
Роман «Вниз, в землю» вызвал у меня поначалу неприятие. Прочитав затянутую первую половину, я понял: это вовсе не роман. Сочинению попросту не хватает романной глубины. Это повесть. Однако прочесть её стоит!
Со второй половины, когда товарищ главный герой наконец отправился в путь-дорогу, книжка меня основательно увлекла.
Роман Роберта Силверберга «Вниз, в землю» (1970) предназначается исключительно для тех, кто способен читать медленно. Я давно научился проникать в текст глубоко, погружаться, следя за тем, как сконструирован сюжет, а потому получил от текста Силвеберга удовольствие, какового изначально не предполагал. А уж само перерождение мистера Гандерсена в финале доставило мне настоящее эстетическое наслаждение! В сущности, это подлинная философская романтика: ощутить единение со всеми живыми существами, можно сказать, со всей планетою. И такое единение даёт Гандерсену возможность «починить» иных из тех, кто перерождение по причине загрязнения души пройти не сумел и в самом процессе повредился.
Коснитесь карандашика: он живой! Олег Чувакин выправит, обработает, допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. 29 лет практики (с 1994). Олег разберёт ваши ошибки, промахи и недочёты, даст полезные советы и научит им следовать. Поднять слабый черновик до подлинно литературного уровня? Будет сделано!
Роман не следует брать в руки тем, кто требует от сюжета действия, действия и ещё раз действия. Это не action. Здесь не пуляют из супероружия, не сходятся в межпланетных битвах, не летают по галактикам на «крейсерах». Нет на страницах и крутых поворотов сюжета. Сюжет романа — чистая линия. Вперёд, к цели, и ничего более. Так ровно пишут книги философы, чья задача — доказать тезис или описать систему.
Силвебергу удалось доказать (или, как минимум, показать — более подходящий глагол для литературного произведения, глагол чеховский) благо той идеи, что тянула мистера Гандерсена с Земли на планету Белзагор.
Обряд «второго рождения» дал главному герою то, к чему он отчаянно стремился, презирая опасности и не боясь трудного пути в Страну Туманов, откуда не все его земные предшественники вернулись.
Книга Силверберга — о достижении гармонии, о погружении в высшее счастье. Поэтому-то последние десятки страниц и вызвали у меня читательский восторг. Счастье, гармония — моя излюбленная тема. О гармонии и счастье рассуждают мои герои, к счастью и всеобщей любви мои герои стремятся.
Путь к гармонии у Силверберга есть способ философского постижения мира и познания существ, обладающих душою («г’ракх»). Полное познание достигается через погружение в г’ракх ближнего. Чудесное свойство достигается через второе рождение. Оно и происходит на той горе, куда поднялся главный герой. Кстати, душа, способная к перерождениям, истинно бессмертна.
Страна Туманов отделена от остального мира резким перепадом климатического пояса:
Была, однако, граница, которой никто не проводил, однако она до сих пор существовала: естественная линия, отделявшая тропики от Страны Туманов. По одну сторону простиралась тропическая низменность, плодородная и залитая солнцем; отсюда начинался центральный пояс буйной растительности, тянувшийся до знойных экваториальных джунглей. По другую же, на расстоянии всего в несколько километров, клубились тучи, создавая белый северный туманный мир. Переход был внезапным и для новичка даже ошеломляющим…
Точно так же ошеломляет «новичка» и перерождение. Отныне и отражение человека станет иным. Каким же?
Читайте об этом в романе Роберта Силверберга «Вниз, в землю». И помните: книга адресована тем, кто умеет читать медленно и избегает сочинений про пальбу и бластеры. Здесь живут тихо, а умирают ещё тише.

© Олег Чувакин, 15 апреля 2018
Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.
Номинант международного конкурса В. П. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).
Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).
Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).
Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).
Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).
По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.
Олег Чувакин. Прозаик. Редактор. Литературный обработчик. Вдохновитель

Садишься за письменный стол с намерением сочинять? Намерение похвальное! Писать книги — верная дорога к богатству и славе.

Не можешь заставить себя писать каждый день? Литературная совесть ест тебя поедом? Не огорчайся! Знай: есть пять способов решить мучительный вопрос.

Творческий метод писателя. От Чехова до Вудхауза, от Сименона до Саймака. Расскажите и вы о своём подходе!

Экономика рассказа. Как продать рассказ и кому? Сколько за это заплатят? Выгодно ли производить литературу?

Как узнать, имеет ли человек писательский талант? Есть ли точный ответ на этот вопрос? Да, есть.

Писать книги. Легко ли это? Сел за стол, открыл ноутбук, набарабанил сколько-то тысяч знаков — рассказ готов, опубликовать его! Так можно? Нет. Но все думают, что можно.

Как создать увлекательный сюжет? Как вывести книжного героя, которого непременно полюбит публика? Как написать захватывающую историю и искупаться в лучах славы?

Единственная причина, по которой тебе следует написать роман, — необходимость сказать что-то людям. Ты должен это сказать. Ты садишься за стол и пишешь.

Как становятся писателями? Никак. Ими рождаются. У вас нет ни слуха, ни гибкости пальцев? Оставьте в покое скрипку. Нет тяги к литературе и отсутствует «ген грамотности»? Сожгите свою писанину.

Полезные советы начинающим писателям. Как приучить себя к систематическому литературному труду и добиться красоты слога. Как перестать мучиться и начать творить.

Научиться писать свои истории несложно. Усаживаетесь в кресло, заносите пальчики над клавиатурой… Уже слышали такие советы? Над вами подшутили! Есть правила, без которых историю не написать.

Неверно заданный темп повествования приведёт к ямам в композиции, ломаному ритму и в итоге к полному авторскому провалу. Литературное произведение не состоится.
Один ответ
Честно говоря, люблю фантастику читать. И положа левую руку на правое сердце, признаюсь: так, званный «роман» Роберта Силверберга «Вниз, в землю» -мне лично не понравился. Из последних сил выжимал из себя терпения — чтобы дочитать его до конца. Вот сижу и плююсь, что зря только потерял время на его прочтения. Уважаемые! Не читайте эту дребедень. Этот очередной опус, от которого тянет хорошим «запашком» — как от деревенской уборной.