Как автору отредактировать роман или рассказ самостоятельно? Сумеет ли писатель выправить черновик без профессионального редактора? Какие этапы редактирования проходит литературное произведение?
Отредактируйте свои романы и рассказы сами
Авторское редактирование художественного произведения, иначе правка, — работа над черновиком, в ходе которой писатель вносит изменения в содержание и форму.
Количество и качество предполагаемых изменений не поддаётся учёту. Литературоведы могут лишь сравнить тексты на входе и на выходе. Если им улыбнётся удача, они переберут сохранившиеся черновые варианты и приблизительно выяснят, каким путём двигался писатель. Кто-то и кандидатскую на этом материале защитит.
Стремление автора «чуток подправить» выливается нередко в перекройку композиции и сюжетную переделку. Главный герой бунтует, его антагонист вылезает за рамки плана, персонажи второго плана сколачивают банду и выступают против автора.
Автор не господин даже себе. Он пишет и правит интуитивно и по озарению — и часто не может предугадать, куда повернут его герои. Втискивать героев в бухгалтерский план способны далеко не все писатели.
Правка литературного произведения не приемлет схем. Попытки шаблонно описать сущность этого сложного творческого процесса в одном определении обречены на провал.
Как описать мешки черновиков Льва Толстого? Как понять, отчего Константин Воробьёв сравнивал хороший рассказ с годом жизни?
Что же объединяет короткое произведение и эпопею вроде «Войны и мира»? Что ставит их на общую полку?
Объединяющий фактор — двойной труд. О таком труде знает любой настоящий писатель, хоть прозаик, хоть поэт. Знает не из учебников по литературоведению, а из ежедневной и еженощной практики. Двойной труд писателя таков:
- написать;
- переписать.
Вторая работа отличается от первой цикличностью. Она идёт кругами, круги повторяются без счёта.
Основной этап в создании литературного произведения — авторская правка, редактирование черновиков.
Не первый набросок, не заготовка костяка сюжета, не композиционное соединение эпизодов, а многоэтапная авторская редактура является главной работой, кристаллизацией текста, приведением его в строгий чистовик — в грядущую книгу.
Во время правки, во время работы над черновыми редакциями прорисовываются вдруг сюжетные ходы, которых в первых задумках не было. Литературная правка оттачивает замысел и рождает подлинное произведение. Рассказ Чехова «Толстый и тонкий», который дети проходят в школах, — результат правки в 1886 году редакции 1883 года. Два варианта имеют мало сюжетного общего.
Чистовик — достижение автора, а не редактора
Человеку, считающему, что править — занятие для редактора, никогда не стать ни прозаиком, ни поэтом. Автор, рассчитывающий на редактора, привлекает талант через аутсорсинг.
Переписывать раз за разом текст — задача автора. Талант познаётся по горам черновиков и по итогам правок. Чистовик должен быть достижением автора, а не редактора.
Отредактировать рассказ — нелёгкий труд, даже мучительный. Отредактировать роман — труд ещё и долгий. Но именно этот труд пополняет писательский опыт: увеличивает словарный запас, приучает к лексической точности, развивает стиль, расширяет кругозор, стимулирует воображение, оттачивает юмор, закрепляет писательскую философию. Именно этот труд поднимает подмастерье до мастера.
Не платите деньги за чужой прогресс
Автор, не умеющий отредактировать свой роман или рассказ, топчется на месте. Такой автор надеется на редактора и ограничивает собственную задачу сюжетным черновиком.
Автор, живущий чужим умом и опытом, платит деньги за чужое развитие, сам же остаётся за чертой прогресса.
В лучшем случае он чему-нибудь учится у своего редактора. Только такой вариант сотрудничества я нахожу приемлемым и полезным для автора.
Как автору отредактировать рассказ? Как научиться правке романов?
Многовековой литературный опыт самых разных прозаиков и поэтов подсказывает: писатель может и должен редактировать собственные черновики, может и должен править свои романы, рассказы, эссе и стихи.
Книги авторов, умевших править себя, пополнили золотой фонд мировой литературы — фонд, в котором накопилось множество жанров и направлений.
Толстой не окончил университета и не был дипломированным редактором или специалистом в области филологии. Самобытный Лесков и Бунин с его нервным живым языком имели десять классов гимназии… на двоих. Брэдбери начал было учиться в колледже, но тут же бросил. Чехов был врачом, а отнюдь не редактором. Но именно Чехов известен требовательной правкой собрания своих сочинений.
Писатель учится на собственных пробах и ошибках. Учится всему: сложению вымышленных событий в ряд сюжетных сцен и эпизодов; композиционной структуре и поэтике; чистоте языка и выразительности стиля. Учится он и правке — нещадной критике самого себя и постоянному переписыванию своих текстов.
Это может показаться чудом. На самом деле умение редактировать рассказы или романы приходит от труда и самодисциплины. Творческий рост является итогом смешанного труда: писательского и редакторского.
Подлинный писатель трепетно относится к слову и думает о будущем своих рассказов и романов. Он-то и станет лучшим редактором. Редактором самому себе.
Примерные этапы редактирования рукописей. От рассказа до романа
Определённой последовательности в редактировании черновых рукописей нет. Её и не надо устанавливать. Литературные способности у каждого свои и загонять их в шаблон было бы решением упрощающим — и ошибочным.
Можно лишь выделить этапы, которые помогут автору наметить работу по редактированию произведения.
Я выправил тонны своих черновиков и чужих — как романных, так и с короткой прозой. Каждый год я правлю себя и обслуживаю несколько десятов клиентов — писателей начинающих и продолжающих.
Я набрал богатейший опыт в правке.
Я поделюсь своим опытом с вами. Безвозмездно. Просто читайте дальше.
Вот семь необходимых этапов, которые в том или ином порядке, в совмещении или отдельно, проходит почти каждая рукопись. Должна проходить.
Итак, этапы редактирования романов и рассказов.
1. Научные факты и исторические события
Этот пункт опасно откладывать на самый конец работы. Этот этап — выверка даже не сырых черновиков, а набросков. Каким бы богатым ни был ваш писательский дар, вы первым делом обязаны проверить факты: иначе вы не сложите сюжет!
Этот пункт — как два пункта. Потому что начальной выверки будет мало. По завершении черновика заново выверьте тщательно все исторические события в вашем произведении, уточните научные факты. Будьте внимательны. От ошибок и промахов не застрахован ни один гений.
Делайте эту работу сами. Точно так, как сами придумываете сюжет. Помните: выверяя факты и даты, вы повышаете свою образованность и расширяете кругозор.
2. Хронология. Сюжетный календарь
Планируя роман, составьте календарь сюжетных событий.
Создав черновик, проверьте биографии своих романных героев. Просчитайте заново все ходы в сюжете. Вдруг даты перепутались, день рождения героя съехал с лета на зиму и тринадцатого июля пошёл снег? Вдруг вместо вечера решающее событие сдвинулось на утро? Вдруг ваша героиня родила ребёночка спустя четыре месяца, а всё потому, что вы обсчитались — и обсчитали читателя?
Такие ошибки не должны добираться до чистовика.
Производя черновик, проставляйте у номера каждой главы дату, а потом, при редактировании, уточняйте время действия.
3. Имена персонажей
Завершив черновик, сличите имена всех персонажей. Проверьте на ошибки в написании, на опечатки.
Это кажется забавным, но примерно четверть авторов путает имена собственных героев. Ошибки в написании имён переползают из черновиков в чистовики.
Почему же писатели так ошибаются? Причин тому две: а) спешка; б) неумение погрузиться в мир героя, писать с его точки зрения.
4. Композиция. Точки зрения в повествовании
Отследите при редактировании точную передачу точек зрения, плавную смену позиций. Подправьте те места, где точка зрения фокального героя случайно сместилась или слилась с точкой зрения иного персонажа.
Коротко о композиционном редактировании рассказать невозможно. Я предлагаю вам прочесть мой материал «Точка зрения в литературной композиции».
Помните: провалы точки зрения могут быть курьёзными и вызывать у читателей смех. Читатели потешаются над писателями, не владеющими перспективой в композиции.
5. Стиль
Хорошая проза — не камнепад. Хорошая проза течёт подобно лесному ручейку.
Уберите из текста всё, на чём спотыкается взгляд. Устраните нагромождения и завалы. Избавьтесь от предложений, до конца которых добраться не можете сами. Перепишите все абзацы или отдельные предложения, в которые вы втиснули целые сцены. Приучайте себя рассказывать, а не объявлять, повествовать, а не наклеивать ярлыки.
Только так, переписывая себя, вы придёте к литературному прогрессу и выработаете блестящий литературный стиль.
Не ленитесь, работайте. Человека создал труд. Писателя создаёт правка.
6. Грамотность
Держите на столе тома орфографического и толкового словарей. Либо пользуйтесь справочными сетевыми ресурсами.
Исправляйте все ошибки, которые замечаете, перечитывая свой роман.
Проверяйте значения слов, в которых сомневаетесь. Удаляйте слова, употреблённые неправильно. Ищите слова точные.
Никогда не говорите: «И так сойдёт!» И вот так не говорите: «Мне некогда это проверять!»
Вам некогда выверять свои тексты, некогда редактировать себя? Это значит, что вам некогда быть писателем.
7. Чтение вслух
Чтения с экрана недостаточно. Особенно новичкам, особенно в первые писательские годы, когда опыта маловато.
Читайте вслух. Сами себе. Записывайте чтение на диктофон, а потом слушайте.
Читайте вслух, но уже не себе, а людям. Аудитории. Любой. Брату. Сестре. Всей семье. Жене (мужу). Друзьям. Любителям вашей прозы. Тем, кто вашу прозу не любит. Да-да, возлюбите врагов ваших.
Читая вслух, вы уловите настроение публики. Очень быстро научитесь улавливать — это я вам обещаю. Это ценнейшая обратная связь! Композиционно слабые места в тексте, затянутые или, наоборот, непрописанные, вызовут у публики и у вас досаду. Сюжетно провальные места вызовут досаду ещё большую.
Не пугайтесь! В сущности, что это за страх такой? Это страх работы, страх перед трудом.
Вы всё перепишете. Пообещайте это вашим друзьям. И, главное, пообещайте себе.
Вы ведь желаете стать писателем. А писателя создаёт… Да, вы помните. Правка его создаёт. Труд.
Надо ли нанимать редактора?
Я рекомендую начинающим писателям поступать следующим образом.
Не надо совершать распространённую ошибку начинающих авторов: строчить черновик, приговаривая: «Как получится», — с тем, чтобы сбросить его поскорее редактору, а уж он пусть правит, мучится.
Писать роман, имея в виду сотрудничество с редактором?
Нанять редактора и заплатить ему за полный цикл литературной правки?
Откажитесь от таких идей. И помните, что на дворе эпоха дилетантизма: найти хорошего редактора практически невозможно.
А как надо?
Вот правильное решение для начинающего прозаика.
Верное решение: отдайте редактору фрагмент на разбор
Напишите один или два рассказа. Напишите одну или несколько глав романа. И покажите их писателю и редактору.
Показать не значит отдать на правку. Пусть писатель со стажем прочтёт и проанализирует фрагмент вашей рукописи. Разобрав большой отрывок, он прокомментирует ваш текст и вышлет вам список ваших типичных ошибок и недочётов. С таким-то списком вы ускорите процесс самостоятельного редактирования.
Где найти такого человека?
Не надо искать. Он здесь. Это я, Олег Чувакин.
Покажите мне ваши романные главы или ваши рассказы. Я разберу их от первого слова до последнего. Я выявлю слабые места в представленных рукописях и дам вам рекомендации.
При необходимости мы пойдём дальше: я научу вас правке.
Да, я говорю о правке. Я не научу вас писать литературные произведения. Я не обманщик. Научить таланту нельзя. Волшебных таблеток нет. Никакие курсы и видеолекции не помогут. А вот навредить могут. Шаблоны в литературе опасны. Окончившие курсы воспринимают рассказы как задания. Но творчество не может быть каким-то там заданием. Оно огонь духа.
Я научу вас правке. Научу вас редактировать романы или рассказы. Это единственный прогрессивный путь для автора — стать самому себе редактором.
Можно ли быстро отредактировать литературный черновик?
Нет! Кто думает так, тот склонен к самообману.
Сколько времени уйдёт на правку романа?
Редактирование романа может занять гораздо больше времени, чем написание черновика. Можно набросать короткий роман недели за четыре, но потом править его четыре месяца.
Конечно, это не общее правило. Бывает и наоборот. Времени на сочинение произведения может быть потрачено четыре месяца, а на правку — четыре недели. Джек Лондон, установивший дневную норму в тысячу слов, под этой тысячей подразумевал чистовик и соединял процесс письма и правки, а Жорж Сименон мог сочинить и выправить короткий роман за шесть дней и в седьмой отдохнуть. Лев Толстой писал долго, а правил намного дольше.
Нельзя выбрать для подражания кого-то из этих или других прозаиков. Талант и способности к правке — это внутреннее. Оно не копируется и не перенимается. Нет ни второго Джека Лондона, ни второго Толстого. Путь писателя уникален.
Сколько времени занимает редактирование рассказов?
Я написал очень много рассказов, а потому дам ответы с примерами.
Бывает, я пишу быстро, а бывает и наоборот. Бывает, я правлю быстрее, чем создаю черновик, но случается и обратное.
Бывает, я откладываю завершённый черновик рассказа на месяц, а то и на полгода. Делаю какие-то дополнительные наброски. Потом сажусь переписывать.
Длинный рассказ «Тандем хранителей» я написал за полторы недели. Спустя шесть месяцев я переписал часть сцен и заново отредактировал текст. На это ушло пять дней.
Длинный рассказ «Ре, си, соль» я создал за шесть недель 2022 года. Позднее я редактировал его на протяжении двадцать девяти дней — календарных точек из 2022 и 2023 годов, разделённых между собой неделями и месяцами: декабрь 2022 года, март и октябрь 2023 года.
И я не уверен, что не вернусь к правке этого рассказа спустя время.
Это рассказы, пусть и длинные. Работа над романами занимает много больше времени.
Думайте о чистоте текста. Ставьте пред собою правильную цель
Общее правило состоит вот в чём: быстро отредактировать ни роман, ни рассказ нельзя. И ставить такую цель перед собой неправильно. О таких целях размышляют лентяи, искатели волшебных палочек.
Но вы ведь не из их племени?
2 отзыва
Пусть литература и не входит в число точных наук, одно несомненно — неверно употреблённое слово, словосочетание; неумело построенное предложение, абзац; скверно составленный сюжет; на скорую руку слепленная композиция ставят под сомнение право «творения» называться литературным.
Многим, очень многим авторам хочется побыстрее усвоить эту математику литературы и приступить к производству гениальных рассказов и романов. Однако по-настоящему хорош будет лишь тот автор, что прошёл долгий путь проб и ошибок. Очень странно это понимать, но писатель должен сам построить себе школу и её окончить. Когда Джек Лондон приступал к первому своему рассказу, он не подозревал о существовании знаков препинания. Но когда он писал «Мартина Идена», он уже окончил свою школу.