Обращение организатора к потенциальным участникам конкурса «История любви». Обращение, увы, ставшее традиционным.
У конкурса «История любви» есть правила. Их следует читать и ими следует руководствоваться. Это простая истина. Все, кто хочет, чтобы его рассказ попал на конкурс, подчиняются правилам.
Правила осеннего сезона 2019 года существенно расширили конкурсные рамки; это сделано мною, организатором, и командой наблюдателей ради участников, ради создания им творческого простора.
Однако в этом году, как и прежде, многие рассказчики демонстрируют непростительное пренебрежение к конкурсному положению. И напрасно: даётся лишь одна попытка поучаствовать.
Основных причин отклонения присланных сочинений две. Первая: текст уже был где-либо опубликован. Сочинения иных авторов я вижу в почтовом ящике уже трижды. По-видимому, эти господа исправно шлют один и тот же рассказ на все подряд конкурсы, которые встречаются в сети. Должно быть, на единственном рассказе их вдохновение исчерпалось.
Другой причиной является самое обыкновенное неумение написать рассказ. Авторы не владеют языком, не отличают рассказ от заметки в соцсети и с трудом расставляют знаки препинания.
Я вовсе не стремлюсь не допустить к состязанию всё, что нельзя поставить на книжную полку рядом с рассказами Чехова, Бунина, Казакова, Фицджеральда и Синклера Льюиса. Напротив, в правилах сказано, что через сито отбора пройдут рассказы, которые удовлетворят организатора в художественном отношении полностью или почти полностью. «Почти» — это существенная оговорка.
Прошу понять, что сюжет конкурсного рассказа строится на истории любви. Именно на ней. Линия любви — основная линия сюжета. Увы, проведённые на «Счастье слова» конкурсы показывают: многие конкурсанты не в состоянии уяснить столь простого требования. Вдобавок мало кто способен художественно изложить историю любви.
Рекомендую потенциальным участникам конкурса полистать рубрики предыдущих состязаний, познакомиться с рассказами финалистов и победителей «Истории любви» 2018 года и весеннего сезона 2019 года.
Из итогов минувших состязаний видно, что выходят в финал и побеждают крепко сколоченные сюжетные рассказы, а каша-размазня неизменно проигрывает. То же и теперь. С тою разницей, что на нынешнем конкурсе уделяется гораздо больше внимания качеству текста: «Авторскому стилю, художественности отдаётся приоритет перед воображением, а значит, и перед сюжетом» (п. 2.3 конкурсного положения). Но это отнюдь не означает, что сама история любви становится лишь блеклым фоном. Форма не довлеет над содержанием. Рассказ обладает гармонией: сюжет, композиция и авторский стиль в сумме дают красоту, поселяющуюся прямо в сердце читателя.
Только так можно прийти к победе.
До конца конкурса остался ровно месяц. Победят не те, кто посылает сочинение наудачу, а те, кто докажет своё мастерство.
© Олег Чувакин, 28 сентября 2019