Редакторский анализ. Его польза для авторов

Вдохновение, лампочка вместо головы, писатель, компьютер, редактор, стол, текст, анализ

Редакторский анализ даёт тексту исчерпывающую оценку. Автор видит произведение чужими глазами и получает стимул для переработки рукописи.

Picture of Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

Необходимость редакторского анализа. Этап, который нельзя исключить

Редакторский анализ — это тщательное изучение представленного текста. Это акт понимания: декодирование без искажений, верная интерпретация смыслов, вложенных автором в поток слов. Чем сложнее и специфичнее исходный текст, тем больше труда потратит на декодирование редактор. Отсюда и узкая специализация: редакторы научной литературы, художественной, детской, редакторы СМИ и т. д.

Без полного понимания, без отыскания всех смыслов, заложенных творцом в произведение, редакторский анализ неосуществим. Редакторская работа зачастую оказывается сложнее труда писателя и отнимает у исполнителя больше времени, чем автор потратил на создание произведения.

Глубокое погружение в текст, достижение точного понимания необходимы для оценки формы, избранной автором для передачи данного содержания, и обнаружения провалов или слабых мест, где реализация творческого замысла почему-либо не состоялась. Формальное и содержательное проявление той или иной ошибки всегда указывается определённо.

Порой авторы допускают непоправимые фактические и логические ошибки, перечёркивающие весь сюжет. Вот почему редакторский анализ следует признать важнейшим этапом в работе над рукописью. Этот этап нельзя исключать.

Надо заметить, что исключение анализа ради экономии денег чревато как раз финансовыми последствиями. Нередки ситуации, когда начинающий писатель спешит заказать редактуру, а неопытный редактор торопится заказ принять. Однако в процессе правки, не предварённой анализом и даже самым простым бета-ридингом, выясняется, что рукопись ни сюжетно, ни композиционно не представляет собой произведения: это очевидная авторская неудача — незрелое сочинение, не подлежащее правке. Брать деньги за редактуру подобной рукописи неэтично. В ходе анализа вопрос о будущей правке отпал бы сам собой.

Редакторский анализ основывается на принципах объективности и отстранённости и тем существенно отличается от редакторской правки. В последнем случае редактор работает с текстом и с автором, а в первом он не задаёт автору никаких вопросов. Все его открытия берутся исключительно из представленного текста.

Отстранённый подход обусловливает максимальную объективность при оценке произведения. Редактор читает текст. Он затыкает уши, он не слушает подсказывающего автора: «Понимаете, я хотел выразить этим…»

Так же, как читатель получает в магазине книгу, а не книгу и автора в комплекте, редактор получает для анализа рукопись, а не рукопись и её создателя.

Автор, не сумевший выразить словами то, что выразить предполагал, недостаточно хорошо поработал над черновиком либо недостаточно ясно представляет себе всю сложность литературного искусства.

Анализ произведения требует от редактора предельной концентрации и выдающейся внимательности. Исполнитель, способный погрузиться в рукопись, исследовать все глубины текста, открыть за словами подлинный смысл и таким образом точно интерпретировать авторское послание, пусть оно и выражено неуклюже, встречается, увы, крайне редко. И наоборот, авторы постоянно сталкиваются с торопливыми работниками околоиздательского и околописательского конвейера, которые обнаруживают в рукописях даже меньше огрехов, чем обыкновенные читатели в книгах. Вот почему многие изданные книги читать невозможно.

Что даёт писателю редакторский анализ

В ходе редакторского анализа оцениваются:

  • идея: отслеживается её передача в сюжете;
  • содержание: даются указания на ошибки фактические, логические, грамматические и прочие;
  • композиция: проверяется соответствие содержания форме;
  • стиль: исследуется авторский язык, сверяется темп повествования, обнаруживаются как провалы, так и затянутые эпизоды, ведётся наблюдение за речевыми особенностями персонажей, оценивается детализация созданного предметного мира, изучается достоверность описаний и самих событий, определяется степень увлекательности.

Итог редакторского анализа — взвешенная оценка произведения по всему приведённому перечню.

Если из исходного файла планируется сверстать электронную книгу, то в перечень добавляется технический анализ: редактор указывает на недостающие элементы подготовки документа к конвертации в выбранный книжный формат. Применение стилей заголовков и основного текста, включение переносов, размещение иллюстраций, создание обложки, формирование оглавления при экспорте ODT в FB2, конвертация в прочие форматы — редактор обязан всё это знать и уметь.

Редакторский анализ на практике. Комментарии на полях документа

Редактор сопровождает изучаемый авторский файл детальными комментариями от начала до конца.

В процессе чтения и комментирования документа используется настольный персональный компьютер с большим монитором. Программным инструментом служит текстовый процессор LibreOffice Writer, чей функционал позволяет сохранять документы в формате ODT, идеально подходящем для вёрстки электронных книг.

Редактор размещает замечания на специальных полях электронного документа, используя стандартную функцию вставки комментариев.

На скриншотах показаны фрагменты редакторского анализа: комментарии к содержанию разных рукописей. Прокомментированы неточности в авторской лексике и её бедность, невнимание писателей к особенностям речи персонажей, фактические и логические ошибки, смешение лиц в повествовании (частая ошибка у начинающих авторов).

Анализ незрелых текстов сопровождается целыми лентами «полевых» редакторских замечаний, вытягивающимися вдоль страниц документа. Иной раз листочков с замечаниями набирается так много, что они не вмещаются в видимое поле. Тогда на комментариях появляются кнопки и полосы прокрутки.

Обилие замечаний указывает на множество авторских промахов и ошибок. Чем их больше, тем выше цена редакторского анализа. Автор покупает у редактора время (жизнь), опыт (профессиональные навыки и умения) и способности (дар чувствовать текст и писательский талант).

Автор рукописи может ответить на любой комментарий или удалить его. Именно так обсуждаются при необходимости проблемные места в разобранном произведении.

Комментарии на полях сохраняются при переводе ODT в форматы Microsoft Word (DOC и DOCX), поэтому не имеет значения, с каким текстовым процессором работает заказчик-автор.

Обстоятельный анализ чистовой рукописи романа или сборника рассказов занимает несколько недель. Результат медленной вдумчивой работы — подробный постраничный разбор, всесторонняя оценка произведения. Каждое замечание редактора аргументируется. Обобщающее суждение выражается в форме рецензии.

Стоимость редакторского анализа

Минимальная цена редакторского анализа у Олега Чувакина — 4800 рублей. Такова же стоимость пробной работы с фрагментом рукописи объёмом до 33,333 тыс. знаков с пробелами. В ходе пробного анализа рассчитывается точная цена дальнейшего исследования рукописи.

Цены на редакторский анализ объявлены на специальной странице для заказа.

Цена дополнительных услуг

Технический анализ файла

За технический анализ дополнительная плата не взимается. За отдельную плату верстается электронная книга и изготавливается обложка. Дополнительные услуги описаны на отдельной странице.

Обсуждение выявленных проблемных мест в рукописи

2400 рублей за каждый час (полный или неполный) литературной консультации в Skype или через WhatsApp. 2400 рублей за каждое электронное письмо с ответами на вопросы.

Обобщающий отзыв на проанализированное произведение

Обобщающий отзыв строится по комментариям на полях и дополняется указаниями и рекомендациями. Отзыв сводит оценку проанализированной рукописи в один структурированный документ.

Заказчик не доплачивает за такой отзыв.

Повторный редакторский анализ

После работы над ошибками автор произведения вправе заказать редакторский анализ повторно. Повторное чтение с комментариями оценивается в половину первоначальной стоимости. Примеры: фиксированная цена в 4800 рублей снизится до 2400 рублей; цена в 144 рубля за 1000 знаков снизится до 72 рублей за тысячу знаков. Внимание: знаки считаются по обновлённому файлу!

Цена повторного разбора не снижается в тех случаях, когда объём текста увеличился на пятьдесят процентов и больше и когда автор представил редактору произведение, в котором от изначального варианта не осталось почти ничего.

Сюжетная правка, композиционная правка и иная помощь автору

Помощь с сюжетом и композицией: цена договорная.

Помощь заключается в предложении возможных вариантов развития сюжета, в придумывании конкретных сюжетных ходов и в указаниях по композиционной перестройке произведения, если таковая необходима.

Помощь не подразумевает полного написания или переписывания за автора тех эпизодов, что связаны с предложенными редактором изменениями.

Писателю, который затрудняется вычистить рукопись после замечаний и предложений редактора и самостоятельно не справляется со своими героями, с сюжетом и композицией, следует обратиться к редактору за полной литературной обработкой текста. Это весьма трудоёмкая и потому довольно дорогая услуга: её стоимость начинается с 1 р. 60 к. за каждый знак на выходе.

Где заказать редакторский анализ произведения?

Уважаемые клиенты! Для заказа редакторского анализа перейдите на специальную страницу и заполните контактную форму.

Пожалуйста, описывайте своё произведение коротко и точно: форма (повесть, роман, сборник сказок) и объём в знаках; конечная цель создания текста (книга для себя, для друзей, для продажи и т. п.). Укажите, какие задачи вы ставите перед редактором. Назовите приблизительный срок исполнения заказа.

Нажмите на эту кнопку:

© Олег Чувакин, 2021—2024
Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Редакторский анализ. Его польза для авторов»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

2 отзыва

  1. Когда-то давно я считал, что отредактировать текст — процедура не сильно сложная. Доверял это дело разным редакторам. И со временем понял две вещи. Первая: редактор редактору — рознь. Встречаются такие грамотеи, которым самим бы не мешало обратиться к редактору. И вторая: редакторский труд отличается от «обычного», понятного большинству людей труда. Но тяжесть его нагрузки, воздействующей на организм редактора, порой высока. Высока настолько, что выматывает и физически, и психически. Как борца, который весь день провёл на ринге. А изматывающий труд, уважаемые писатели, заслуживает достойной оплаты.

    1. Да.

      Есть два мнения. Нет, я не о тех двух мнениях, одно из которых неправильное, а другое моё.

      Во времена блогеров, скороспелых СМИ, серийной литературы и блатных премий принято считать, что: 1) писать книги — это легко: 2) править написанное — ещё легче.

      Так вот: мнения №№ 1 и 2 ошибочны.

      Писать книги ужасно трудно, а редактировать — ещё труднее. И когда выясняется, что после работы редактора предстоит снова поработать автору…

      Ну никто ж не поверит, что это правда.

      Ну кто ж нынче знает-то, что Булгаков не дописал роман, что после его смерти его жена ещё двадцать лет доводила рукопись до ума? Кто ж знает-то? Посмотрели киношку, да и хорошо.

Отзовитесь!

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Сам себе редактор
Научитесь править свои тексты сами. За один урок
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!