20 и меньше баллов (вплоть до отрицательных чисел). Должно быть, вы новичок на литературном поприще. Вероятно, вам не хватает и начитанности — глубокой, основательной, наработанной не годами, а десятилетиями. В правке своих произведений вы не обойдётесь без литературного редактора. Вы с трудом отличаете плохой текст от хорошего, а то и вовсе не видите разницы. Следовательно, вы не справитесь и со своей рукописью. Наймите литературного обработчика.

© Олег Чувакин, 28-29 января 2024
 
Мы открыли дверь, вошли в комнату. За нами вошёл серьёзный господин в чёрном фраке. Открылась другая дверь, оттуда вошла дама в цветочном платье. Она подала знак рукой, и мы все перешли в соседнее помещение.
Фёдор подал замёрзшей спутнице стакан-крышку от термоса.

— Глотни. Тебя как зовут-то? — спросил я. — Меня Фёдором…

Она посмотрела на меня почему-то с разочарованием.
Могучие рустированные шины жуют дорогу. Пятитонный грузовик с высоченным контейнером в кузове оставляет за собой на заснеженном грейдере не след, а какую-то коричневую кашу. Можно подумать, он старается, чтобы уж никто другой не повторил за ним этот путь. На прямой он злобно расшвыривает комья снега и гравий, проминая настил до мягкой глинистой основы; на подъёмах с рёвом отваливает от дороги целые куски — жирные комья глины оползают в кювет; на спусках, свистя и шипя пневматическими тормозами, напрочь сдирает с дороги шкуру.
В пыльной гостиной её глаза наткнулись на шаткий столик.
Я уставился на него внимательно, сверля его взглядом точно алмазным буром.
Сворачивая на «Ладе» в этот переулок, прогрохотала автоматная очередь. Били, как всегда, из калаша.
— Да не ругайся ты так! Собака как собака. Привыкнешь.

За ним вились мокрые следы ботинок, шорох тяжёлых штанин, хриплое гавканье из сумки и её длинный волочащийся ремень.
Всё началось с того, что в автобусе рядом с ним никто не садился. Жил он тогда в старом семейном пансионе на окраине города, недалеко от конечной остановки. Он ездил на работу по утрам и всегда занимал в автобусе своё любимое место. На остановках в автобус входили люди, но они не садились рядом. Его это мало трогало, более того, даже устраивало, ибо он мог, опустив шляпу на глаза и поудобнее устроившись, подремать или помечтать, не думая ни о каких правилах приличия.
В зале висели очень красивые картины. Мебель здесь была изысканная. Кресла повсюду стояли старинные. Доносилась расслабляющая музыка. Полная релаксация!

Дементьева предчувствовала, что так и сложится. Дальше она будет пребывать в том же блаженном состоянии, что и сейчас. Она знает это.

Ей здесь нравилось. Нравилось даже больше, чем она подумала в первые моменты. Она преодолеет все свои страхи. У неё начнётся новая жизнь. Стартует прямо в этих стенах. Вот в этом уютном доме с его старинной мебелью, с этими изысканными предметами интерьера.

— Ах! — вырвалось у неё. — Как же тут красиво!
Семёнов почувствовал к ней большое доверие, а Катя ощутила к нему огненную ненависть.
Всем было весело, только Соне было тяжело и тоскливо на душе. Острый нос её покраснел от выпитой водки, в голове шумело, сердце больно билось от обиды, от того, что никто её не замечает, что всем весело, все в этот вечер влюблены друг в друга, и только в неё никто не влюблён и никто не приглашает танцевать.

Она знала, что некрасива, стыдилась своей худой спины…
Я сказал своему бывшему другу, а теперь врагу:

— Уходи.

Юноша с обидой посмотрел на меня.
Руки у Алексея быстро замёрзли, несмотря на тёплые перчатки, и чтобы согреть их поскорее, он стал друг о дружку стучать сапогами.
Мой взгляд сказал подруге, как я ей благодарен. Она кивнула мне с глубоким внутренним удовлетворением.
Василиса обнаружила у приведённого пса интересную деталь, которой прежде не замечала. Наличие данной детали не оставляло сомнений в том, что этот пёс не являлся её собакой.
Он носил испачканную масляной краской шляпу, Коля хватал её заляпанными руками после труда в мастерской.
— Мы, полицейские, не любим из ряда вон выходящих событий и новых людей в преступном мире. Гораздо приятнее иметь дело со старым, испытанным правонарушителем.
Ярость и страх — пара мощных чувств, которые испепелили бы любого, но к которым она настолько привыкла, что они больше не тёрли кожу её души, лёжа горами на обеих её плечах.
Пика магического дара его способности достигали при виде стройных девушек, отвечающих известному эталону мужской красоты, и тогда я спешил представить их беременными от меня.
— Ну, полагаю, прежде всего не в порядке я, — ответила приборная доска. — Видите ли, когда вы придаёте компьютеру личностное начало, это предоставляет ему возможность чувствовать. А если мы получаем способность чувствовать, вы не можете требовать, чтобы мы оставались прежними бездушными предметами. Я хочу сказать, что личностное начало делает для меня невозможным выполнение работы, рассчитанной на робота, хотя в сущности я действительно робот, и работа, которую я должна выполнять, — это работа для робота. Но я не могу её выполнять. Я впадаю в рассеянность, у меня портится настроение, всё идёт наперекосяк… Вы понимаете, что я хочу сказать?
Мы никак не могли вылечить дочку, бронхит всё не проходил. Лекарства, выписанные детским врачом, дочке помогали, но улучшения наступали медленно. Я хотела, чтобы мне с дочкой помогал муж, но муж задерживался на своей работе. Помощи ждать мне было не от кого.
Джонни и допустить не мог, что мэр так поступит с ним! Вскрыв его, мэр начал читать письмо, вынутое из конверта.
Мелтон с угрюмым видом вошёл в гостиную, остановился возле окна и, сцепив руки за спиной, погрузился в мрачные раздумья. Микаэла, его жена, подняла голову. Жужжание швейной машинки смолкло.
Аркадий не мог уснуть, потому что в его голову лезли очень разные мысли. Молодой человек с усами взял айфон и посмотрел на экране на часы. Скоро рассвет. Артур, значит, уже вернулся. И Борис с ним. Стадников заговорил.
Проповедник зла мысленно погрузился в свои воспоминания. Когда хочешь путешествовать духом, то умей погружаться в пережитые миры.
…шла под вязами и дубами, и все оборачивались и смотрели ей вслед — она шла, и по лицу её скользили радужные тени; была она точно воплощение лета — дивные персики — среди снежной зимы, точно прохладное молоко к кукурузным хлопьям ранней ранью, в июньский зной.
Вдруг каблуки умолкли, в гостиной сделалось тихо, странно тихо. Лихорадочные ноги и быстрые шаги дуэлянта утонули в густом и высоком ворсе ковра.
— Кто ты против меня? Ты, девчонка, плакса!

Парень вышел из туалета, затолкнул в туалет девушку и, расхохотавшись, придавил дверь коленом.

Спустя минуту, в которой царило мрачное молчание, парень испуганно распахнул туалет, и ему в глаза и щёки выплеснули воду из унитаза и прошмыгнули, толкая того вбок.
Намазав каждый хлебец вишнёвым джемом, они взялись за аппетитное уплетание приобретённых в супермаркете продуктов.
— Машина времени — часть человека, Зинька. Под неё двое требуются. Приёмник координат и передатчик предметов. Лучше терминов я не придумал. Будешь вторым — тогда соберу машину. Это живая машина, понял, Заманчук? Ничего ты не понял, ибо дурак ты есть и дураком помрёшь. Четырёхмерный континуум вне человека немыслим и, как мне удалось теоретически обосновать, не существует. Но при этом человека не существует для четырёхмерного континуума. Нет, ты представляешь хари бюрократов на учёном совете?.. На твою бы походили.
— Те, чья цель базируется на осуществлении мечты, встаньте справа от прохода! Те, чья цель основывается на следовании инстинктам, займите левую очередь!
Поиски редкой возможности замкнуться в себе и не реагировать на окружающий буллинг среды составили для Евгении смысл жизни на данном этапе.
«Кадиллаком» правил Рафинад, и смотреть на это было приятно. Было бы приятно, если бы вы смогли отвлечься от мыслей о том, во что превратятся две тонны дорогих механизмов, перевернувшись раза три на скорости восемьдесят миль, и сосредоточить внимание на мускульной координации, сатанинском юморе и молниеносном расчёте, которые демонстрировал Рафинад, круто обходя воз с сеном навстречу огромному бензовозу и бросая машину в ничтожный просвет, чтобы устроить инфаркт шоферу одним крылом, а другим — смахнуть сопли у мула.
Отрешённый вид Николая втолковывал мне, что пора было вступить в выяснение отношений, а не предаваться томительному состоянию ожидания.
В нашей горной обстановке жизнь не сладкая. В горах зимой вообще трудно. Нужно много дров для отопления и требуется пропитание. Нужны и другие ресурсы, без которых физиология человека буксует и бунтует.
Выйдя из дома, я прошла по лужайке, зашла на сеновал, спрятала предмет в карман и вернулась в дом с чёрного хода. Пройдя затем через коридор, я замешкалась у двери, потому что Лариса хотела войти вперёд меня. Я пропустила её, потом вошла и закрыла за собой дверь. Оттуда я направилась к боковому окну — я должна была увидеть, как гость откроет дверь в дом. Лариса смотрела в соседнее окно.
Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нёс трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой, словом — иностранец.
Правая рука старика совершала витиеватые движения, разнообразно жестикулировала, придавая его истории очарования, эмоциональности и увлекательности.
Академия Сказочного Волшебства оказалась огромной. Она была сложена из гигантских камней. Перед зданием академии располагался громадный хоккейный корт — на нём лёд был и в сентябре. Плюс двадцать, а тут лёд. Волшебный, что вы хотите.

Войдя в здание, Татьяна пересекла большой холл. В своей комнате она тотчас затопила огромный камин, потому что было зябко. Даже заговорённая широченная шерстяная шаль, которую ей подарила волшебница, заведующая кафедрой прикладной магии, не согревала.

Татьяна налила чаю в большую кружку. Сделав большой обжигающий глоток, она призадумалась. Надо бы заняться той бестией из сорок второй комнаты…
Она отдавалась ему так, словно поглощала собою весь мир, одновременно его отрицая. Словно предметы и жизнь вокруг прекращали существовать, и оставались только она и он. Бессонов забывал всё; сама жизнь будто оканчивалась, рассыпалась на атомы в безначальной синеве космоса, где белели два тела: одно широкое и сильное, бросавшее смерти «нет», с железкой в голове и коллекцией шрамов на коже, другое узкое, гибкое, тонкое. То, что творила Марута, было смесью противоположностей — страсти и покоя; ничего подобного Бессонов прежде не испытывал. Возвращаться было страшно: словно какой-то дьявол изгонял тебя из плодоносного тропического рая в сухой, стылый сибирский декабрь.

 

Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы ответили на вопросы викторины: «Может ли писатель обойтись без редактора? Тест»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

2 отзыва

    1. Строя этот тест, я полагал, что не стоит обозначать верные ответы. Теперь думаю иначе. Благодаря тебе, Роман. Думаю, что экзаменуемый испытает некоторое разочарование, не увидев зелёных галочек у правильных ответов. Испытает тот, кто желает чему-нибудь научиться.

      Сейчас я проставлю метки у правильных ответов. Они будут видны только на итоговой странице.

Отзовитесь!

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.