Рассказать о себе

Маяк, свет, расскажите о себе, прошлое, писать, рассказ

Рассказ о себе. Вот правильный старт начинающего писателя. Рассказать о себе значит пройти три творческих этапа и на выходе получить литературное произведение.

Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

Рассказать о себе. Проверить свои литературные способности

Вы сумеете?

Конечно, сумеете.

Рассказать о себе может каждый — более или менее хорошо.

Почему я так уверен в этом? Да потому, что лучше своей жизни человек не знает ничего. Всякое событие, всякая ситуация, любой острый диалог, любой конфликт отпечатались в мозгу с подробностями и ощущениями, отпечатались ясно, как столбцы таблицы умножения.

Коснитесь карандашика: он живой! Олег Чувакин выправит, обработает, допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. 29 лет практики (с 1994). Олег разберёт ваши ошибки и недочёты, даст полезные советы и научит им следовать. Поднять слабый черновик до подлинно литературного уровня? Будет сделано!

И уж точно сумеет рассказывать о себе тот, кто мечтает овладеть искусством прозы. Стать литератором. Выдающимся литератором. Писателем с большой буквы. Он ведь талант в себе чувствует.

Рассказывая о себе, автор проверяет свои литературные силы и убеждается в том, что он и вправду способен вести увлекательное неразрывное повествование. Повествование складное, ровное, без провалов и затянутых мест. Не рыхлое, но композиционно плотное. Не абстрактное, полное скучных и неопределённых общих слов, родовых понятий, но конкретное, точное, выразительное и образное. Зримое!

Как рассказать о себе? Как из своей жизни писатели добывают рассказы?

Как? Сейчас объясню. Внимание: объясню, а не научу. Вы уложитесь в три этапа и научитесь создавать красивые краткие тексты о себе. Сами научитесь.

Возьмите себя в герои!

Я расскажу вам о трёх этапах. О трёх стадиях письменного творчества, которые помогут вам обрести силу пера, найти нужные слова, прежде не дававшиеся, определиться с жизненной философией и увидеть собственный путь в литературе. Не чужой — свой. Не подражательный, не фальшивый, но подлинный и неповторимый. Единственный!

Дневник — ваш маяк. Свет из прошлого

Первый этап писания — дневниковый.

Он необходим тем начинающим авторам, которые не знают, о чём рассказать, и мучаются с темами, сюжетами, героями, местом и временем действия. Да что говорить! Любое слово для них — мука.

Это оттого, что они пытаются соврать либо поведать о том, чего толком не знают, не испытали. Так поступать в литературе (и в жизни!) не следует. Читателю с первых строк будут видны промахи автора, пишущего о том, чего он не знает и не попробовал.

Так с чего же начать?

Разбор рассказа за час. Либо полный редакторский анализ. Работаю с рассказами, сказками, повестями, романами. Чистая правда о вашем тексте. У вас совсем короткий или похвастаетесь длинным? Выберите свою кнопку!

С дневникового содержания и дневниковой формы.

Расскажите о себе. По возможности кратко. При ежедневной тренировке к краткости добавьте красоты. Как? Путём переписывания, редактирования.

Переписывайте сегодня то, что написали вчера и позавчера. Улучшайте стиль. Шлифуйте. Сокращайте. Краткость слога важна! Красота стиля важна!

Не ленитесь. Не уклоняйтесь от работы. Пишите. Рассказывайте о себе!

Страх? Его нет. Панике новичка неоткуда взяться. Забудьте о страхе перед словом и перед публикой. Бояться нечего и некого. Ваших слов никто не увидит. Они надёжно упрятаны в файле под паролем, уложены на дно ящика стола. Скрыты от посторонних глаз. Вы не собираетесь свои записи публиковать или читать вслух.

Бояться чужого смеха нечего. Смело пишите. Тренируйтесь. Не пропускайте ни дня.

Представьте своё прошлое ориентиром. Маяком, испускающим далёкий указующий свет. Не позволяйте себе заблудиться в днях и годах. Вспоминайте. Пишите.

Откажитесь от рамок формы. Эссе — это свобода!

На первом этапе у вас выйдет дневник.

На втором у вас получится смесь эссе и рассказа.

Это случится само собой. Не насилуйте свою волю, не терзайте свой талант, не портите себе нервы. Не перескакивайте через стадию. Сначала первый этап, затем следующий.

Рассказывая о себе, вы в какой-то день узрите чудо.

Обыкновенное такое чудо. Оно проявится прямо перед вами. На листе блокнота или на экране монитора.

Вы вздрогнете. Это приятная дрожь! Она от восторга.

Вы вдруг заметите, что некоторые сцены, описанные на дневниковых страницах, начали оживать. В них просматриваются вполне художественные эпизоды, настоящие характерные диалоги. В них виден конфликт, из которого вот-вот вырвется завязка для сюжета.

Не стремитесь сразу создать рассказ из разрозненных сцен!

Не мучьте себя. Нельзя мгновенно стать Владимиром Солоухиным, Виталием Сёминым или Юрием Казаковым. Или Хемингуэем, написавшим «Праздник, который всегда с тобой».

Умение рассказывать о себе требует мастерства. А мастерство не даётся готовым. Оно нарабатывается. Оно добывается из постоянной практики. И ею же сохраняется. Это как знание иностранного языка или как владение музыкальным инструментом. Практики нет — и всё, вы забываете существительные и глаголы; ваши пальцы деревенеют, утрачивают беглость.

На втором этапе просто пробуйте. Пробуйте соединить в нечто целое сцены, имеющие между собой связь. Пишите в свободной форме — форме эссе. Не принуждайте себя делать сюжет. Не конструируйте его, не вылепляйте искусственно! У вас выйдет словесный труп. Зомби. Вы ведь не хотите стать отцом Франкенштейна?

Коснитесь рожицы: она живая! Пройдите курс писательского мастерства Олега Чувакина. Обучение на ваших текстах. Редакторская правка с пояснениями и указаниями. Олег подскажет, как развить ваши задумки. Он зарядит сюжетные ружья, а вы пальнёте!

Рассказывайте о себе так, как получится, но теперь представляйте общую идею. Представляйте то, что вы хотите сказать своим эссе. Форма эссе свободна, но от главной мысли эссе избавить нельзя. Идея есть идея.

Написали? Прочтите текст кому-нибудь (для начала себе!) вслух. Дайте почитать кому-нибудь файл или распечатку. Не стесняйтесь просить совета и оценки.

Важно: не давайте читателям черновиков! Давайте им то, что сами считаете чистовиком. Уважайте тех, у кого отнимаете время. Время есть жизнь. Вспомните, что Сенека говорил Луцилию.

Не очень хорошо получилось? Вас критикуют?

Не страшно! Вы пока не писатель. Вы только тренируетесь.

Ведите дневник дальше. Записывайте жизнь сегодняшнюю. Вспоминайте жизнь вчерашнюю и далёкую. Вспоминайте и записывайте то, что случилось лет пять и десять тому назад. Вспоминайте детство. Пишите.

Продолжайте рассказывать о себе в дневнике. Затем выбирайте связанные сцены и снова сотворяйте эссе. Или рассказ-эссе. Не бойтесь ломать формы. В литературе устойчивых форм нет.

От эссе к рассказу. От свободы к художественным рамкам

На третьем этапе вы ясно разглядите в написанном эссе или в двух соседних эссе сюжет. Он сам бросится вам в глаза. Вы обнаружите, что можете довести биографический текст до художественного — с долей вымысла. В вашу светлую голову придут друг за дружкой кульминация и развязка. И вы допишете то, чего на самом деле не было. Или было, но не так, как сейчас придумалось вам.

Здесь работа подсознания смешивается с работой сознания. Результат походит на чудо в квадрате.

Нет, сюжетная выдумка — не враньё. Я говорю о применении воображения. О литературном творчестве. Мартин Иден, герой Джека Лондона, пошёл на дно морское, а Джек Лондон жил себе дальше. И «Лунную долину» написал.

Упражняясь таким образом с набросками эссе, этаких полурассказов, вы научитесь создавать полноценные художественные тексты, где композиция будет отвечать сюжету, а герой будет вести себя уже не так, как вели себя в некотором положении вы.

Почему начинать следует с рассказов о себе?

Нелепо начинать с того, чего автор совсем не знает. Так нельзя. Лучшие произведения в литературе построены на автобиографиях. «Мартин Иден — это я», — сказал Джек Лондон.

Расскажите о себе — дайте людям книгу!

Владимир Солоухин, Виталий Сёмин, Юрий Казаков, Константин Воробьёв, Эдуард Лимонов. Очень разные авторы, не так ли? Но у них есть общее: они превратили свои жизни в серии романов, повестей и рассказов. Почитайте «Ласточку-звёздочку» Сёмина. Почитайте «Эдичку» и «Историю его слуги» Лимонова. Почитайте рассказы Казакова — начните с «Голубого и зелёного».

Рассказывать о себе — правильный старт для начинающего писателя. Своя душа — это маяк.

Как проверить результат? На какой площадке?

Вы начали и окончили? Вы добрались от первого этапа до второго, а то и до третьего? Вы рассказали о себе? Ваш файл готов?

Здорово! Не мешало бы результат проверить.

Проверьте свой результат на сетевом конкурсе. На конкурсе, который не нацелен на опытных литераторов. Лучшей площадкой станет конкурс не для профессионалов от литературы, а для тех, кто пробует свои силы в рассказывании, кто учится бережно обращаться со словом.

Как показать свет маяка читателям? Приходите на конкурс!

Если вы научились рассказывать о себе, вы непременно станете маяком для читателей и заодно начинающих писателей. На вас будут равняться другие. Те, кто тоже захочет пройти два-три творческих этапа. На конкурсе вы тотчас это увидите.

В Интернете есть подходящий конкурс. Он называется «Счастье простого человека». Приходите. Не бойтесь публики. Вот вам дорожный указатель:

Пусть ваш маяк светит ярко и указывает верный путь. Указывает вам и вашим читателям.

Быть может, вы заразите своим вдохновением других людей. Быть может, ваше слово сделает кого-нибудь счастливее.

© Олег Чувакин, 31 мая 2022
Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. П. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»)

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Помощь писателям

Олег Чувакин. Прозаик. Редактор. Литературный обработчик. Вдохновитель

Не стесняйтесь правды жизни. Не беритесь за книгу в одиночку. Бородатый прозаик выправит, перепишет, допишет, сочинит за вас рассказ, сказку, повесть, роман. Удивите читателей волшебными образами и великолепным стилем. Хотите всё сделать сами? Олег научит, Олег покажет, Олег вдохновит!
Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям:
Пистолет, оружие, роман с острым сюжетом, иллюстрация
Памятка пишущему

Садишься за письменный стол с намерением сочинять? Намерение похвальное! Писать книги — верная дорога к богатству и славе.

Чернила, перьевая ручка, труд писателя, рукопись
Легко ли писать книги?

Писать книги. Легко ли это? Сел за стол, открыл ноутбук, набарабанил сколько-то тысяч знаков — рассказ готов, опубликовать его! Так можно? Нет. Но все думают, что можно.

Чудо, ангел, город, фантастика, начинающий писатель, автор, советы, стиль, красота
Мои советы начинающим писателям

Полезные советы начинающим писателям. Как приучить себя к систематическому литературному труду и добиться красоты слога. Как перестать мучиться и начать творить.

Олег Чувакин
Он любит летний лес, зимние сугробы, медленное чтение и сочинение рассказов. Научитесь создавать прекрасные литературные тексты вместе с ним!

Отзовитесь!

E-mail не публикуется. Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.