Обращение организатора к потенциальным участникам конкурса «История любви». Обращение, увы, ставшее традиционным.
У конкурса «История любви» есть правила. Их следует читать и ими следует руководствоваться. Это простая истина. Все, кто хочет, чтобы его рассказ попал на конкурс, подчиняются правилам.
Правила осеннего сезона 2019 года существенно расширили конкурсные рамки; это сделано мною, организатором, и командой наблюдателей ради участников, ради создания им творческого простора.
Однако в этом году, как и прежде, многие рассказчики демонстрируют непростительное пренебрежение к конкурсному положению. И напрасно: даётся лишь одна попытка поучаствовать.
Основных причин отклонения присланных сочинений две. Первая: текст уже был где-либо опубликован. Сочинения иных авторов я вижу в почтовом ящике уже трижды. По-видимому, эти господа исправно шлют один и тот же рассказ на все подряд конкурсы, которые встречаются в сети. Должно быть, на единственном рассказе их вдохновение исчерпалось.
Другой причиной является самое обыкновенное неумение написать рассказ. Авторы не владеют языком, не отличают рассказ от заметки в соцсети и с трудом расставляют знаки препинания.
Я вовсе не стремлюсь не допустить к состязанию всё, что нельзя поставить на книжную полку рядом с рассказами Чехова, Бунина, Казакова, Фицджеральда и Синклера Льюиса. Напротив, в правилах сказано, что через сито отбора пройдут рассказы, которые удовлетворят организатора в художественном отношении полностью или почти полностью. «Почти» — это существенная оговорка.
Прошу понять, что сюжет конкурсного рассказа строится на истории любви. Именно на ней. Линия любви — основная линия сюжета. Увы, проведённые на «Счастье слова» конкурсы показывают: многие конкурсанты не в состоянии уяснить столь простого требования. Вдобавок мало кто способен художественно изложить историю любви.
Рекомендую потенциальным участникам конкурса полистать рубрики предыдущих состязаний, познакомиться с рассказами финалистов и победителей «Истории любви» 2018 года и весеннего сезона 2019 года.
Из итогов минувших состязаний видно, что выходят в финал и побеждают крепко сколоченные сюжетные рассказы, а каша-размазня неизменно проигрывает. То же и теперь. С тою разницей, что на нынешнем конкурсе уделяется гораздо больше внимания качеству текста: «Авторскому стилю, художественности отдаётся приоритет перед воображением, а значит, и перед сюжетом» (п. 2.3 конкурсного положения). Но это отнюдь не означает, что сама история любви становится лишь блеклым фоном. Форма не довлеет над содержанием. Рассказ обладает гармонией: сюжет, композиция и авторский стиль в сумме дают красоту, поселяющуюся прямо в сердце читателя.
Только так можно прийти к победе.
До конца конкурса остался ровно месяц. Победят не те, кто посылает сочинение наудачу, а те, кто докажет своё мастерство.
© Олег Чувакин, 28 сентября 2019
Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.
Номинант международного конкурса В. П. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).
Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).
Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).
Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).
Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).
По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.
Олег Чувакин. Прозаик. Редактор. Литературный обработчик. Вдохновитель

Садишься за письменный стол с намерением сочинять? Намерение похвальное! Писать книги — верная дорога к богатству и славе.

Не можешь заставить себя писать каждый день? Литературная совесть ест тебя поедом? Не огорчайся! Знай: есть пять способов решить мучительный вопрос.

Творческий метод писателя. От Чехова до Вудхауза, от Сименона до Саймака. Расскажите и вы о своём подходе!

Экономика рассказа. Как продать рассказ и кому? Сколько за это заплатят? Выгодно ли производить литературу?

Как узнать, имеет ли человек писательский талант? Есть ли точный ответ на этот вопрос? Да, есть.

Писать книги. Легко ли это? Сел за стол, открыл ноутбук, набарабанил сколько-то тысяч знаков — рассказ готов, опубликовать его! Так можно? Нет. Но все думают, что можно.

Как создать увлекательный сюжет? Как вывести книжного героя, которого непременно полюбит публика? Как написать захватывающую историю и искупаться в лучах славы?

Единственная причина, по которой тебе следует написать роман, — необходимость сказать что-то людям. Ты должен это сказать. Ты садишься за стол и пишешь.

Как становятся писателями? Никак. Ими рождаются. У вас нет ни слуха, ни гибкости пальцев? Оставьте в покое скрипку. Нет тяги к литературе и отсутствует «ген грамотности»? Сожгите свою писанину.

Полезные советы начинающим писателям. Как приучить себя к систематическому литературному труду и добиться красоты слога. Как перестать мучиться и начать творить.

Научиться писать свои истории несложно. Усаживаетесь в кресло, заносите пальчики над клавиатурой… Уже слышали такие советы? Над вами подшутили! Есть правила, без которых историю не написать.

Неверно заданный темп повествования приведёт к ямам в композиции, ломаному ритму и в итоге к полному авторскому провалу. Литературное произведение не состоится.