Как выбрать редактора? Как подыскать того единственного человека, чьё мастерство сделает сказку или роман краше, приблизит текст к неуловимой границе совершенства?
Верный способ выбрать редактора
Есть всего один верный способ. Один!
Это не чтение чужих отзывов о работе того или иного редактора или литературного обработчика и комментариев к его рекламным объявлениям. Безусловно, такой подход поможет отсечь самозванцев, расставляющих ошибки вместо их устранения. Но…
Это не изучение образцов редакторской правки, представленных на сайтах, где рекламируются соответствующие услуги. Бесспорно, образцы показательны. Но…
Это не сопоставление цен, не расчерчивание ногтями строк прейскурантов. Ясное дело, цены на рынке знать нужно. Но…
Это не узнавание биографических данных потенциального исполнителя: когда на свет появился, как и где опыт нарабатывал и нарабатывал ли. Нет, никто не отрицает необходимость подобного анализа. Но…
Это не разглядывание под микроскопом текстов того редактора, что по совместительству является прозаиком и критиком. Ну, таков, к примеру, я. Здорово, что кто-то увлёкся моей прозой. Но…
И уж точно это не красочный логотип и не фото в дорогом галстуке возле лакированного автомобиля, призванного обозначить коммерческой успех.
Пробная правка и сравнение результатов
Способ выбрать редактора в сетевой конкурентной среде заключается в пробе и сравнении.
Более четверти века я правлю разные тексты, от рассказов и романов до журнальных статей и рекламных объявлений. В первую половину девяностых годов я работал в штате рекламно-издательского агентства. Во второй половине девяностых я познакомился с Интернетом — и тогда же занялся интеллектуальным предпринимательством и запустил первый свой сайт (его давно уж нет, зато есть другой, гораздо лучше). Интернет в России вырос на моих глазах.
Вместе с моей бородой Интернетом вырос спрос на тексты, на сетевой буквенный контент. Вместе с контентом выросло число разнообразных писателей. Следом в буйный рост пошли редакторы.
Нынче плюнь — в редактора попадёшь. На свеженьком красочном сайте, марочной пылью не успевшем покрыться, двадцатитрёхлетняя мадам сообщает широкой публике о своём шестилетнем редакторском опыте. Не иначе, редактурой увлекается со школьной скамьи. Стенгазету, наверное, редактировала — в семнадцать-то лет. Но кто тут что разберёт? Может, она и есть ваш лучший редактор! Да, такое может быть. И не быть тоже может.
Всё познаётся в сравнении.
В ответ на сетевой запрос явится немыслимое число ответов о правке текстов, об услугах редакторов, корректоров, литературных обработчиков и «негров».
Описанные выше пункты, оканчивающиеся «но» с многоточием, конечно, помогут отбросить процентов девяносто посторонних товарищей и перейти к тем, кто на что-то годится. Однако и их число велико есть.
Клиенты от досады пальцами щёлкают. А иные и зубами. Нет у них времени изучать биографии редакторские — скользнут затуманенным взором по прейскуранту и ткнут пальцем наугад.
Неправильно это.
Господа заказчики со вздохом уточняют цены, вяло интересуются трудовым стажем, т. е. количественными показателями, и забывают о главном: о показателях качества.
Сравнить качество правки, увидеть своими глазами чудо преображения собственного текста — вот верный способ вытащить из толпы редакторов одного-единственного, создающего Восторг.
Не скупитесь — попробуйте
Попробуйте. Закажите правку одного текстового фрагмента нескольким исполнителям — тем, между которыми вам трудно сделать выбор.
Сравните затем отредактированные варианты.
И всё. Просто, не так ли?
Пробная правка стоит обычно недорого, а делается старательно. Старательно делается теми, кто понимает, что за пробой стоит получение заказа. Между прочим, встречаются товарищи редакторы, которые «попробовать» не предлагают. Почему? Вы ведь знаете ответ.
Только проба даст вам возможность оценить подлинный, а не заявляемый опыт редакторов, позволит оценить их способности на практике. Вы раскладываете листки с правками на столе или открываете страницы на компьютере — и знакомитесь с результатами работы.
И не забывайте: речь идёт о вашем тексте! На примере своего текста вы ясно увидите, кто из нанятых вами молодцов на что способен. А вот на правках произведений чужих это понять мудрено. Ведь вы не знаете, чего хотел заказчик!
Всё познаётся в сравнении. Вот потому-то я сел за письменный стол и написал эту заметку.
Не выбирайте редактора, полагаясь на изначально неверное допущение: что, мол, на них время тратить, все они одинаковы, найду-ка я наименьшую цену и договорюсь с тем, кто её предлагает!
Эй, не промахнитесь!
Одинаковых нет. Люди — это не штамповка заводская. Заказывая редактуру, вы покупаете часть жизни человека (иногда очень большую, полгода или год), а не только изменение рукописи. И ежели вы видите, что Иванов берёт вдесятеро дороже Петрова за будто бы похожую услугу, сначала разберитесь, что они оба продают. Ах, некогда разбираться? Ну так закажите редактуру на пробу!
Платить за счастье слова
Моя пробная правка — одновременно школа, поскольку я выдаю автору вместе с редакторским результатом список типичных ошибок. Бывает, я отмечаю и сильные стороны автора. Ежели таковые имеются.
Отправьте мне через контактную форму фрагмент вашего текста. Постарайтесь уложиться в десять тысяч знаков с пробелами. Не укладываетесь? Ну хорошо, пусть знаков будет чуть больше, ежели у вас оконченное произведение или завершённый фрагмент: сказка, рассказ, глава романа. Обрывать завершённый эпизод или рассказ и вправду ни к чему. 12 или 13 тысяч знаков — это допустимо.
Я посмотрю текст и вам отвечу.
Цена пробной правки — 4800 рублей или больше при превышении объёма в 10 тыс. знаков с пробелами (480 р. за каждую тысячу знаков, но не менее 4800 р.). В услугу входят: редактура, корректура и частичная литобработка. Я предусмотрел до трёх бесплатных возвратов на доработку. Проба особенно нужна тем, кто собирается заказать у меня редактуру. По пробе я определяю цену дальнейшей работы. Без пробы обойтись нельзя.
Я занимаюсь редактурой много-много лет и до сих пор, обметая бородой клавиатуру, работаю с удовольствием. Я не сижу на потоке и не подрабатываю этим. Я именно работаю. Потому каждый клиент для меня ценен. И каждый текст я правлю увлечённо — ибо в работе редактора вижу своё призвание.
Да, и про деньги. Их я тоже люблю. И мне их платят. Платят за счастье слова.