Что такое правка текста. Виды правок. Техника редактирования

Правка текста, редактирование, виды и техника правок
Мало написать. Надо переписать. Надо выправить

Четыре вида правки: авторское, научное, литературное и техническое редактирование. От сверки фактов и анализа логики сюжета до стилистического редактирования текста. На выходе — книга.

Picture of Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

Что такое правка текста?

Правка текста — это приведение рукописи в соответствие с языковыми нормами, устранение фактических и логических ошибок, перестройка композиции, содержательное и стилистическое редактирование.

Какие различают виды редактирования текста?

Я выделяю четыре вида редактирования:

  • авторское;
  • научное;
  • литературное;
  • техническое.

Авторская правка и её техника

Авторская правка — самостоятельная работа писателя над текстом произведения. Прежде чем отправить рукопись в издательство или отдать редактору, автор самостоятельно доводит черновик до чистовика.

Писатель — не только автор. Писатель — всегда исследователь.

Прозаик несколько раз вычитывает свой текст, избавляя его от всевозможных опечаток, ошибок, логической несогласованности, композиционных огрехов и стилистической неряшливости.

Прозаик проверяет арифметику и географию сюжета, просчитывает заново биографии персонажей, уточняет исторические факты.

Завершая труд над чистовиком, прозаик шлифует стиль и доводит композиционную структуру до варианта, который представляется ему окончательным.

Научное редактирование

Научный редактор либо коллектив научных редакторов выполняет следующую работу:

  • выписывает и проверяет факты;
  • вычитывает схемы, графики и пересчитывает при необходимости табличные данные;
  • ищет и сверяет цитируемый материал, а также работает с библиографическим списком и сносками;
  • выполняет иную работу, связанную с уточнением и проверкой информации.

В литературном произведении научный редактор может выверять факты, имена и даты, проверять точность изложения научных теорий и гипотез, отслеживать историческую достоверность повествования.

На этапе создания рукописи научный редактор может выступать в роли консультанта. Пример: создавая научно-фантастический роман, автор советуется с научным редактором.

Литературная правка текста и её этапы

Литературную правку называют также литобработкой, стилистической правкой и содержательным редактированием. Это многогранный творческий труд, вплотную подходящий к соавторству.

Не следует думать, что литературное редактирование имеет отношение только к художественным произведениям. Литобработка нужна любому тексту: от сухой научной статьи до статьи в журнале мод; от рассказа-юморески до толстого романа-эпопеи.

Литературная редактура — это процесс доведения содержания и формы до стилистической и композиционной красоты. Это творческий труд, чья главная задача — достичь гармонии и полностью раскрыть в произведении то, что заложил туда автор.

Лучший литредактор — это писатель, ибо литературно править художественный текст способен только человек с писательским талантом. Идеальный литредактор — одарённый писатель и человек, которого объединяет с автором общность взглядов, идей, замыслов и любовь к литературе. Такие люди могут стать и соавторами.

Литературная правка сложна и состоит из ряда этапов.

Первым делом литературный редактор исследует представленную рукопись: медленно читает её, сопровождая комментариями на полях. Этот этап называется редакторским анализом. Далее текст возвращается к автору; автор устраняет все огрехи и недочёты, выявленные редактором.

На втором этапе редактор приступает к пробной правке. Этот этап позволяет автору и редактору притереться. Правка — работа совместная, поэтому этап пробы исключать нельзя. Только неопытный редактор, дилетант спешит взять в работу всю рукопись.

Третий этап — самый долгий: это полное литературное редактирование рукописи. Обычно такая правка выполняется в три последовательных прохождения. На первом и втором завершённых кругах происходит отправка текста автору и возвращение его редактору; на третьем круге работу завершает один редактор.

Три круга — не обязательная схема совместной работы. Кому-то мало будет и девяти кругов. Можно с уверенностью говорить лишь о том, что за одно прохождение отредактировать художественный текст невозможно.

Работая с авторским произведением, литредактор дополняет, обогащает текст либо, наоборот, его сокращает. Литредактор перестраивает композицию, меняя структуру, вырезая фрагменты и вклеивая их в другие эпизоды. Литредактор правит стиль и устраняет всевозможные ошибки в лексике и фразеологии, убирает назойливые повторы и выправляет однообразные и неполные авторские описания, превращая их в зримые картины, в сценичные эпизоды.

Профессиональный литературный редактор умеет делать всю эту работу в одиночку и совместно с автором.

Техническое редактирование

Этот вид редактирования относится к процессам вёрстки книги. Техническое редактирование включает подбор шрифта и кегля, макетирование и выверку свёрстанных элементов: от основного текста и сносок до иллюстраций, таблиц и схем.

Может ли один редактор выправить весь текст разом?

Товарищи Карл Маркс и Фридрих Энгельс довольно образно сказали в «Немецкой идеологии», что первое разделение труда случилось в половом акте.

Найти человека, способного соединить в себе три роли: техреда, литредактора и научного редактора, — фантастическая задача. И тем более странно, когда писатели ищут не только одного исполнителя на эти три роли, но добавляют в список роль четвёртую — корректорскую.

Ничего хорошего из такой затеи не выйдет.

Однако есть произведения, к примеру, сказки и фэнтези-романы, которым вполне достаточно одного специалиста — литературного редактора. Техред как таковой не нужен: хватит либо верстальщика в издательстве, либо макетирования электронной книги, предусмотренного в сервисе самиздата.

Какие правки потребуются рукописи? Кто подскажет это автору?

Подскажет литредактор. На первом же этапе. На этапе анализа рукописи. Или даже её фрагмента.

Изучив романную рукопись, профессиональный литературный редактор скажет автору, на какие участки текста потребуются научред либо консультанты.

Опытный редактор никогда не возьмётся за литературную правку до того, как будут выверены факты, до того, как будет проверена научная база будущей книги.

Автор в роли научного консультанта

Автор может руководствоваться и своими знаниями. К примеру, автор по образованию врач и герой его романа тоже врач. Тогда ему едва ли понадобятся консультанты-медики. Если и понадобятся, то узкого профиля.

Лучше всего автор расскажет о том, в чём сам хорошо разбирается, в чём сам подкован. Писать о том, что знаешь, — верный способ создать прекрасную неповторимую книгу.

Как правило, тексты, построенные на биографическом материале, требуют минимального редакторского вмешательства.

© Олег Чувакин, 19 января 2024
Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Что такое правка текста. Виды правок. Техника редактирования»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

2 отзыва

  1. Если после редакторской правки сохранилась пара абзацев авторского текста, то для иных писателей это серьёзная победа! И повод «нарастить производство».

Отзовитесь!

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Сам себе редактор
Научитесь править свои тексты сами. За один урок
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!