Не пишите в одиночку. Купите услуги литературного негра

Литературные негры, писатели-призраки, невидимые соавторы, художественные редакторы

Услуги литературного негра. Крепкое плечо редактора. От сотрудничества с призраком до соавторства и дружбы с человеком.

Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

Писать одному нельзя. Наймите помощника

В двадцать первом веке писать одному нельзя. В эпоху знаний и технологий даже маститые авторы не стесняются прибегать к помощи литературных редакторов, научных редакторов, консультантов в узких отраслях, бета-ридеров и снова редакторов. А знаменитости, не имеющие времени, и вовсе сами не пишут: они ограничиваются набросками, тезисами или урывками начитывают что-то на диктофон, — остальное пишут за них и компонуют литературные негры. Таково литературное разделение труда, и берёт оно начало в девятнадцатом веке. Захватывающий пример в этой экономической и одновременно художественной отрасли подал Александр Дюма, написавший не то триста, не то шестьсот томов (исследователи до сих пор не могут сосчитать) при деятельном участии бригады помощников. Самого Дюма надо признать не только выдающимся прозаиком, но и гениальным литературным обработчиком, превращавшим серенькие тексты в блестящие романы.

И всё же XIX век — это, по большому счёту, век авторов-солистов, век одиночек, распахнувших двери в большой мир литературы и с ростом грамотности сделавших книгу по-настоящему популярной. XX век, явившийся ему на смену, раздвинул горизонты восприятия мира и тем самым усложнил литературный процесс. То была эпоха бурного прогресса и быстрого накопления знаний, эра расцвета реализма и психологии, эпоха мировых войн и противостояния систем. Романные полотна насыщались психологизмами, изобиловали научными данными и предсказаниями, воплотившимися в фантастике. Авторы увлеклись экспериментами с содержанием и формой, что дало повод иным теоретикам модернизма вроде Ортеги-и-Гассета грозно заявить об исчерпании сюжетов. Но вот на календарях листает десятилетия двадцать первый век, а сюжеты, как реалистические, так и фантастические, не кончаются точно так же, как не кончаются в музыке мелодии. Воображение и пытливый ум точно так же двигают литературу, кино и прочее искусство, как двигают и науку, расширяя диапазон знания.

XXI век — столетие всепланетного распространения технологий. Словесное искусство больше не одиноко. Настало время коллективного творчества, коллективного, разумеется, под управлением творца, автора, возглавляющего, направляющего, задающего ритм коллективу так же, как это делает дирижёр оркестра, точно расставляющий акценты, пропевающий все соло и замедляющийся в ritenuto с каждым смычком и каждой клавишей.

Двое на один роман

Музыка сюжета рвётся на волю. Автор делится с миром своим словом. Спешит сотворить значительное, главное. Некогда думать о красоте стиля, о детализации и шлифовке. Вот уже и второй роман просится на бумагу, а там и третий. Кто ж посидит над черновиками?

Пока автор намечает новые линии и пишет захватывающее продолжение, литературный негр старательно обрабатывает начало. Художественный конвейер, обслуживаемый двоими, работает без остановок и простоев. Разделение труда нещадно критиковали Маркс и Энгельс, однако учение их давно сгинуло. Ныне верно то, что ёмко, в форме афоризма выразил Тоффлер: человечество узнаёт всё больше и больше о всё меньшем и меньшем. В эпоху специальных знаний, узких отраслей и стремительно развивающихся технологий одиночка-автор едва ли справится с эпической литературной задачей. Это отчётливо проявилось уже в прошлом столетии, когда Синклер Льюис в соавторстве с учёным и врачом Полем де Крюи написал роман, удостоенный впоследствии Пулитцеровской премии. Спустя пять лет Льюис получил и Нобелевскую премию. Недаром последним философом-энциклопедистом считается Герберт Спенсер (умер в 1903). Современное знание неохватно! Как учёный-одиночка уступил место коллективам исследователей, так и писатель-солист превратился в оркестрового дирижёра. В конце или начале многих изданных книг неспроста приводятся целые списки лиц, которым автор выражает благодарность. И непроста в мире увеличивается число соавторов.

Литературный негр. Человек-оркестр

Услуги редактора в наши дни вышли за рамки замечаний на полях. Нынешний редактор услужает иначе. Это литературный негр, сбросивший, образно говоря, оковы рабства. Он не работает за пайку на плантации, не сжигает спину под палящим солнцем, не живёт в убогой хижине. Он носит костюм, шляпу, хорошие ботинки, имеет кофейную машину и сотрудничает с автором на равных.

Разделение труда. Литнегр и автор

Что представляет из себя его работа? Что нужно ему для успешного её выполнения и завершения? То же, что и писателю: прекрасное знание родного языка и богатое воображение. Ещё ему нужны знания и умения продвинутого литературного редактора. Трудясь над рукописью, «негр» направляет сюжет, выстраивает грамотно композицию, переписывает и оттачивает диалоги, расширяет при нужде описания, дорисовывает характеры, погружается в психологизмы.

Тот, кто оказывает услуги литературного негра, делает своего рода авторизованный перевод оригинального текста. Или, если хотите, обрабатывает подстрочник. Имея опыт и редактора, и литературного обработчика, и самостоятельного прозаика, он трудится с увлечением, больше того, с вдохновением; вот он, сидит за столом, забыв о времени, перекраивает черновик, превращает набросок в полноценную книгу. В повесть, роман, рассказ. В дилогию и трилогию. Этот седобородый литературный негр — в сущности, человек-оркестр. Он сыграет на любом инструменте, от органа до скрипки; он распишет оркестрантам партитуры, как концертмейстер, а затем займёт своё место скрипача-солиста — и с удовольствием подчинится воле того, кто взмахнёт дирижёрской палочкой.

Такое сотрудничество, такое разделение труда между литературным негром и автором приводит последнего в восторг. Нередки случаи, когда редактор-призрак, литературный негр приглашается в соавторы — и далее творчество продолжается дуэтом. Один даёт основу, другой дополняет её своими идеями, обогащает сюжет, дорисовывает характеры, правит композицию, оттачивает стиль повествования и доводит содержание и форму произведения до идеала, который полностью удовлетворяет обоих соавторов и доставляет удовольствие читателям.

Услуги литературного негра — школа для автора

Сотрудничество с литературным негром-редактором — ещё и школа. Это непрерывное обучение на практике — обучение долгое, как в университете, ибо совместное написание хорошего романа занимает полгода, год и дольше, и обучение самое лучшее, ибо автор видит, где переменяется его текст, понимает, почему переменяется так, а не иначе, слышит, как стреляют сюжетные заряженные ружья, вникает в то, как проявляются речевые особенности персонажей и как усложняется фабула, обрастая внезапными поворотами, вызванными к жизни фантазией соавтора.

Глядя на волшебное преображение текста, на превращение рукописи в книгу, автор учится пассивно и активно, смотрит, как пишет товарищ, и пишет сам. Автор совершенствуется: избавляется от типичных ошибок, обогащает лексикон, тренирует воображение и осваивает искусство композиции. На исходе трудного пути он непременно ощутит себя настоящим писателем, художником слова без оговорок, — почувствует себя тем, кому пора попрощаться с литературным негром, с призраком, делившим с ним литературную работу.

Работая совместно с писателем-призраком (гострайтером), автор избавляется от необходимости платить кому-то за заочные или очные уроки литературного мастерства. Автору не нужно посещать платные курсы, ходить в самодеятельные литстудии и читать скучные тома по литературоведению. Опытный редактор, а по совместительству литературный негр, выдаст все необходимые уроки прямо на практике, снабдив теорию наиболее подходящими примерами — из рукописи самого автора!

Автор и его надёжный проводник

Безусловно, автор, создавший рукопись, создавший романную основу, — уже талантливый человек, личность с определёнными задатками литератора. Разумеется, он только начал; ясно, что ему не хватает опыта, недостаёт некоторых навыков. Он литератор-неофит, лишь вставший на путь к совершенству, поднявшийся на первую ступеньку. Однако его трудолюбие и стремление научиться с лихвой искупает все грехи. Каким бы неопытным в литературном отношении ни был автор, в его творчестве всегда отыщутся сильные стороны. Зачастую такие, о которых он сам и не догадывается. Работая с редактором, он обязательно о своей силе узнает. Развитие сильных сторон впоследствии приведёт к успеху в творчестве. Только у гениев талант многогранен; однако гениев планета рождает мало, и подавляющее большинство прозаиков — самые обыкновенные талантливые люди, сумевшие обнаружить и «включить» свой дар, интуитивно используя сильные его стороны. Осталось лишь развить их, довести до совершенства.

Пройдя этот непростой путь, путь не для ленивых, литератор, заботливо опекаемый бородатым литературным негром, поднимется по высоким ступеням, одолеет лестницу, доберётся до собственного стиля, по которому его будут безошибочно узнавать поклонники — современники, а то и потомки.

Неужели такое возможно? Да, возможно, если только новичок не вздумает преодолевать все препятствия в одиночку, не будет предаваться занятию, которое очень точно описывает один фразеологизм: изобретать велосипед.

Нелегко добраться до последнего уровня литературной игры. Но вот надёжный проводник — редактор и литнегр, он же гострайтер!

От сотрудничества — к дружбе! Путь к счастью слова

Литературный редактор, литературный негр, анонимный соавтор, писатель-призрак… Названий профессии, в XXI веке обзаведшейся социальным статусом и больше не вызывающей презрительных усмешек, немало. В глобальном мире найдётся место и «белому» автору, и его невидимому литературному помощнику — «негру». Суть в том, что всякий раз, сотрудничая с конкретным автором, негр-редактор выполняет уникальную работу, которая годится именно для этого автора и этого текста. Тут и редактура, и ученье, и отзывы, и полезные беседы. Это дуэт, который без одного участника неминуемо рассыплется.

Сотрудничество, начавшееся с найма литературного негра, нередко переходит в соавторство и дружбу с единомышленником. Негр обретает видимость и выходит в общество — его имя стоит на обложке книги на равных с именем первого автора. Такой итог не только даёт обоим соавторам удовлетворение от большого труда, но и приносит счастье дружбы. Крепкой дружбы, которую не под силу разрушить даже деньгам.

Труд литературного редактора купить можно. Дружбу и счастье — нет.

© Олег Чувакин, август—сентябрь 2019
Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Не пишите в одиночку. Купите услуги литературного негра»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

2 отзыва

  1. Прошу прощения, если пишу не туда, но я, наконец, созрела для того, чтобы поблагодарить Олега за редактуру одного моего неудачного рассказа. Читать комментарии было больно, стыдно, обидно, но, мало того, что рассказ приобрёл какую-никакую художественность, я получила вполне и вполне значимое для меня обучение на практике. Было оно кратким, но весомым и, безусловно, полезным. Это, действительно, великолепная школа, как пишет Олег в статье.
    Прошу прощения, Олег, за то, что я этот рассказ вам отправила. Мне «волею судеб» приходится читать рассказы и повести современных авторов и анализировать их. Я терплю только потому, что воспринимаю это чтение, как наказание за тот, отправленный вам, Олег, рассказ.
    Дорогие писатели, если вы хотите, чтобы ваш текст мог с полным правом называться хорошим рассказом (повестью, романом) отдайте его Олегу Чувакину на редактуру. Будет, вероятно, как и мне, стыдно и обидно, но по прошествии времени вы поймёте, что боль ушла, а рассказ остался с вами. Грамотный, стилистически выдержанный, но при этом сохранивший ваш язык и ваши мысли, что мне кажется особенно важным.
    Спасибо, Олег!

    1. Благодарю вас, Нина! За точные слова. За выдержку. Далеко, далеко не всякий сумеет выдержать вид крови редакторской красной пасты в родной рукописи. Кромсанье чужого текста — это ведь производство слёз.

Отзовитесь!

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Как стать писателем?
Как обойтись без редакторов и курсов?
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!