Найти хорошего редактора

Без редактора, мучения писателя, как быть, проблемы, трудности, как построить сюжет
Чистое мучение! Так выглядит писатель без редактора

Есть автор. А у него — рукопись. Почти книга. Остался последний шаг. Нужен литературный редактор. Где найти хорошего редактора?

Picture of Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

Редактор спасёт вашу рукопись

Сократит или дополнит текст, выровняет сюжет, организует композицию, укажет автору на промахи, исправит ошибки, отшлифует стиль и сделает многое другое редактор, он же литературный обработчик. При нужде он и допишет многое за господина автора.

Опытный редактор спасёт рукопись автора, который отчаялся и не знает, как довести произведение до ума.

Найти редактора, счастье, писательница довольна, чудо
Ей здорово повезло: она отыскала того, кто довёл её тексты до блеска

Стало быть, автор не одинок?

Да. Книгу делает не только писатель. Дорога от рукописи до книги — путь коллективный. На этом пути встречи с редактором не избежать. Сольных книг больше не существует; эпоха одиночек ушла в историю.

Как же найти хорошего редактора? Вот путеводная нить.

Кто ты, хороший редактор?

Хороший значит опытный и достаточно старый. Хороший значит идеально грамотный и способный интересно, с увлечением рассказать о собственных редакторских услугах: именно такой человек будет править, доводить до совершенства чужой текст как свой собственный. Хороший значит достаточно злой, педантичный и бескомпромиссный там, где речь идёт о чистоте родного языка. Хороший значит непьющий и некурящий, ибо первое и второе порядочно загаживает мозги и мешает вдумчивой работе. Хороший значит обладающий прекрасной памятью: в противном случае он не удержит в голове сложный сюжет редактируемой книги. Хороший значит критикующий точечно и аккуратно: обнаруживающий не только ошибки, промахи, ляпы автора, но также и сильные его стороны. Хороший значит умеющий работать с авторами начинающими, продолжающими и теми, кто давно публикуется, со старожилами литературы.

Начинающий писатель, автор, компьютер, ошибки, ему требуется хороший редактор
«М-да, у меня столько ошибок и недочётов, столько ляпов и провалов!..»

Владельцам сайтов, представляющих собой крепкие профессиональные проекты, а не сетевые помойки, известна простая истина: редактора, который будто волшебной палочкой превращает текст в чудо, найти нынче невозможно. Да что говорить! В редакциях некоторых литературных «толстяков» не могут найти и хорошего корректора.

Причина очевидна: в стране дефицит кадров. Качество книг падает с каждым годом — падает вместе с их тиражами. Образованные вроде бы люди с вузовскими дипломами, даже кандидаты филологических наук знают русский язык на твёрдую… двойку. Крупные СМИ демонстрируют чудовищную безграмотность. Нынешняя российская пресса выглядит так, будто Ябеда-Корябеда и её агенты растащили половину букв, а иные журналы похожи на коллекцию, собранную нарочно, ради высмеивания молодых писателей.

Редактор, найти, писательский талант, шлифовка, правка, текст
«Боже, пошли мне идеального редактора!»

Для писателя подходящий редактор — это два в одном: литературный обработчик и автор собственных романов, повестей, рассказов. Да, лучше всего, если литредактор пишет книги сам. Такой исполнитель прочтёт и выправит рукопись так, словно это его собственная книга. Его произведения служат одновременно образцами его художественного творчества.

Примеры писателей-редакторов встречаются среди крупнейших литературных имён. В фантастике это Клиффорд Саймак. Он несколько десятилетий параллельно занимался редактурой и писательством. И за редакторскую работу получил в 1967 году премию Академии наук Миннесоты.

Найти хорошего редактора, автор, писатель, улыбка, повезло, нашёл, способ поиска
«Неужели я читаю себя? Спасибо вам, господин редактор!»

Где и как найти хорошего редактора?

Способ первый: поспрашивать у друзей и знакомых, вращающихся в литературных кругах. Способ работает далеко не всегда, ибо сведения о хорошем редакторе господами авторами часто скрываются. И между «как найти» и «где найти» вырастает глухая стена.

Способ второй: рискнуть и без чужих советов самостоятельно поискать редактора будущей книги в Интернете. Погуглить через запросы «услуги редактора», «правка текстов» или подобные. Машина подскажет, машина направит.

Искать следует не спеша. Поспешишь — людей насмешишь. Тот, у кого нет времени даже на поиск редактора, никогда не напишет книгу.

Способ третий. Нажать на большую кнопку и почитать об услугах редактора, о подходах и ценах.

Лень читать? Или нужна консультация? Обратитесь ко мне, Олегу Чувакину, прямо здесь. Опишите коротко литературную задачу. Заполните контактную форму и нажмите на кнопку «Отправить». Ответить обещаю в ближайшие часы. Ночью не отвечаю, ночью сплю.

Способ последний, исключительный. Усовершенствоваться до мастерства Чехова, Бунина, Толстого или того же Саймака и сделаться самому себе редактором. Хорошим! Способ невероятный.

Хороший редактор, писатель, сотрудничество, выгода, деньги, книги
Благодаря редактору он заработал на своих мемуарах

Может ли начинающий писатель обойтись без редактора?

Едва ли. Услуги обработчика текста необходимы и начинающим, и продолжающим писателям. Слабое знание родного языка и бедный лексикон нынешних авторов, позаимствованный, по-видимому, у телевизора, наталкивают на очевидный вывод: без редактора рукопись не состоится, а книга — тем более. Об этом говорю вам я, выправивший тысячи и тысячи чужих текстов, публицистических и художественных, от газетных статей до сказок, романов и философских трактатов.

Кто не желает опозориться перед читающей публикой, тот идёт к редактору. К хорошему.

© Олег Чувакин, 2019-2023
Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Найти хорошего редактора»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Сам себе редактор
Научитесь править свои тексты сами. За один урок
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!