Повествование от первого лица — прекрасный способ овладеть искусством точки зрения. Я рекомендую начинающим авторам тренироваться в написании рассказов от 1-го лица, глядя на мир глазами героя.
Повествование от первого лица. Зеркало для автора
Первое лицо — в сущности, зеркало для автора. Сочинять художественный текст от 1-го лица — отличный способ самостоятельно, без покупки курсов и всяких там лекций, овладеть литературной композицией.
В чём тут секрет? Секрета нет, а есть трудная практика. Первое лицо само научит вас вживаться в главного героя и видеть мир его глазами.
Научитесь любви к первому лицу. К себе. Ибо вашим героем можете быть вы. Джек Лондон воскликнул однажды: «Но Мартин Иден — это я!» Возьмите с Джека пример.
Форма следует за содержанием. Лицо первое и лицо третье
Повествование от первого лица — единственный вариант для автобиографии. Однако нельзя сказать, что такой тип подачи материала подойдёт для любого рассказа или романа.
Форма идёт за содержанием. При многоплановом повествовании, где сюжет требует композиционного присутствия различных точек зрения, повествование от одинокого «я» немыслимо.
Эпопею «Война и мир» и роман «Анна Каренина» Толстого не переписать от первого лица. Фантастический роман «Человек в высоком замке» Филипа Дика тоже не переписать. Роман Саймака «Дети наших детей» не поддастся такого рода переработке. Не переписать таким образом и большие романы Айн Рэнд.
Нельзя переписать от 1-го лица ни один роман, где повествование многоплановое, где главных героев несколько.
Нельзя изменить лицо и в рассказах Чехова: Антон Павлович разворачивал событийный ряд через отстранённого автора. Да ещё такого, который пишет с холодным сердцем, протокольно. Недаром, кстати, литературоведы считают, что по форме у Чехова рассказы, а по содержанию — романы.
Но вот обратный пример: рассказы Владимира Солоухина, написанные от «я», невозможно перевести на третье лицо. Ведь их герой — сам автор. Да такой ещё автор, который повествует документально.
И пример из фантастики: не переделать на 3-е лицо рассказ Клиффорда Саймака «Деревенский дурачок» («Дурак в поход собрался»). Через третье лицо не раскрыть душевный мир главного героя изнутри так, как это сумел сделать Саймак через лицо первое.
Я подумал и решил, что, может быть, не стоит убивать всех. Я бы, конечно, сделал это запросто. Но, думая об Алфе и банкире Пэттоне, я понял, что от гибели людей, которых ненавидишь, радости мало. И ещё мне было ясно как день, что, поубивав всех, можно остаться совсем одному.
Клиффорд Саймак. Деревенский дурачок
Итак, первое лицо не годится для любого литературного произведения. Нельзя просто захотеть: возьму-ка я первое лицо, — и взять его.
Не вы берёте лицо, а оно берёт вас. Вот как обстоит дело в литературе.
Проблемы повествования от 1-го лица. Три надуманных минуса
Все минусы использования первого лица в повествовании оборачиваются плюсами. Прямо по закону единства и борьбы противоположностей!
Длинных минусов обнаруживается три штуки:
Кому показать рассказ или роман? Писателю! Проверьте свой литературный талант. Закажите детальный разбор рукописи или её фрагмента.
- Считается, что при повествовании от первого лица сужается обзор в повествовании, мало панорамы, композиция искусственно обедняется.
- Считается, что письмо от первого лица порождает смешение характеров и профессиональных черт героя и автора, а заодно слепляет воедино их речевые особенности.
- Считается, что бесконечное «яканье» ужасно неудобно. Повторов местоимения очень много, а это губит стиль.
Как с этим быть? Я уже сказал: побороть минусы плюсами!
1. Обеднение композиции. Одинокое «я»
При письме исключительно от 1-го лица композиция обедняется. Так ли это?
Да, так: не находится места господину всеведущему автору.
Да, так: невозможна фокальная сосредоточенность на прочих персонажах.
Да, так: в прицеле единственная точка зрения — «я» главного героя.
Эти «так» перекрывает один большущий плюс: только при первом лице между автором и читателем возникает особая доверительность.
Да! Доверительная манера письма рождается только в повествовании от «я». Первое лицо само по себе создаёт доверие между читателем и автором. Без каких-либо дополнительных усилий.
2. Сиамские близнецы. Как разделить героя и автора
Герой и автор смешиваются. Да, смешение — большая проблема в том случае, когда герой совсем не такой, как автор, когда он сильно отличается от автора.
Меланхоличный герой вдруг ведёт себя как холерик. Герой, академик шестидесяти лет, начинает шпарить на уличном жаргоне, как какой-нибудь студент. Герой-музыкант внезапно демонстрирует полное незнание нотной грамоты и итальянских терминов — говорит как дилетант.
Но разве это проблема собственно первого лица? Неудачные «миксы», описанные выше, встречаются у писателей неопытных. Смешанное «я» — не проблема композиции и даже не проблема недостатка мастерства. Эта проблема — следствие самой обыкновенной лени.
Следует продумать характер, темперамент, образованность, склад ума, привычки, убеждения, речевые особенности (профессионализмы) литературного «я».
В героя надо вжиться. Тогда дело пойдёт. И в чистовике автор изничтожит всё то, что выдавало его с руками и ногами в черновике. В книгу пойдут настоящий академик, настоящий музыкант, настоящий меланхолик.
Если же проза автобиографическая, слияние автора с «я» композиционно попросту необходимо. «Я» — единственно возможный вариант верно выстроить повествование.
Когда героем делаешь себя, минус обращается в плюс!
Повествуя от «я», не забывайте о главном: будьте честны — перед читателем и перед собой, любимым. Иначе та доверительность, о которой я сказал выше, выльется в недоверие.
3. Болезнь местоимений. Яканье, которое мы укрываем
Сочиняя рассказы от первого лица, авторы боятся повторов. Боже, сколько местоимений! Кругом эти местоимения! Кругом «я», «я», «мне», «меня»!
Да, повторения местоимений не избежать.
Всего один урок. С вашим текстом. Вы и писатель. Больше никого. За 120 минут вы научитесь избавляться от типичных ошибок в сюжете, композиции и стиле. Закрепив полученные навыки, вы сможете обходиться без редактора.
Однако вот что я вам скажу: их и не надо избегать. Больше того, не надо их и бояться. Страх атакующих местоимений — фальшивка, выдумка. Спрячьтесь-ка от него под одеялом, как это сделали персонажи Роберта Шекли!
Не используйте разные программы, которые помогают найти «лишние» местоимения. Не платите за вздорные сервисы, вычленяющие так называемые «повторы». Чем больше вы полагаетесь на программы, тем меньше вы тренируете собственные способности. Вы и не заметите, как откажетесь от творческого прогресса и сделаетесь рабом программы — и приметесь не писать, но «прогонять».
Я никогда не боялся повторять «я».
Остановитесь-ка и перечитайте предыдущее предложение. Я намеренно употребил два «я». Чтобы вас раззадорить!
Вот фрагмент первого абзаца моего старого рассказа, одного из самых популярных моих рассказов:
Я еду в автобусе. Мне двадцать лет. Я некрасивая: лицо блином, доброе (это нынче не модно), губы толстые, какие-то приплюснутые, будто в детстве кто-то ладонью припечатал, да так и осталось, на брови лишь намёк, нос чересчур широкий, мужской, руки-ноги как спички, а телом я плоская. Мать-природа с моей фигурой напутала.
Олег Чувакин. Мой милый Махлеев
Замечаете? Или нет?
«Я», снова «я», «мне» и «моей». И опять «я».
Выудить отсюда все «я», собрать из них коллекцию, однако, непросто. Все эти местоимения как будто растворились в окружающем тексте. Их не видно.
Как же я этого достиг?
Точно так, как и другие писатели.
Повторы местоимений не видны при богатом авторском лексиконе.
Что? Я сам себя похвалил? Ну да. Мои тексты однажды проверила неподкупная машина. Не та, которая сочиняет рассказы за авторов. А обыкновенная, подсчитывающая слова и производящая лингвистический анализ.
Результат анализа на скриншоте:
Не бойтесь повторять «я». И другие местоимения.
Расширяйте свой словарный запас. Пополняйте багаж знаний. Тогда местоимения не будут бросаться в глаза.
Работайте, каждый день работайте. Переписывайте рассказ до тех пор, пока «я» в нём не спрячутся за другими словами.
Повторю: обращаясь к специальным программам за уничтожением местоимений, вы отказываетесь от писательского прогресса; работая со словом, вы формируете и совершенствуете свой стиль. Первое отучает; второе учит.
Первое лицо научит вас искусству композиции. Станьте фокальным персонажем!
Использование первого лица в художественных произведениях — самый простой способ литературного выражения мыслей, самый простой способ писать психологично.
Композиция сводится к единственному фокальному персонажу: с его точки зрения пишется весь текст. Главное тут — не сбиваться с настроя, постоянно видеть мир глазами героя.
У первого лица есть минусы, я показал их выше. Зато есть и плюсы. Я показал и их.
Доверие читателя к автору — едва ли на самое главное в литературе. Автор, умеющий писать от «я», с первых строк завладевает вниманием читателя.
Овладейте искусством точки зрения через первое лицо
Искусство точки зрения усваивается через письмо от 1-го лица.
Операторская камера, снимающая мир «я», приучает автора к суровому ограничению формы, к композиционной раме. Нельзя брать в кадр больше, чем позволено наблюдать единственному фокальному персонажу.
Повествование в рамках первого лица выработает у вас самодисциплину, а потом приучит вас писать с определённой точки зрения, с неё не соскакивая. После этого не страшны ни третье лицо, ни всевозможные комбинации лиц.
Овладев искусством погружения в героя, вы познаете и испытаете переселение душ.
4 отзыва
А как превосходно владел «яканьем» мой любимый Гайто Газданов!
«Я смотрел ей вслед, почти задыхаясь от сожаления, сознания совершенной непоправимости и острого любопытства, похожего на физическое ощущение жажды. Я, конечно, не узнал о ней решительно ничего. Но вид этого удаляющегося инвалидного кресла и медленный его скрип, отчётливо слышный в неподвижном и холодном воздухе этой ночи, вдруг пробудил во мне то ненасытное стремление непременно узнать и попытаться понять многие чужие мне жизни, которое в последние годы почти не оставляло меня».
Гайто Газданов. Ночные дороги.
Главное, не забыть вовремя вернуться в себя)
А и не хочется возвращаться! Хочется остаться в своём герое, быть им, жить им!