Как заставить себя писать каждый день. Топ-5 способов

Писатель, дом, заставить себя, писать каждый день, ежедневно

 

Не можешь заставить себя писать каждый день? Литературная совесть ест тебя поедом? Не огорчайся! Знай: есть пять способов решить мучительный вопрос.

Всякий начинающий писатель (а равно и продолжающий) испытывает жестокие муки совести, не умея усадить себя за письменный стол и исполнить писательское предназначение.

Существует пять волевых методов по обретению писательского счастья и душевного равновесия.

1. Не писать вовсе и избавить себя от ежедневной каторги. В России три миллиона авторов желают издать свои книги. Подумай над этим громадным числом. Толпа в несколько десятков тысяч человек — жуткое зрелище. А уж толпа в несколько миллионов… И все писатели? Легко вообразить литературный ад, куда попадают скверные писатели: это такое место, где нет кипящих котлов, зато бродят многие миллионы завистливых сочинителей, писавших каждый день, но не выдавших ни единой удачной строчки. Подумай и спроси у себя: «Я что, такой же, как они? Такой же, как все?»

2. Писать исключительно по вдохновению. Этот способ позволит тебе лежать на диване целыми днями или ходить на какую-нибудь работу, ежели её ты предпочитаешь дивану. Были, конечно, писатели, которые работали без вдохновения. Чехов, Моэм, Джек Лондон, Бальзак, О. Генри, Вудхауз и другие. Марк Твен, Синклер Льюис или Лев Толстой тоже не прохлаждались, ожидая чего-то там этакого.

3. Поручить творчество литературному негру, способному вкалывать ежедневно, без выходных и перерывов на обед, лень и винный магазин. Пусть пишут другие — вот девиз человека XXI века! В конце концов, почему нет? Лишь бы твоя фамилия, точнее, твоя торговая марка, красовалась на обложке! Многие знаменитости, которых показывают по телевизору, так и поступают. И считаются, между прочим, преуспевающими писателями. Ты что, не хочешь в телевизор?

4. Тренировать силу воли. Для тренировки писательской силы воли существует особый метод: переписывание классиков. Берёшь том Толстого или Гончарова, пачку листов бумаги, ручку — и вперёд. И так каждый день. Классиков меняй: русские, советские, американские, французские, английские; романтизм, критический реализм, соцреализм, научная фантастика… Чередуй художественную литературу со специальной: переписывай, к примеру, словари. Я лично знаю одного товарища, который переписал шариковой ручкой четыре тома Даля. (Правда, стараюсь держаться от него подальше.) Привыкнув к переписыванию, ты либо обретёшь привычку к ежедневному письму, либо откажешься от самой идеи писательства: ибо куда тебе до Гончарова!

5. Сесть за письменный стол и писать. Самый простой метод. Годится на каждый день. Конечно, бывают дни, когда работать за столом нет желанья; бывают дни, когда устал, когда одолевают заботы; бывают и такие проклятые дни, когда хочется схватить автомат (счастье, что его нет рядом) и прикончить вон тех и этих. В такие скверные дни, поверь, нет ничего лучше, чем писать. Сядь за компьютер или возьми карандаш, ежели ты старомоден, и продолжай свою книгу. Твои персонажи ждут тебя. Они радуются тебе, тянут к тебе руки, обнимают тебя, целуют, шепчут любви слова, усаживаются на ладонь феями. Они никогда не изменят тебе, не оставят тебя. Ты их отец родной. Не бросай их.

Ну как, присмотрел себе метод?

 

© Олег Чувакин, 22-23 января 2019

Услуги редактора

Обратись к опытному редактору, а заодно и корректору

Бородатый прозаик выправит, перепишет, допишет, сочинит за тебя рассказ, сказку, повесть, роман. Купи себе редактора! Найди себе соавтора!
Олег Чувакин рекомендует:
Журнал молодых писателей Пролог
«Талантам надо помогать». О журнале молодых писателей «Пролог»

Суровые, беспощадные условия, высеченные на сайте «Пролога» как на скрижали, затрудняют писателю доступ в журнал: «Пролог» дает выход на сайт только талантливым произведениям, без ссылок на ученичество или возраст автора, придерживаясь известной поэтической формулы: «Талантам надо помогать. Бездарности пробьются сами».

Новый год, 2020, ёлка, игрушки, новая идея
В Новый год — с идеей новой!

С 2020 года сетевое пространство «Счастья слова» будет отдано преимущественно теме писательства, вопросам создания художественного текста.

Пион, фото, писательские способности, талант, Олег Чувакин
Годитесь ли вы в писатели?

Писать так же трудно, как быть хирургом, каменщиком, фрезеровщиком, архитектором, биологом или столяром-краснодеревщиком. Надо много знать и много уметь, тем более в XXI веке.

Велосипед, без колёс, книга без букв, агенты, Ябеда-Корябеда
Дело Ябеды-Корябеды живёт и побеждает

«Жизнь, алчность, творчество». О ком эта книга? Что означает выражение «Зачем стать?», употребляемое господами книгоиздателями? Как правильно умножить часы на людей и разделить на деньги? Правда ли, что человек произошёл от древнего романтика, а роман «Обломов» написал Гоголь? Что такое «коша в шоколаде»? И почему дело Ябеды-Корябеды живёт и побеждает?

Сирень, писательское окно, окно в мир, писательство, общение, монолог, диалог
За закрытым окном

Меня попросили письменно порассуждать на тему писательства: как автор через своё литературное занятие открывает социальное окно, общается с миром. Как его язык (прозаический в моём случае) становится языком общения с читателями.

💝

15 комментариев:

  1. Татьяна Попова

    Олег, захотелось немного не то чтобы поспорить, но порассуждать вслух.
    Если ТОП-5 способов адресованы профессиональным писателям, то я полностью соглашаюсь. Работа есть работа, хочешь не хочешь — крути баранку, если ты дальнобойщик, лечи больных, если ты врач, пиши каждый день, если ты писатель-профессионал. Потому что иначе нечего будет есть. Ну, я утрирую, конечно, но лишь чуть-чуть.
    Но профессиональных писателей, в смысле — людей, живущих литературным трудом, значительно меньше, чем людей пишущих. Я, например, такой «пишущий», но не писатель-профессионал. Я — человек ответственный, волевой и работоспособный. Я писала бы каждый день, если бы поставила себе такую цель. Но я знаю, что это было бы нечто вымученное, не идущее от сердца, нелюбимое. И, да, я жду вдохновения, чтобы написать что-то. Будь писательство моим хлебом — я бы писала каждый день. Но был бы хорош результат?
    С другой стороны, что означает пресловутое «ожидание вдохновения»? У меня это — вовсе не «лежание на диване», а тоже работа, только невидимая никому. В ожидании вдохновения я непрерывно думаю, перебираю в уме сюжеты, фразы. Иногда долго и мучительно все это происходит, а потом вдруг раз — и всплывает почти готовый сюжет, и героев я вижу и знаю, словно сто лет с ними знакома. Но не следствие ли такое озарение той самой невидимой никому работы? Я не умею это описать, но, возможно, кто-то из пишущей братии поймет меня.
    И, кстати, мощный стимул писательства для меня — конкурсы. Как то тут мы уже вели дискуссии о том, для чего люди в них участвуют. И мне, похоже, не особо поверили, когда я написала, что не рассчитываю на победу. Но это — правда! Конкурсы для меня — вызов, интересные темы, возможность «себя показать и других посмотреть». А победы, когда они случаются — приятный подарок, как приз в лотерее.

    • Олег Чувакин

      Татьяна, эта юмореска адресована всем тем, кто мучается разными писательскими вопросами. Сочинение это шуточное (не без сатиры, правда), и на академическую серьёзность ни в коем случае не претендует. Вы же задаётесь вопросами действительно серьёзными.

      Вдохновение я не признаю как нечто, что вдохнул в творца некто свыше (бог). Такое вдохновение отрицали те, кого я перечислил в своей весёлой штучке. Вдохновение же в вашем понимании я как раз признаю: оно именно это и есть. Поэтому-то я хватаю ночами карандаши и пишу что-то на бумажках. Сюжет оформился — спеши записать! Или вдруг забываю, где нахожусь, потому как очередная идея дозрела.

      Конкурсы для многих служат и стимулом (палкой-погонялкой), и подспорьем, и клубом по интересам, и вообще площадкой, где можно и встретиться с единомышленниками, и научиться чему-нибудь, и обрести новых друзей. По-моему, прекрасно, когда конкурс ради этого и создан.

      «И мне, похоже, не особо поверили, когда я написала, что не рассчитываю на победу». Я сам никогда на неё не рассчитываю, и тоже уже говорил об этом.

      «Писатель-профессионал» для меня понятие сомнительное; вот понятие «писатель-приспособленец» я бы ввёл в оборот. Таких были тысячи в СССР, водятся они и в рыночной России. Не уверен, что нынче состоялся бы, скажем, новый Чехов. Антон Павлович, не будем этого забывать, писал исключительно за деньги. Да и Лев Николаевич тоже. И оба не стеснялись потребовать гонораров побольше.

      А теперь улыбнёмся, Татьяна! И выпьем по стаканчику мятного чая за прекрасную фею!

      • Татьяна Попова

        А я не поняла, что это шутка:) и раззанудствовалась, прости :). Я очень люблю мятный чай:), Пошла пить, воображая, что рядом Вы с Инной:).

        • Татьяна Попова

          Допустила опечатку в предыдущем тексте, конечнр, не «прости», а «простите». И за невольную фамильярность тоже:)

    • Инна Ким

      Вы такая удивительная, милая, чистая — совсем как Ваши рассказы: желаю Вам самого доброго потока вдохновения! Ваша фанатка)))

  2. Инна Ким

    Олег, здравствуйте! Вы большой умница: и как писатель, и как критик. И я по-прежнему считаю, что Вам пора заводить собственные курсы — какой-нибудь литфестиваль в Сибири, Чувакинские чтения или слушания. Те, какие есть сегодня, очевидно, просто бизнес — ничего личного. А у Вас: много-много личного — в том числе несомненный талант и любовь к великому русскому + Ваша поразительная энергия, замечательное обаяние и прочее, прочее))) Вы действительно вдохновляете! Спасибо, Олег)

    • Олег Чувакин

      Здравствуйте, дорогая Инна! Спасибо!

      Литфестиваль в реале много денег требует, у меня нет их, спонсора не найти мне. Сетевой же литфестиваль у нас с вами уже есть: конкурс на «Счастье слова». Да и рубрика «Школа» на сайте заведена неспроста. Все материалы по-прежнему останутся бесплатными. Не собираюсь брать деньги под вывеской «Просто бизнес». Любовь не продаётся!

      • Инна Ким

        Да всё я понимаю) Просто, во-первых, надоели бизнесмены «от литературы» (противно), а главное — неотвязно преследуют призраки (не моей!) моей мамы юности середины 60-х, которая к тому же воспитывалась в советском интернате и свято верила в дружбу и правду))) Поэтому и фантазирую что-то типа стародавних Шукшинских чтений: звёзды, сирень, соловьи — и писатели!) Невинная фантазия — и больше ничего!

        • Олег Чувакин

          Идея, конечно же, чудесная. И назвали бы мы эти литературные вечера и ночи «Счастливыми чтениями».

        • Инна Ким

          Поэтому и «пасусь» у Вас, что тут хорошо) Спасибо, Олег!

    • Ирина Бирюкова

      Я хоть далеко от Сибири, но я — за! За Чувакинские чтения! Они когда-нибудь обязательно будут! Сибиряки, пора воздать должное земляку и современнику, которым гордиться стоит!

      • Олег Чувакин

        Инна, непременно пригласите южанку Ирину на «Счастливые чтения». У неё будет пропуск: корзинка персиков.

  3. Ирина Бирюкова

    Только что по предложению администратора выдала в одну группу нечто отдаленно напоминающее рецензию… Выдохнула! Какое счастье, что я только читатель! Если бы предварительно прочла о вашей, Олег, методе, точно не набралась бы наглости ничего писать… ))))

    • Олег Чувакин

      У меня тут о художественном. О самом трудном, о самом фантастическом, о том, что за пределы самой жизни выходит. Рецензии, пожалуйста, пишите. Набирайтесь… э-э… смелости — и вперёд! Вы ведь наблюдательница на конкурсе, о мудрейшая! Пока писать отзывы некому, но пройдут дни, недели, и достойные прозаики появятся.

Отзовись!

E-mail не публикуется. Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.