Птица счастья

Свадьба, лето, подготовка, невеста, фото

 

Текст участвует в конкурсе рассказов «История любви».

Об авторе: Засыпкина Марина Николаевна.


 

Вам по душе сайт «Счастье слова»? Он работает без рекламы, на голом энтузиазме! Поддержите его владельца, купите сборник лирических рассказов «Многоточия»! Всего двести деревянных! Сюда, пожалуйста.

Была середина лета, и мы с моей невестой Ольгой активно готовились к свадьбе. Дату выбрали красивую — 09.09! Точнее, Оля выбрала. Познакомились мы в начале лета, и наши отношения так стремительно развивались, что я сам не понял, как сделал ей предложение.

Всю предсвадебную подготовку мы разделили пополам. Оля занималась подбором декораций для банкетного зала, меню, артистами, нашими нарядами и многим другим. Моей же основной задачей было оплачивать все эти мероприятия. А так как я работал обычным штатным сотрудником в кадастровой конторе, то понимал, что моей зарплаты вряд ли на это всё хватит. Поэтому я решил подрабатывать по вечерам. От папы мне передалось умение всё чинить, и я устроился в фирму, что-то вроде «Муж на час». В основном приходилось ездить к незамужним женщинам или матерям-одиночкам, чтобы починить кран, повесить полки, собрать мебель и т.д.

Пока я ехал на очередной такой вызов на окраину города, то пытался запомнить некоторые нюансы нашего свадебного банкета, например, с чем должны сочетаться салфетки.

«Может, со скатертью? Нет, точно нет, они же будут сливаться, — мысленно рассуждал я, останавливаясь на светофорах. — Может, с букетом невесты? Нет, с букетом невесты должен сочетаться мой галстук. Вроде так. Да, точно! А салфетки тогда с чем? Как это всё сложно!»

Оля всегда сердилась и обижалась на меня, когда я не мог разобраться во всех этих тонкостях. Для неё всё это было очень серьёзным и важным. А я не видел во всём этом особого смысла, но старался не расстраивать свою будущую жену.

 

Я заехал в частный сектор и нашёл нужный адрес. Калитка оказалась открытой, видимо, меня уже ждали. Как только я вошёл во двор, на порог выскочила молодая девушка, очевидно хозяйка. На ней были домашние тапочки, бриджи и туника. По её встревоженному взгляду я понял, что мне надо поторопиться.

— Здравствуйте! — быстро проговорила девушка, заводя меня в дом. — Прошу вас скорее, там…

— Здравствуйте, — ответил я спокойным голосом, — не переживайте, всё починим, исправим. Куда идти?

— Сюда, пожалуйста, на кухню — сказала хозяйка, указав рукою на дверь. — Ой, а у вас есть этот, ну как его, который жужжит и выкручивает гайки?

— Шуруповёрт? Есть, — сдерживая улыбку, ответил я. — Он жужжит, конечно, только вот выкручивают им не гайки, а шурупы, саморезы разные…

— Да, да, не важно, — говорила девушка, заметно волнуясь. — Главное, что он у вас есть.

Я вошёл на кухню и немного растерялся. Я ожидал увидеть там затопленный пол или рухнувший кухонный шкаф, но вокруг было чисто и, что мне особенно понравилось, очень уютно. Вопросительным взглядом я посмотрел на хозяйку. Она тут же принялась всё объяснять.

— Вот там, видите, над навесным шкафом у меня вентиляция? Кстати, пока я вам рассказываю, вы доставайте этот свой шуруповёрт, — говорила девушка, активно жестикулируя руками.

Я послушно принялся открывать свой чемоданчик, всё ещё не понимая, в чём дело.

— Так вот, вентиляция, — продолжала она. — И сегодня туда попала какая-то птичка, и бьётся, бьётся бедная. Она, наверное, себе все крылья уже повредила.

— Птица? — в недоумении переспросил я.

— Да, слышите, как она пищит? Вам нужно открутить шурупы, или как там их, снять решётку, и тогда мы сможем её достать!

После этих слов девушка улыбнулась, но так нежно, что и я улыбнулся ей в ответ. Её глаза с надеждой смотрели на меня. Делать было нечего, надо спасать птичку, раз уж приехал.

На столешнице было уже постелено старое покрывало, я встал на него и принялся откручивать решётку. «Ну надо же, приехал почти из центра города, чтобы спасать какую-то птичку! Пацанам завтра расскажу — засмеют», — крутилось у меня в голове.

Краем глаза я видел, что девушка всё это время стоит внизу и волнительно наблюдает за моими действиями. И, когда я включал шуруповёрт, она встревоженно прикладывала руки к своим щекам, видимо, переживая, что громкий звук пугает птичку, заставляя её ещё сильнее биться об трубу.

Я снял решётку с вентиляции, и, действительно, там была птичка.

— А, вот и непрошенный гость! — сказал я, взяв птицу в руки. — Воробей!

То, что я увидел внизу, меня окончательно поразило: на нас с птичкой смотрели бездонные глаза девушки, полные счастья. Я, как завороженный, слез со стола, аккуратно передал воробья хозяйке и стал наблюдать. Эту картину я запомню на всю жизнь.

Девушка принялась гладить бедную птаху, успокаивать, рассматривать её крылья.

— Ну вот, теперь ты в безопасности! — с нежностью говорила она. — Бедная, натерпелась, как же сердечко бьётся. Всё будет хорошо, сейчас мы тебя выпустим на свободу, и ты полетишь к себе домой. И больше не попадай в такие ситуации, будь осторожней…

Девушка ещё что-то говорила, но я уже не слушал. Я был поражён её искренностью, какой-то детской простотой, умением сочувствовать. Что-то тёплое разлилось внутри меня, отчего мне сделалось очень хорошо и спокойно. Я словно очутился на каком-то уединённом островке, вдали от мирской суеты. И мне захотелось здесь остаться! Навсегда!

Я о многом задумался. Например, какая разница, с чем должны сочетаться салфетки на свадебном банкете? Или что изменится, если мой галстук будет сочетаться не с букетом невесты, а с туфлями свидетельницы, например? Разве от этого зависят счастливые отношения? Какие глупости!

Мы часто тратим наше время на ненужные вещи, забывая, что счастье в простоте, искренности!

В основе крепких семейных отношениях должна быть любовь, а не красивая дата свадьбы. Надеюсь, и Оля когда-нибудь это поймёт.

— Ой, извините меня, пожалуйста, я вас задерживаю, — прервал мои размышления голос девушки. — Скажите, сколько я вам должна?

Я ещё какое-то время молча смотрел в её выразительные глаза, потом протянул правую руку и сказал:

— Меня Семён зовут.

От неожиданности девушка растерялась. Но потом, смущенно улыбнувшись, положила свою руку в мою и ответила:

— Лида.

От её прикосновения по телу пробежали мурашки, было одновременно волнительно и приятно. Я думаю, она почувствовала тоже самое.

— Очень приятно, Лида! А… ммм… что вы делаете сегодня вечером?

Наступила неловкая пауза. Некоторое время мы стояли, смотря друг другу в глаза и держась за руки.

— Я так понимаю, что иду на свидание?! — робко ответила Лида, всё ещё аккуратно держа в руке нашу птицу счастья.

 

© Марина Засыпкина

Услуги опытного редактора, а заодно и корректора через Интернет. Ваш текст причешет и отутюжит Олег Чувакин. Вам сюда!

Подписывайтесь на «Счастье слова» по почте!

Email Format
267

9
Отзовись, читатель!

avatar
3 Ветка отзывов
6 Ветка ответов
1 Подписчики
 
Наибольшее число ответов
Горячая тема
4 Число отозвавшихся
РоманОльга КАТЗасыпкина МаринаИнна Ким Авторы последних отзывов
  Подписка  
Подписаться на
Инна Ким
Гость
Инна Ким

Очень мило. Но что за странная любовь к слову «волнительно», которое Вы употребляете, как минимум, два раза, причём не всегда к месту? Оно вообще никакое. А Ваша история симпатичная)

Засыпкина Марина
Гость
Засыпкина Марина

Инна, спасибо за комментарий! Я абсолютно нормально отношусь к любой критике. Но у меня встречный вопрос: «Как слово, у которого есть конкретный смысл, может быть никаким?! Странно!

Инна Ким
Гость
Инна Ким

Марина, рассказ действительно милый. Но Ваша героиня «волнительно наблюдает» — это кошмар, от такого словозлоупотребления моя внутренняя учительница русского языка и литературы пьёт валерьянку литрами. И вообще наблюдается либо неопытность, либо недопустимая для писателя ленность в выборе слов (много однотипных повторов). Хорошо, что Вы не обижаетесь на критику — надо работать! Думаю, у Вас всё получится замечательно. К слову, безнадёжным и закостенелым в этом смысле авторам я комментарии вообще не пишу))

Ольга КАТ
Гость
Ольга КАТ

Я сама очень не люблю слово «волнительно», но…

Наша учительница русского языка и литературы ещё в 5 классе на факультативе русской словесности объясняла, что «волнительно» и «волнительный» — это исконно русские слова, а «волнующе» и другие его варианты — это слово церковнославянского происхождения. А так как наш литературный язык существовал и существует в комбинации разных стилей — и высоком, и среднем, и низким, то использование слова «волнительно» не является чем-то предосудительным. Как не является и оскорбительным для уха любого словесника, ведь он — словесник, прекрасно осведомлен, что в русских словарях слово «волнительно» появилось аж в 1704 году.

Именно это слово в личных своих переписках использовали Чехов и Лев Николаевич Толстой, полагая его более точным для передачи своих чувств и эмоций, чем слово «волнующе». Справедливости ради следует отметить, что в творчестве своем они «волнительно» не использовали.

Корней Иванович Чуковский называл слово «волнительно» — «что ни на есть самым русским», хотя признавал, что отношение к нему в писательской среде непростое.

Ну, а резюмируя это мое бесцеремонное вмешательство в Ваш диалог (за что прошу меня извинить), я просто процитирую замечательного нашего лингвиста-русиста Владимира Викторовича Колесова (которого при анализе неоднозначных словоформ частенько цитировала наша учительница литературы):

«Мне лично «волнительно» и «волнительный» могут не нравиться. Однако ни языковед, ни образованный человек не может просто так отмахнуться от того, что есть в языке нового; у каждого слова должен быть свой шанс. История этих слов в последние почти три столетия показывает, что в будущем они могут стать вполне литературными, потому что укладываются в закономерности употребления и развития языка»

Ольга КАТ
Гость
Ольга КАТ

Несколько раз перечитала «Птицу счастья» — и не смогла избавиться от какого-то двойственного отношения к этой конкурсной работе. С одной стороны — просто великолепная сюжетная линия, динамичность и вполне уместное использование метафоры. Но с другой – досада, словно автор обманул мои ожидания.

Речь, конечно, тут не идет о словах и словоформах (в отношении использования «волнительно», включенного в словари русского языка с 1704 года, я уже написала под комментарием Инны Ким). Более того, я глубоко убеждена, что эта область, вообще – исключительное право самого автора. Если, конечно, автор использует это право не для тиражирования в своих произведениях вопиющей безграмотности и недопустимо вольной трактовки тех или иных понятий.

Моя досада, скорее связана с назидательно-менторским аккордом, прозвучавшим в конце рассказа и, на мой взгляд, однозначно смазавшим всё впечатление от этого, замечательного в целом, произведения. Конечно, любой пишущий хочет донести до читателя какие-то свои мысли. Разумеется, каждое произведение должно «сеять разумное, доброе, вечное».

Но «сеять разумное» и тыкать читателя носом в это самое «разумное» — две большие разницы.

Вот и в рассказе «Птица счастья» неожиданно врезаешься лбом в тяжеловесные фразы: «Мы часто тратим время на ненужные вещи… В основе крепких семейных отношений…»

Стоп! Марина Николаевна, Вы совершенно недооцениваете свой талант! Но почему?!

Вам же прекрасно удалось уже ДО этих фраз подвести читателя к мыслям о бездарно растраченном времени и крепких семейных отношениях! Вы грамотно подали предсвадебную организационную кутерьму, описали всё, что гнетет героя накануне свадьбы, преподнесли отличный сюжетный узел с застрявшей птицей и несколькими точными мазками нарисовали удивительный мир добра и искренности, в котором живет героиня. И поэтому читатель САМ (без подсказок и дополнительной помощи со стороны автора) начинает сочувствовать герою и прекрасно ПОНИМАЕТ ту внезапную сумятицу мыслей и чувств, которая нахлынула на него.

Так зачем же Вы вдруг останавливаетесь и начинаете разговаривать с читателем, как с несмышленышем? Читатель не дурачок, он уже все прекрасно понял и жаждет дойти до финала. Но Вы встаете у него на пути: нет, дружок, послушай умные мысли, а потом пойдешь дальше.

Я попыталась «убрать» из Вашего рассказа фрагмент со слов «Я о многом задумался. Например…» и до фразы «Надеюсь, и Оля когда-нибудь это поймет». Что получилось в итоге?

Герой пришел, погрузился в совершенно новый для себя мир, почувствовал доселе неведомый ему душевный комфорт и понял, что хочет остаться здесь навсегда. Это всё есть у Вас. И это всё Вы преподнесли настолько убедительно и внятно, что мы понимаем: в данный момент в голове героя происходит переосмысление всего, чем он жил до этого.

Надо ли «разжевывать» дополнительно читателю, о чем думает герой? На мой взгляд – нет, ведь в сюжетной завязке Вам уже удалось передать всё то, что так тяготит и волнует жениха.

Итог моего эксперимента с Вашим текстом? Темп повествования не сбивается из-за назидательно-поучительного отступления («Я задумался… и т.д.»). За фразой о том, что герой хочет остаться здесь навсегда, сразу последует реплика девушки «Ой, извините меня, пожалуйста, я вас задерживаю». В результате на мгновение возникает ситуационная заминка: а не вернется ли герой назад, ещё есть возможность откланяться и вернуться к невесте? А дальше – знакомство и финал. Но главное: в такой версии Вашего рассказа читатель не чувствует со стороны автора недоверия к своим умственным способностям и к своему умению читать и ПОНИМАТЬ прочитанное.

Мне очень понравилась вся эта история. И все мои комментарии, Марина Николаевна, – это всего лишь тот самый «взгляд со стороны», с которого, собственно, я и начала свой отзыв. Я изложила свое личное ощущение. Мне ближе художественная литература, где мораль доносится до читателя не «в лоб», а «засеивается» по всему сюжетному пути. Мне, как читателю, интереснее самой думать и размышлять, а не уныло глотать разжеванные автором мысли.

И ещё. Мне захотелось познакомиться и с другими Вашими произведениями. Возможно ли это?

Засыпкина Марина
Гость
Засыпкина Марина

Ольга, спасибо Вам за отзыв! Он позволил мне со стороны посмотреть на свой рассказ. Конечно же, я рада, что сюжет Вам понравился. Вы правы, с умозаключениями я перестраховалась. Побоялась, что поступок героя останется непонятым, ведь сейчас, к сожалению, мало вдумчивых читателей. Мысленно проанализировав все свои произведения (а их не так уж и много: пальцев обеих рук вполне достаточно), я понимаю, что практически во всех них присутствует этот «грешок».
Мне очень импонирует тургеневская «тайная психология», и я стремлюсь к тому, чтобы читатель в моих произведениях сам додумывал причины поступков, действий героев. Ноооо нет-нет да вставлю свои отступления-выводы! Буду думать! Спасибо Вам!

Ольга КАТ
Гость
Ольга КАТ

Я сама грешу тем же и часто подвергаюсь критике за это: меня просто тянет разложить всё по полочкам, чтобы читателю было удобнее (с моей точки зрения) это взять. И, честно говоря, с этой страстью борюсь с огромным трудом. Потому-то сразу и увидела здесь родственную мне душу :)

Роман
Гость
Роман

Спасибо за приглашение на свою страничку. Теперь по сути.

С первых же строк предсказуемость развязки становится очевидной. Слишком уж подчеркивается в начале рассказа вся бытовая мелочевка, раздражающая героя. И уже почти не сомневаешься, что впереди нас поджидают два трафаретных варианта: либо Семен покорно пойдет в семейное стойло, либо за секунду до штампа в паспорте он встретит свою единственную и неповторимую. И соответственно, читатель будет или вникать в страдания очередного «юного Вертера», или радоваться очередному шаблонному хеппи-энду.

Но вдруг на сцене появляется Лида. И что-то происходит: я уже забыл о предсказуемости сюжета и даже растерял все свои желчные комментарии, которые собирался выложить перед Мариной Засыпкиной (сама позвала к себе в гости – тогда терпи). И то, что поначалу казалось мне вязким болотом штампованной литературной жвачки, вдруг оказалось бескрайним полем великолепных портретных штрихов, где незначительную в целом ситуацию автор талантливого превратил в настоящий реквием её Величеству Судьбе.

Должен признать, что эта блестящая (а главное — своевременная) смена декораций и даже главных героев (главной-то оказывается Лида, а не Семен) кардинально меняет отношение ко всему рассказу. Когда-то руководитель нашего литературного кружка нам сказал: «Я хочу видеть у вас в произведениях душу и неожиданный взгляд на обыденность, а не тратить свое время на технически грамотные и сюжетно гладенькие сочинения».

Теперь я его понял: здесь на конкурсе я встретил немало красивых, местами интересных, написанных грамотным языком и даже украшенных всякими-разными образами, но – сочинений. У Вас же, Марина, я встретил и душу, и неожиданный взгляд на обыденность.

Я в восторге. Если бы этот рассказ чуть-чуть подправить, то он бы, несомненно, стал призовым. Относительно «подправить». Слово «волнительно» — это на вкус. Его вполне можно использовать, и оно на сегодняшний день достаточно часто встречается в литературе. Хотя где-то я читал, что специалисты относят слово «волнительно» к актерскому сленгу, а литературной нормой считается слово «волнующе» и вся его однокоренная группа.

Однако вопрос не в том, можно ли использовать это слово или нет. А в том, как его использовать.

В конкретной Вашей ситуации оно использовано не по-русски, не по правилам. Под «волнительно» понимают душевное состояние носителя эмоции. То есть в норме (и в литературной, и, кстати, в разговорной!) это слово используют только «от первого лица», например: «Мне было волнительно видеть его», «Волнительно на сердце», «Мне как-то сегодня волнительно». Или как в Вашем втором варианте «Было одновременно волнительно и приятно» — в этом случае слово «волнительно» применено по правилам русского языка.

А вот когда Лида глядит на Семена, она это делает «с волнением» (или «взволнованно» — как Вам больше нравится). Но никак не «волнительно».

«Бездонные глаза, полные счастья» — это что-то с чем-то. Как Вы представляете себе наполненность чего-либо, у которого нет дна? Разумеется, ради красивого образа можно и поступиться законами физики и других наук, но не в этом случае. Это все равно что написать: «бескрайнее поле, ограниченное колючей проволокой».

Есть в тексте и незначительные «технические помарки». Время тратить не буду, приведу пример из заключительного абзаца: герои стоят, «держась» за руки, и тут же вслед за этим Лида «держит» птицу. Обычно соседство одинаковых слов стараются избегать.

Вот где-то так. Свое мнение я изложил, как и обещал. Повторюсь: после пары первых абзацев приготовился зевать и – так как не считаю нужным лицемерить в своих комментариях или прикрываться лукавым «я, мол, дилетант и не критик» — нажить в Вашем лице смертельного врага :)

Но вторая половина рассказа стала для меня роскошной неожиданностью.

Засыпкина Марина
Гость
Засыпкина Марина

Роман, спасибо за то, что приняли приглашение, и отдельное спасибо за отзыв! Рада, что несмотря на грамматические, смысловые и другие ошибки, Вы нашли и положительные моменты в моём рассказе. Конечно же, в нем есть частичка моей души, как и в других моих произведениях (а иначе, какой смысл!).
Признаюсь, что после вашей фразы «рассказ мог бы стать призовым», моё сердечко «волнующе» застучало! Я понимаю, что на конкурсе есть немало талантливых рассказов с явной заявкой на победу, но быть хотя бы на правильном пути к цели уже приятно. Ещё раз Вам спасибо.
Как же я благодарна Олегу за предоставленную возможность самосовершенствования.