Годитесь ли вы в писатели?

Пион, фото, писательские способности, талант, Олег Чувакин

 

В России писателей стало больше, чем читателей. Нынче почти каждый, кто идёт в Интернет, с маниакальным ожесточением долбит по клавиатуре и мнит себя Львом Толстым XXI века. Оптимистический настрой, ничего не скажешь!

На сайтах «Самиздат» или «Проза.ру» и прочих подобных — сотни тысяч участников. Все пишут, пишут и ещё раз пишут. Пишут также блоггеры, журналисты, чиновники, копирайтеры, рерайтеры, политики, обитающие в «Твиттере», домохозяйки — кого только не тянет в писатели!

Неужели писать так легко? И этим может заняться каждый, надо только иметь компьютер и выход в сеть?

Думать так — большая ошибка, как говорил один персонаж Шварценеггера. Писать так же трудно, как быть хирургом, каменщиком, фрезеровщиком, архитектором, биологом или столяром-краснодеревщиком. Надо много знать и много уметь, тем более в XXI веке.

В наше время от автора требуется многое — от умения набирать, верстать и редактировать собственные электронные книги до публикации их на специализированных сайтах и даже озвучивания. Но это дело техники, этому можно научиться.

Основное — способности, данные человеку от природы. Их можно развить, но приобрести их, увы, нельзя.

Вот «три кита», без которых писатель не состоится: 1) грамотность; 2) воображение; 3) трудолюбие. «Китов» я вычислил на основании собственного писательского (прозаического) опыта.

Грамотности (орфография, грамматика, пунктуация, мастерское владение письменной речью и общее ощущение красоты фразы) научиться «по правилам» чертовски трудно. За правописание и связную речь «отвечает» ген грамотности. Британские учёные утверждают, что он есть у всех, но будто бы не у всех «настроен» на родную речь. Англичанин может быть малограмотным в родной речи, потому что его ген чуток… к японским иероглифам. Я к таким заявлением отношусь скептически, а потому говорю лишь о способностях, проявляющихся при обучении и чтении. Одним людям язык даётся легко, без усилий (что-то вроде абсолютного слуха, какой бывает у музыкально одарённых детей), для других это мучительный и малорезультативный процесс. «Талант, и всё тут!» — объяснял Чехов своему младшему другу Бунину.

Человек, который пишет (в газете!): «Лишь двое из них были девушками», «На высоком постаменте появилась табличка, в которой говориться» или «они с пеной рта доказывали», явно занимается не своим делом.

Без воображения в литературе делать попросту нечего. Одной грамотности для писательства недостаточно. Без фантазии авторов не было бы ни «Войны и мира», ни «Эрроусмита», ни «Смерти чиновника», ни «Макбета». Воображение развивается жизненным наблюдением и постоянным чтением. Изначально оно тоже даётся от природы. Если хотите, это вторая составляющая писательского таланта. После грамотности.

Трудолюбие. Здесь тоже природа поделила людей: есть люди упрямые и настойчивые в достижении цели, умеющие каждодневно работать над словом, и есть тунеядцы, пространно (и часто в нетрезвом виде) рассуждающие о вдохновении и более мечтающие, нежели сочиняющие. «Никакого вдохновения не существует, — говорил У. С. Моэм. — По крайней мере, мне его не удалось обнаружить». Ни Чехов, ни Джек Лондон тоже не верили во вдохновение. Все эти люди писали и правили свои тексты каждый день. И оставили после себя объёмные собрания сочинений. К примеру, в США издан сорокатомник Джека Лондона. А в СССР издательством «Наука» был выпущен в 70-80-х годах прошлого века тридцатитомник Чехова (сочинения и письма, 18 + 12). Для сорока лет жизни первого и сорока четырёх второго это весьма впечатляющие результаты. И речь не только о количестве, но и о качестве.

Попробуйте понять (лучше посоветуйтесь с кем-то на этот счёт), грамотны ли вы (филологическое образование не спасает и грамотности не подтверждает), сильно ли ваше воображение (почитайте-ка «Силу воображения» Саймака) и готовы ли вы вкалывать за письменным столом по несколько часов в день, гробя здоровье.

Если на перечисленные вопросы ответ будет «скорее нет, чем да», не отчаивайтесь. Смотрите на жизнь оптимистично. Профессия писателя давно вышла из моды. Присмотритесь к профессиям электрика, металлурга или хлебороба.

Да, и ещё. Чувство юмора — ещё одно свойство, весьма желательное для литератора. Но тут я не смею настаивать, и в список «китов» способность к юмору не включаю. В конце концов, кому-то надо писать серьёзные книги!

 

© Олег Чувакин, 2015

Услуги опытного редактора, а заодно и корректора через Интернет. Бородатый прозаик выправит, перепишет, сочинит за тебя рассказ, сказку, роман. Купи себе редактора!

Подписывайтесь на «Счастье слова» по почте!

Email Format
111

11
Отзовись, читатель!

avatar
  Подписка  
Подписаться на
Татьяна
Гость
Татьяна

Олег, когда-то давно на лекции по научному коммунизму профессор Л.Коган сказал, что культурная жизнь в это прекрасное время будет иметь особенность: все больше людей из объектов культуры будут превращаться в субъектов, т.е. активно творить… Может, процесс пошел=)))?.. И без коммунизма=)))..

Irina Biryukova
Гость
Irina Biryukova

Вот я и присмотрелась к профессии библиотекаря… Ленивая и неграмотная потамушта!)))

Irina Biryukova
Гость
Irina Biryukova

Умная мышка в очках и книга

Олег Чувакин
Гость
Олег Чувакин

А я люблю библиотекарей.

Евгения Повч
Гость
Евгения Повч

Уважаемый Олег Чувакин !. С моим ответом на Ваш Пост о шести рассказах Чехова, Вами особо отмеченных, случилась такая история. В тот момент, когда я уже предполагала отправить мой ответ на Ваш Пост, отказал монитор моего компьютера кстати, теперь новый. Тогда я решила ответить более подробно, потому что мне весьма импонировало почти полное СОВПАДЕНИЕ особо отмеченных и мною рассказов Чехова. В моей Хронике об этом СОВПАДЕНИИ мой пост почти в сАмом начале. Не настаиваю, но мне хотелось бы убедиться, не исказила ли я очень сильно идеи Вашего Поста. Безусловно, в несовпадении моих взглядов на упомянутые рассказы с Вашими, взглядами писателя, я и не сомневаюсь. А ещё я хотела бы убедиться в том, что и я ответила на Ваш Пост о шести рассказах Чехова, Вами особо отмеченных. Спасибо.

Олег Чувакин
Гость
Олег Чувакин

Это чудесно, Евгения! Я только что прочитал ваш текст. Редчайшее совпадение, а душевный отклик прямо-таки родственный.

Даю здесь ссылку, чтобы мои сетевые друзья могли прочесть вашу заметку: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=630778483777164&id=100005350545744

Евгения Повч
Гость
Евгения Повч

Благодарю !!!

Светлана Марченко
Гость
Светлана Марченко

Спасибо, Олег, за Чехова. В тысячный раз убедилась, что изящество и краткость превращают простоту и незатейливость истории в шедевр. Но — непросто быть писателем среди тех, кто путает Гоголя и Горького, Алексея и Льва Толстых объединяет (не подозревая о третьем Толстом),и чтобы совсем меня убить, вероятно, напрягшись, «нахмурив свой узенький лобОк», все-таки победоносно изрекает, что «Войну и мир», конечно, написал Лев ИСАЕВИЧ Толстой. Да-с, Муму написал не Тургенев. А Хемингуэй, потому что на книжной обложке был нарисован старик в лодке.

Евгения Повч
Гость
Евгения Повч

Думаю, что беда всё- таки не в том, что кто- то не знает, скажем, имени автора рассказа «Каштанка», а в том, во-первых, что он не стал этот рассказ читать. А в этом рассказе собачка, обожающая своего хозяина, получала от него тумаки и в минуту горькую произносила про себя: «Так жить невозможно». Можно, конечно, и не задуматься над этим «высказыванием» собачки, а я так с ранних лет положила на это «высказывание» глаз. А ещё круче, как сейчас говорится, увидел название произведения «Гусев», например, прочёл несколько строк, да и перелистнул за ненадобностью. А в рассказе- то том такоооое… Или произнести ТРИ ХА — ХА , дочитав о том, что бедный Ванька так и отправил письмо родному дедушке без адреса , и единственный родной ему человек не узнает, как тяжело ему на чужой стороне…

Ramissa Eidhoff
Гость
Ramissa Eidhoff

меня тоже пугает Этот ПОТОК пишущих; однажды спросила закомую даму: о чём пишете? — а так…о том -о сём…что под глаза попадётся… Её предыдущюю » книжку» не смогла читать…по счастью есть иммунитет от таких «творений»…Но испытаваю неловкость — ведь кто- то ждёт….и позитивную оценку.