Как победить в конкурсе рассказчиков? Как добраться до заветного финального списка, а там и до пьедестала почёта? Как покорить жюри и своим словом доказать, что ты мастер, а не подмастерье?
Как попасть в шорт-лист конкурса рассказов и победить
Я провёл немало конкурсов рассказчиков и эссеистов, а потому с полным римским правом, как шутил Антон Чехов, заявляю: пришло моё время рассказать широкой публике о верных способах победы в литературном состязании.
Кстати, в отличие от Чехова, я не шучу. Кто выполнит все пункты памятки, помещённой мною ниже, тот непременно победит в конкурсе рассказчиков. Ну, по меньшей мере попадёт в финальный список, в шорт-лист.
Открывая секреты победы, я имею в виду в основном свои конкурсы. Те, что провожу на «Счастье слова». Однако памятка моя поможет участникам и всех прочих состязаний, потому как конкурсанты совершают ошибки типичные, ошибки одинаковые.
Памятка будущим победителям
Пять пунктов памятки помогут вам победить в конкурсе рассказов. В любом конкурсе, где есть толковое жюри. «Самосуды» и прочая самодеятельность не считается.
Подлинно литературными конкурсами я нахожу исключительно те состязания, где присланные тексты, во-первых, читают, а во-вторых, читают увлечённые и немножко понимающие в текстах люди.
В-третьих, на настоящих литературных конкурсах должны быть исключены любые группировки по интересам, кастам, лагерям и пристрастиям.
Побеждайте в конкурсах рассказчиков с помощью таланта
Первый верный способ победить в конкурсе рассказов — представить талантливый текст.
Жюри, организовавшее состязание ради награждения талантов, уж никак не выбросит рассказ одарённого автора в корзину.
Одарённого автора ждут деньги, призовое место, диплом, отзыв и дружба. Человеческая дружба.
Соблюдайте конкурсные правила
Хотите, чтобы ваш рассказ прочитали организаторы? Здорово! А знаете, что для этого надо сделать? Прочитать конкурсные правила.
Не читаете правил, но посылаете текст? Значит, вы не уважаете жюри и не цените время тех, кто придумал и запустил конкурс.
На конкурсе принимают реалистические рассказы о счастье? Тогда вряд ли будет хорошей идеей послать туда рассказ о битве вампиров и зомби на планете Юпитер.
Конкурс рассказов посвящён феям и магии, вторгающейся в мир XXI века? Подразумевается счастливая развязка, хеппи-энд? Отлично! Но очень странно выглядели бы там постмодернистские сочинения, в которых нет ни завязки, ни кульминации, ни развязки, ни фей. И вообще ничего нет. Пустоту, и ту забыли.
Помните о форме. Рассказ — это не роман
Рассказ — малая форма. Это не повесть, не роман.
Кому показать рассказ или роман? Писателю! Проверьте свой литературный талант. Закажите детальный разбор рукописи или её фрагмента.
На конкурс рассказов не присылайте повестей, романов, эпопей в трёх томах, а также сценариев телесериалов. Поэм тоже не присылайте. Не присылайте мотивирующих книг, научных монографий и студенческих дипломов по специальности «Анализ хозяйственной деятельности предприятия».
Обычно организатор конкурса не ленится указать в самом крупном заголовке: конкурс рассказов. Ежели вы прочтёте хотя бы этот заголовок, вы проделаете уже два процента своей работы. Останется всего девяносто восемь.
Берегите русский язык. Бойтесь ошибиться. Не ленитесь себя править
Конкурсы длятся не три дня. Бывают и очень долгие конкурсы. Зима прошла, весна миновала, осень уж позади, а конкурс всё идёт. Да, есть такие состязания. Их придумывают черепахи. И адресованы они черепахам.
Так вот, долгие конкурсы дают любому автору… что дают? Возможность основательно потрудиться!
За несколько месяцев можно переписать и вычитать рассказ пятьдесят или сто раз. Сколько угодно. Можно довести его до совершенства. До идеала, которым восхитился бы и перфекционист.
Сделайте это. Удивите жюри. Любое жюри устаёт от тысяч и тысяч ошибок и опечаток.
И помните: правка собственных текстов — это медленный путь к чистому стилю. Когда вы сами редактируете рассказы, вы совершенствуете писательское мастерство. И эту работу за вас не сделает никто. Вы скажете: текст подправит редактор! Да, он подправит. Но практика и прогресс будут у него, а не у вас.
В полной мере писатель лишь тот, кто сам себе редактор. И корректор.
А потому учитесь. Не стесняйтесь учиться. Не бойтесь ученья. Хотя бы не ленитесь заглядывать в словари.
Великий секрет первого места. Про жюри и любовь
Жюри, увлечённое литературой, любит талантливых авторов. Необаятельных талантливых тоже любит. Даже сердитых любит. Привечает, публикует и награждает.
Деньги получает человек, но в дипломе пропечатано название рассказа. И формулировка дипломная проистекает из рассказа.
Награждается не личность, а текст.
Обаяние источает текст.
Вот я, Олег Чувакин, сердитый деревенщина с клокастой бородой, без двух с половиной передних зубов, с кривой спиной, в придачу полуслепой — жену узнаю только в поцелуе. Кто ж меня, кроме неё, полюбит и приголубит?
Я участвовал во многих конкурсах (счёт давно потерял; кажется, штук сто сорок прошёл) и в некоторых победил или добрался до длинных и коротких списков. Значит, даже у меня, кривого и в общении неудобного, есть крохотный шанс полюбиться кому-то. Эта любовь происходит не от внешности и обаяния. Нет во мне обаяния.
Награждают, я повторю, за произведение. Любят слово. Ежели дело обстоит иначе, то в том месте, где делают такое дело, никакой не конкурс, а что-то другое.
Ваш рассказ превзойдёт конкурирующие тексты — вас наградят. Поверьте моему опыту конкурсовода: выдающийся рассказ очень трудно забыть. Он поселяется в памяти, он требует к себе повышенного внимания.
Всего один урок. С вашим текстом. Вы и писатель. Больше никого. За 120 минут вы научитесь избавляться от типичных ошибок в сюжете, композиции и стиле. Закрепив полученные навыки, вы сможете обходиться без редактора.
Я ставлю особые метки на файлы с теми конкурсными рассказами, которые не выходят у меня из головы. Вот так, постепенно, рассказ сам торит тропу к победе.
В финале я сравниваю помеченные рассказы. Обычно их немного; выдающегося всегда мало.
Дорогие авторы! Посылая свои тексты на конкурс рассказов, думайте о жюри. Думайте об организаторах так же, как они думают о ваших текстах.
Не обманывайте жюри. Не нарушайте правила. Презирая условия творческого состязания, вы закрываете себе дорогу на конкурс.
Не торопитесь.
Думайте. Пишите. Любите.
4 отзыва
Олег, эту памятку опубликовать бы как предисловие к правилам «Счастливой души».
Ты прав, друг мой! Я почти так и сделал. Добавил послесловие: ссылку под конкурсным положением.
На ваше обаяние сюда как на свет слетелись мотыльки и набоковские бабочки
А я их в морилку и выпрямилку…