Метаморфозы от мистера Хайнлайна

Мальчик, читает, книга, библия, holy bible, фото

Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

 

Многие главные герои Роберта Хайнлайна поначалу выглядят поверхностными, а то и глупыми. Спустя несколько десятков страниц персонажей и не узнать: их словно подменили!

Таков актёр Лоренцо Смизи, он же Лоренцо Великолепный, в романе «Двойник». Неожиданно для читателя, решившего было, что перед ним хвастун-пустышка, этот парень из кабацкого бахвала и попрошайки преображается в истинного гения сцены, позднее вознесшегося на вершину космической политики.

Таков мистер Грэхем в эпопее «Иов, или Осмеяние справедливости», внезапно обнаруживший свою необычайно глубокую веру, каковой никто бы в нём не заподозрил в первых главах.

Коснитесь карандашика: он живой! Олег Чувакин выправит, обработает, допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. 29 лет практики (с 1994). Олег разберёт ваши ошибки и недочёты, даст полезные советы и научит им следовать. Поднять слабый черновик до подлинно литературного уровня? Будет сделано!

В список переменчивых типов следует включить и легкомысленную штучку Джилл на пару с бульварным сочинителем Джубалом Харшоу. Оба персонажа, фигурирующие в толстой книге «Чужак в стране чужой», на поверку оказываются отнюдь не такими, какими обрисованы в начале.

Характеры персонажей переменяются тогда, когда завязка остаётся позади, когда автор окончательно в участников действа вживается. В этот момент в героях пробуждается сам Роберт Э. Хайнлайн. Далее характеры выравниваются: мы наблюдаем развитие героев, листаем историю их жизни, заряжаемся от действующих лиц восторгом и радостью, получаем от них любовь и познаём с ними разлуку, вооружаемся то луком со стрелами, то марсианским умением «исчезать», размышляем о политике (от гражданской философии в «Звёздной пехоте» движемся к анархии в «Чужаке»), проходим чрез огонь («Иов»), разделяем воду и взращиваем близость (снова «Чужак») — короче говоря, берём из книг всё, что заложил туда один из умнейших фантастов XX века.

Переключение внутри мозгов героев в текстах Хайнлайна может здорово обескуражить опытного читателя, настроившегося на иной тип личности. Неожиданная перемена качеств персонажа не только не проходит незамеченной, но создаёт со временем особый трепет перед книгами Хайнлайна: уж и не знаешь, чего ждать от следующего героя в следующем романе! Словом, это одновременно и недостаток, и достоинство. В какой пропорции, решать читателю. По моему мнению, 70% на 30% соответственно. Будь я Хайнлайном, я бы начальные главы с первыми мазками характеристик персонажей по завершении романа переписал.

Метаморфоза души и характера встречается даже в тех текстах знаменитого фантаста, что написаны от 1-го лица, когда автор практически сливается с главным героем. «Дверь в лето», «Кукловоды» или «Луна — суровая хозяйка» от метаморфозы свободны, а «Двойник» и «Иов», тоже написанные от первого лица, демонстрируют сдвиг в герое во всей полноте. В объёмных текстах, созданных от третьего лица и приближающихся к эпопее, наблюдаются «открытия» целого ряда характеров. В романе «Чужак в стране чужой» с несколькими главными героями (в русских изданиях, кстати, не хватает 25% текста, ибо переводы делались по урезанному варианту, изготовленному специально для американских ханжей) в этом смысле удивительны медсестра Джилл, изначально сильно смахивающая на особу лёгкого поведения с соответствующей репутацией в больнице, но таковой особой не являющаяся; многоликий Джубал, стряпающий коммерческую квазилитературную чепуху, а по совместительству подвизавшийся на поприще доктора медицины, юриста, философа-эпикурейца и богача и вызывающий в памяти чеховскую строчку «жанрист, анималист и пейзажист»; астрологиня мадам Александра Везант, она же Бекки Визи, чья глупость вдруг оказывается «тоже таким умом» — прямо по афоризму генерала Лебедя.

Роберта Энсона Хайнлайна я ставлю очень высоко среди мировых писателей-фантастов. Моя любимая тройка: Брэдбери, Саймак и Шекли. Хайнлайна я тоже включил бы в эту тройку, будь в ней четыре места.

 

© Олег Чувакин, 25-26 августа 2017

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. П. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»)

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Помощь писателям

Олег Чувакин. Прозаик. Редактор. Литературный обработчик. Вдохновитель

Не стесняйтесь правды жизни. Не беритесь за книгу в одиночку. Бородатый прозаик выправит, перепишет, допишет, сочинит за вас рассказ, сказку, повесть, роман. Удивите читателей волшебными образами и великолепным стилем. Хотите всё сделать сами? Олег научит, Олег покажет, Олег вдохновит!
Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям:
Пистолет, оружие, роман с острым сюжетом, иллюстрация
Памятка пишущему

Садишься за письменный стол с намерением сочинять? Намерение похвальное! Писать книги — верная дорога к богатству и славе.

Чернила, перьевая ручка, труд писателя, рукопись
Легко ли писать книги?

Писать книги. Легко ли это? Сел за стол, открыл ноутбук, набарабанил сколько-то тысяч знаков — рассказ готов, опубликовать его! Так можно? Нет. Но все думают, что можно.

Чудо, ангел, город, фантастика, начинающий писатель, автор, советы, стиль, красота
Мои советы начинающим писателям

Полезные советы начинающим писателям. Как приучить себя к систематическому литературному труду и добиться красоты слога. Как перестать мучиться и начать творить.

Олег Чувакин
Он любит летний лес, зимние сугробы, медленное чтение и сочинение рассказов. Научитесь создавать прекрасные литературные тексты вместе с ним!

10 комментариев:

  1. Andrew Kindrachuk

    В библии же данных метаморфоз не происходит…

    • Олег Чувакин

      Библия на картинке служит лишь иллюстрацией к романам «Иов» и «Чужак».

  2. Анна Артюшкевич

    Олег, к своему стыду, я не читала Хайнлайна, но теперь — непременно прочту!

    • Oleg Chuvakin

      Анна, у вас впереди прекрасные часы. Начните с «Двери в лето». Или с повестушки «Неприятная профессия Джонатана Хога». Увлекательная романтическая штучка. Читать медленно!

    • Анна Артюшкевич

      Спасибо! Если медленно, — значит, хорошая вещь, поскольку посредственную смаковать невозможно.

    • Oleg Chuvakin

      Абсолютно верно!

    • Анна Артюшкевич

      Тут ведь еще важно наслаждение в процессе, а потом уже — послевкусие. Как от хорошего вина.

    • Oleg Chuvakin

      Хайнлайн — это звёзды, параллельные миры, коты, чуток анархии, бессмертие и романтика.

    • Анна Артюшкевич

      Да, это — моё!

  3. Анна Артюшкевич

    Блестящая рецензия! Или это все же реклама, чтобы заинтересовать таких лодырей, как я? :)))

Отзовитесь!

E-mail не публикуется. Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.