Четыре вида правки: авторское, научное, литературное и техническое редактирование. От сверки фактов и анализа логики сюжета до стилистического редактирования текста. На выходе — книга.
Что такое правка текста?
Правка текста — это приведение рукописи в соответствие с языковыми нормами, устранение фактических и логических ошибок, перестройка композиции, содержательное и стилистическое редактирование.
Какие различают виды редактирования текста?
Я выделяю четыре вида редактирования:
- авторское;
- научное;
- литературное;
- техническое.
Авторская правка и её техника
Авторская правка — самостоятельная работа писателя над текстом произведения. Прежде чем отправить рукопись в издательство или отдать редактору, автор самостоятельно доводит черновик до чистовика.
Писатель — не только автор. Писатель — всегда исследователь.
Прозаик несколько раз вычитывает свой текст, избавляя его от всевозможных опечаток, ошибок, логической несогласованности, композиционных огрехов и стилистической неряшливости.
Прозаик проверяет арифметику и географию сюжета, просчитывает заново биографии персонажей, уточняет исторические факты.
Завершая труд над чистовиком, прозаик шлифует стиль и доводит композиционную структуру до варианта, который представляется ему окончательным.
Научное редактирование
Научный редактор либо коллектив научных редакторов выполняет следующую работу:
- выписывает и проверяет факты;
- вычитывает схемы, графики и пересчитывает при необходимости табличные данные;
- ищет и сверяет цитируемый материал, а также работает с библиографическим списком и сносками;
- выполняет иную работу, связанную с уточнением и проверкой информации.
В литературном произведении научный редактор может выверять факты, имена и даты, проверять точность изложения научных теорий и гипотез, отслеживать историческую достоверность повествования.
На этапе создания рукописи научный редактор может выступать в роли консультанта. Пример: создавая научно-фантастический роман, автор советуется с научным редактором.
Литературная правка текста и её этапы
Литературную правку называют также литобработкой, стилистической правкой и содержательным редактированием. Это многогранный творческий труд, вплотную подходящий к соавторству.
Не следует думать, что литературное редактирование имеет отношение только к художественным произведениям. Литобработка нужна любому тексту: от сухой научной статьи до статьи в журнале мод; от рассказа-юморески до толстого романа-эпопеи.
Литературная редактура — это процесс доведения содержания и формы до стилистической и композиционной красоты. Это творческий труд, чья главная задача — достичь гармонии и полностью раскрыть в произведении то, что заложил туда автор.
Лучший литредактор — это писатель, ибо литературно править художественный текст способен только человек с писательским талантом. Идеальный литредактор — одарённый писатель и человек, которого объединяет с автором общность взглядов, идей, замыслов и любовь к литературе. Такие люди могут стать и соавторами.
Литературная правка сложна и состоит из ряда этапов.
Первым делом литературный редактор исследует представленную рукопись: медленно читает её, сопровождая комментариями на полях. Этот этап называется редакторским анализом. Далее текст возвращается к автору; автор устраняет все огрехи и недочёты, выявленные редактором.
На втором этапе редактор приступает к пробной правке. Этот этап позволяет автору и редактору притереться. Правка — работа совместная, поэтому этап пробы исключать нельзя. Только неопытный редактор, дилетант спешит взять в работу всю рукопись.
Третий этап — самый долгий: это полное литературное редактирование рукописи. Обычно такая правка выполняется в три последовательных прохождения. На первом и втором завершённых кругах происходит отправка текста автору и возвращение его редактору; на третьем круге работу завершает один редактор.
Три круга — не обязательная схема совместной работы. Кому-то мало будет и девяти кругов. Можно с уверенностью говорить лишь о том, что за одно прохождение отредактировать художественный текст невозможно.
Работая с авторским произведением, литредактор дополняет, обогащает текст либо, наоборот, его сокращает. Литредактор перестраивает композицию, меняя структуру, вырезая фрагменты и вклеивая их в другие эпизоды. Литредактор правит стиль и устраняет всевозможные ошибки в лексике и фразеологии, убирает назойливые повторы и выправляет однообразные и неполные авторские описания, превращая их в зримые картины, в сценичные эпизоды.
Профессиональный литературный редактор умеет делать всю эту работу в одиночку и совместно с автором.
Техническое редактирование
Этот вид редактирования относится к процессам вёрстки книги. Техническое редактирование включает подбор шрифта и кегля, макетирование и выверку свёрстанных элементов: от основного текста и сносок до иллюстраций, таблиц и схем.
Может ли один редактор выправить весь текст разом?
Товарищи Карл Маркс и Фридрих Энгельс довольно образно сказали в «Немецкой идеологии», что первое разделение труда случилось в половом акте.
Найти человека, способного соединить в себе три роли: техреда, литредактора и научного редактора, — фантастическая задача. И тем более странно, когда писатели ищут не только одного исполнителя на эти три роли, но добавляют в список роль четвёртую — корректорскую.
Ничего хорошего из такой затеи не выйдет.
Однако есть произведения, к примеру, сказки и фэнтези-романы, которым вполне достаточно одного специалиста — литературного редактора. Техред как таковой не нужен: хватит либо верстальщика в издательстве, либо макетирования электронной книги, предусмотренного в сервисе самиздата.
Какие правки потребуются рукописи? Кто подскажет это автору?
Подскажет литредактор. На первом же этапе. На этапе анализа рукописи. Или даже её фрагмента.
Изучив романную рукопись, профессиональный литературный редактор скажет автору, на какие участки текста потребуются научред либо консультанты.
Опытный редактор никогда не возьмётся за литературную правку до того, как будут выверены факты, до того, как будет проверена научная база будущей книги.
Автор в роли научного консультанта
Автор может руководствоваться и своими знаниями. К примеру, автор по образованию врач и герой его романа тоже врач. Тогда ему едва ли понадобятся консультанты-медики. Если и понадобятся, то узкого профиля.
Лучше всего автор расскажет о том, в чём сам хорошо разбирается, в чём сам подкован. Писать о том, что знаешь, — верный способ создать прекрасную неповторимую книгу.
Как правило, тексты, построенные на биографическом материале, требуют минимального редакторского вмешательства.
2 отзыва
Если после редакторской правки сохранилась пара абзацев авторского текста, то для иных писателей это серьёзная победа! И повод «нарастить производство».
И плох тот редактор, что оставит три абзаца!