Здесь я разъясняю своё отношение к экономике дарения. Достоин ли писатель вознаграждения?
Я опубликовал на «Счастье слова» Манифест Чувакина, программный документ, определяющий моё и публичное отношение к моим литературным произведениям. Отношение в настоящем и будущем.
Собрание файлов, о котором идёт речь в Манифесте, доступно всем желающим безвозмездно. Не нужно платить, дабы его заполучить. Все тома собрания любой читатель свободно и легально, с моего разрешения, скачивает по приведённой ссылке. Даром!
Экономика дарения имеет древнюю историю. Современными её примерами, примерами крупными, являются свершения Ричарда Столлмана, Линуса Торвальдса, Марка Шаттлворта. Название «Ubuntu», системы, которой Шаттлворт посвятил свою жизнь, переводится так: «Человечность». На противоположном полюсе находятся дельцы типа Билла Гейтса, чей многомиллиардный бизнес в комментариях не нуждается.
Это примеры из индустрии компьютерных операционных систем, но то же самое, пусть в масштабах поменьше, происходит и в книгоиздании. Издателю, превратившего автора в конвейерного раба, а читателя — в потребителя, возражает самиздат, чьё поле непрерывно ширится, тесня издательские фирмы.
Писать свободно сегодня значит писать бесплатно. Альтернативы этому нет.
В XXI веке, когда Земля опутана глобальной сетевой паутиной, пора отказаться от книготорговли. Во времена упадка литературы прямая рыночная форма отношений безнадежно устарела. Crowdfunding и donate стали привычными словами во всём мире.
Пусть читатель сам решит, стоит ли писатель денег. Читатель, не издатель. Эпоха неповоротливых издательств уходит. Посредники между тем, кто пишет, и тем, кто читает, больше не требуются.
Литературные конкурсы, которые регулярно проводятся на «Счастье слова» дружной командой энтузиастов, тоже построены на безвозмездной основе и являются посильным вкладом организатора и совета наблюдателей в экономику дарения. Именно потому они и популярны; именно потому каждый сезон растёт их призовой фонд.
Рыночная экономика порождает зависть и ненависть, экономика дарения вызывает восторг и желание присоединиться. Рыночная экономика сеет вражду, рознь и неравенство, экономика дарения ведёт к сближению, объединению и сплочению.
Брать труднее, чем отдавать, учил марсианин Хайнлайна.
Многие люди смеются над этой наивной философией. Верно: у тех, кто склонен только брать, есть деньги, квадратные метры, вещи и статус. Зато нет одного. Чего же? Догадайтесь сами.
© Олег Чувакин, 13-14 сентября 2019