Как создать сюжет. Оригинальный. Захватывающий

Дверь, знак вопроса, создать сюжет книги, интересный, увлекательный
Дверь в сюжет. Мало открыть. Надо войти и увидеть, вернуться и записать

Как создать увлекательный сюжет? Как вывести книжного героя, которого непременно полюбит публика? Как написать захватывающую историю и искупаться в лучах славы?

Picture of Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

Можно ли создать интересный сюжет? Есть ли способы?

Почему люди читают те или иные книги с увлечением? Отчего другие книги у публики вызывают зевоту?

Как создать книжную историю, от которой читающая публика не сможет оторваться? Существуют ли способы производства увлекательных сюжетов?

Да, существуют. Сейчас я о них расскажу.

Сюжет создаёт герой. Характер рисуют поступки

Главному герою — главное внимание читателя. По воле автора (творца, создателя!) герой обладает точно очерченным характером и конкретными способностями. Характер и способности раскрываются в деле.

Три в одном: писатель, редактор, литобработчик
Олег Чувакин выправит, обработает, допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. 30 лет практики (с 1994). Олег разберёт ваши ошибки, промахи и недочёты, даст полезные советы и научит им следовать. Поднять слабый черновик до подлинно литературного уровня? Будет сделано!

Бесцветный герой читателя не увлечёт. Необходим выпуклый запоминающийся характер.

Классический пример: белая ворона, герой-аутсайдер, который не желает быть объектом насмешек, жертвой людей и обстоятельств, неудачник, который бунтует, борется, идёт наперекор судьбе и в конце концов побеждает. Победа даётся ему нелегко; поначалу кажется, что он вот-вот проиграет, ибо весь мир против него.

Упрямого героя будут любить многие. Упрямство, воля, стремление к свободе, к цели и счастью заразительны.

Такой герой вовсе не должен «меняться» на протяжении повествования, как убеждают доверчивую публику квазилитературные дельцы, сочиняющие пособия под заголовками типа «Как стать гениальным писателем и заработать первый триллион».

Напротив, наш упрямец должен оставаться собой. Верность себе — самая привлекательная его черта!

Увлекают и антигерои. Антигероя вроде Жоржа Дюруа, выведенного Мопассаном в «Милом друге», любить едва ли будут и образцом для подражания едва ли выберут. Вместе с тем описания его стратегии и его действий остры и занимательны. Это литературная иллюстрация сознательного пути против нравственности. Тип Жоржа Дюруа встречается и сегодня.

Бесхарактерный Фредерик Моро, ни рыба ни мясо, которого описал Флобер в «Воспитании чувств», не взволнует никого.

Продвигаться по сюжету герою, а за ним и читателю помогут способности. Какие угодно и вызванные чем угодно.

Дар вечной жизни (ценители саг о вампирах, это для вас). Уникальный мозг, впитывающий информацию губке подобно (Алан Глинн, роман «Области тьмы»). Призвание к колдовству или магии (как настроение, поклонники Поттера и создатели фанфиков?). Умение летать без крыльев (вспомним роман Александра Грина). И что-то реалистичное: способности учёного (Синклер Льюис и Поль де Крюи, «Эрроусмит»), архитектора (Айн Рэнд, «Источник»), поэта (Джордж Оруэлл, «Да здравствует фикус!»), хакера (Стиг Ларссон, трилогия «Миллениум»; у Лисбет Саландер таланты почти сверхъестественные), непревзойдённого сыщика (все знают Шерлока Холмса), выдающегося приспособленца (упомянутый Жорж Дюруа).

Три кита хорошего сюжета. Увлекательность, оригинальность, достоверность

Увлекательность, оригинальность и достоверность в передаче мира, в котором действует главный герой, — три необходимых элемента хорошего сюжета.

Author picture
Не спешите заказать редактуру. Не швыряйтесь деньгами. Сначала покажите свой рассказ или отрывок романа

Кому показать рассказ или роман? Писателю! Проверьте свой литературный талант. Закажите детальный разбор рукописи или её фрагмента.

Из чего складывается увлекательность

Увлекательность обеспечат динамичное содержание и выверенная композиция.

Слагаемые сюжетной увлекательности:

  • воображение, рождающее частые повороты;
  • стиль, т. е. узнаваемый авторский язык, воплощающий в тексте авторское воображение;
  • умение держать ровный темп повествования на протяжении произведения.

Замедление темпа, где читатель погружается в скуку, а равно и ускорение, где читатель станет ругать автора за пренебрежение психологизмами, недопустимы. Серийные авторы-рабы, вынужденные по воле издателя или массового читателя (читай: рынка) растягивать свои романы до определённого объёма, сплошь и рядом грешат искусственным замедлением темпа, вызванным вставкой лишних сцен и целых глав, лишних либо растянутых диалогов.

Формально увлекательность, с головой погружающая в книгу, производится единственным описательным элементом — действием. Именно оно стимулирует запойное чтение. Рассветает за окошком, спина болит, глаза болят, а человек всё читает роман.

Действие одинаково занимательно в литературе, кино и компьютерных играх. Игры — чистое действие. Фильмы — в основном тоже. Завлекают кадры с действием. В статичных эпизодах, где действие вытесняется болтовнёй, зрителя охватывает скука. Довольно скучен фильм «Отпетые волшебники», где персонаж Тиля Швайгера слишком много говорит, но слишком мало действует. И недаром у этого фильма низкий рейтинг на IMDb.

Фильм — это кадры, одномоментные сцены-картинки; книга — это поток слов, заключённый в рамки глав. Повествование — элемент литературной композиции; этим прозаические тексты много богаче киносценариев с их статичными описаниями-картинками.

Действие в романе может подаваться в темпе аллегро, подаваться рублеными фразами, а может описываться в неспешной манере, в медленно-детализированном стиле. Это искусство, и вот тут как раз никаких схем нет. Но при любом стиле действие остаётся действием — актом.

Наскучат читателю те авторы, которые, не умея выписать действие сцена за сценой, подменяют его болтовнёй, многословными диалогами персонажей. Вместо описания непосредственного участия героев в событиях автор-халтурщик подсовывает читателю пересказ действия в диалогах.

Диалоги — необходимый инструмент литератора, однако главным инструментом в повествовании служат описания действий. Автору, заметившему, что у него на его страницах вместо прямой передачи действий разрастается, ветвится бесконечный диалог, нужно зачеркнуть написанное и пересмотреть композицию главы. Возникла угроза скуки!

Оригинальность. Будьте с нею осторожны!

К оригинальности как к таковой стремиться не нужно, ибо оригинальный сюжет к XXI веку стал в мире литературы зверем редким. Кроме того, оригинальным сюжетам, к которым приходится привыкать или адаптироваться, публика предпочитает сюжеты знакомые.

Поэтому намерение создать оригинальный сюжет не вступает в противоречие с общим заимствованием обкатанных идей. Ортега-и-Гассет ещё когда говорил о выработанных сюжетных каменоломнях!

Лисбет Саландер (не такая, как все) у Стига Ларссона отчасти напоминает Пеппи из повести Астрид Линдгрен, и это очень хорошо. Это нечто вроде современного продолжения, которого заждались господа читатели.

Очень хорошо, когда в сюжете проступают контуры сказки, мифа или чего-то известного, публике знакомого.

Очень хорошо, когда сюжет строится на вечных мотивах. Пружиной увлекательных сюжетов тысячелетиями служит конфликт: противостояние, борьба.

Вот горючее, питающее бесперебойно работающий мотор фабулы: месть. Книга наполнена непрерывным сражением справедливости с несправедливостью? На её страницах насилие получает отпор? Её главный герой от глухой обороны переходит к атаке, одолевает мерзавцев-врагов и торжествует, обретя величие и любовь, а попутно добыв и деньги? Ура, вместе с автором дойдёт до финала и читатель!

Интерес к сюжету повысит извечная тема богатства. Развитое человечество до сих пор не научилось жить без денег и в братстве-равенстве; коммунизм оказался утопическим адом, кровавой мечтой «могильщиков». Деньги означают как минимум покупку еды и воды — таковы базисные физиологические потребности. Бальзак всю жизнь думал и писал о деньгах, а Золя один из своих романов так и назвал: «Деньги». Сюжет одного из лучших романов Дюма не сложился бы без богатства главного героя; я говорю о «Графе Монте-Кристо». Роман Джорджа Джиссинга «Мученики пера» отнюдь не о литературе и писателях, он о деньгах. В Интернете сегодня отыщется неисчислимое количество книжек со словом «миллион» в заголовках.

Писатель, обходящий стороною тему денег, рискует потерять читателей. Деньги непременно должны крутиться где-то возле героя.

Стать писателем за два часа?

Всего один урок. С вашим текстом. Вы и писатель. Больше никого. За 120 минут вы научитесь избавляться от типичных ошибок в сюжете, композиции и стиле. Закрепив полученные навыки, вы сможете обходиться без редактора.

Почему публика любит роман Ирвина Шоу «Ночной портье»? Тема денег сквозит там с первых страниц. Завязка, разумеется, тоже денежная. Позади всего семь процентов текста, а герой уже заполучил тубус, набитый деньгами.

Я было собрался сунуть этот футляр к другим вещам, как вдруг мне бросился в глаза торчащий в надорванном месте зелёный утолок банкноты. Я вытащил её, и это оказалась стодолларовая бумажка. В отличие от новеньких денег в бумажнике, эта была старой и измятой.

Внимательно осмотрев футляр, я увидел, что он туго набит стодолларовыми купюрами.

Ирвин Шоу. Ночной портье

Деньги — формальное (знаковое) выражение почти всех потребностей человека. Писателю следует приклеить на кабинетную стену картинку с пирамидой Маслоу. Если в начале романа герою не хватало каких-то уровней этой пирамиды, то в конце он должен овладеть всеми пятью.

Минуточку! Деньги, месть и другие мотивы. Вечные.

Тогда откуда же берётся оригинальность?

Стиль всему голова

Подлинную оригинальность (точнее, литературную уникальность) даёт произведению авторский стиль.

Стиль есть марка писателя; стилист узнаётся по тому, как он подбирает и расставляет слова. Вопрос не в том, что писать, но в том, как писать.

Ахтунг! Кто глумится над языком, кто оригинальность фабрикует, кто от содержания скатывается к голой форме, кто вместо увлечённости пробуждает у читателя недоумение, тот от писательства далёк.

Достоверность. Продумайте мир до мелочей

Последний элемент захватывающего сюжета — достоверность.

Достоверность — продукт великолепного знания описываемого предметного мира, тщательной художественной детализации, выверенных диалогов, по каковым персонаж опознаётся без слов автора, искусства точки зрения с её эффектом присутствия.

Достоверное повествование вызывает у читателя доверие. Читатель, не доверяющий автору, не станет его покупателем.

Автор, не продумавший вещный мир, не сумевший описать ни место действия, ни время действия, не является автором как таковым. Он не творец, не отец мира. Он ничего не родил. Он бродит в пустоте.

Ну и бог с ним, заметил бы Хармс.

Упаковка для сюжета. Не шутите с композицией

По какой схеме создаётся интересный сюжет?

Ответ: по игровой.

Выстраивается игра: история с уровнями, снабжёнными всем, что перечислено выше (перечитайте). Читатель втягивается.

Шаблон формы: цепь эпизодов, состоящих из промежуточных конфликтов и их разрешений. Глава — уровень, эпизод — подуровень.

Конфликтность идёт волнами, поднимаясь и опадая; высота волн постепенно нарастает.

Читатель волнуется — погружается в книгу, не спит. К девятому валу кульминации сводятся основные линии предыдущих конфликтов; за ударом вала открывается гладь развязки.

Лучше всего обрисовать основу конфликта прямо в завязке. Подать прямым действием, запечатлеть событие в движении. Представить главного героя в первой же строчке — отличная идея.

Пример идеальной завязки с конфликтом — первый абзац реалистического романа Энн Тайлер «Блага земные»:

Семейная жизнь не удалась, и я решила уйти от мужа. Я пошла в банк взять денег на дорогу. В среду, дождливым мартовским днём. Улицы были почти пустынны, и в банке тоже всего несколько клиентов — ни одного знакомого лица.

Готово! Энн Тайлер околдовала читателя.

И пример увлекающей завязки из фантастики. Первый абзац романа Саймака «Дети наших детей»:

Бентли Прайс, фотограф «Глобал ньюс сервис», положил на сковородку кусок мяса, поставил регулятор жаровни в позицию «нагрев» и опустился в кресло-качалку с банкой пива в руке. Внезапно в воздухе, под ветвями древнего дуба, появилась дверь, и из неё начали выходить люди.

Ну кто откажется читать дальше?

Никогда не откладывайте знакомство с главными героями на потом. Не отвлекайте читателя в начале, но завлекайте. Видите, какое громадное значение имеет приставка в глаголе? Вот точное такое же значение имеет и композиционное решение с введением места действия и главного действующего лица.

…в наш век суеты и торопливости писателю приходится работать в неблагоприятных условиях. Он должен погрузиться в гущу своего рассказа с такой же поспешностью, как и тогда, когда он собирается вскочить в трамвай на ходу. Иначе читатель захлопнет книгу и устремится в кино.

П. Г. Вудхауз. Капризы мисс Мод

Вудхауз поведал об этом больше ста лет тому назад!

Пишите с первых строк так, чтобы ваш читатель не убежал в кино.

Желание добраться до развязки. Герой против скуки

На пути к победе главный герой укрепляет силу своего характера. Его духовные мускулы твердеют. Он проходит сквозь череду конфликтов. Сильная встряска ждёт его в кульминации.

Читатели видят не просто разрешение конфликтных сцен, но проявление характера, проявление духа.

Основные инструменты для передачи конфликта — описание и психологизм, в меньшей степени — диалог. Описание показывает поступки; диалог передаёт по большей части суждения.

В решающих главах характер героя демонстрируется более глубоко, раскрывается с неожиданных сторон. Намеченные ранее способности героя поднимаются до небывалых высот. Любовь его расцветает либо остывает и заменяется другой любовью.

Читатель то обожает героя, то ненавидит; испытывает к нему то восторг, то отвращение. Герой разнообразен — и потому роман не скучен.

Книга — это удивление.

© Олег Чувакин, 5-6 апреля 2021; 30 апреля, 22 июля, 2 сентября 2023; 4 марта 2024
Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Как создать сюжет. Оригинальный. Захватывающий»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

3 отзыва

  1. Книгу, в которую ушёл с головой — ничто не заменит. Удовольствие от чтения хорошего романа ни с чем ни сравнить — оно оригинальное, такое же, как и сам хороший роман. Беда нашего времени в том, что появилось слишком много фальшивых заменителей чтения, никак не способствующих нашему развитию, а зачастую ведущих к деградации. Верю, это время закончится и люди поймут — чтение делает их счастливее, а не компьютерные игры, социальные сети, интернет-трансляции.

    1. Совершенно верно: наслаждение от увлекательной книги уникально. Больше того, оно каждый раз новое: когда перечитываешь понравившуюся книгу, открываешь то, чего прежде не заметил. Воображение рисует новые картины, дополняет старые. Фильм или компьютерная игра этого не дают: кадры там те же самые, воображение выключено.

      Я никогда не любил смотреть фильмы, снятые по книгам. И сейчас не люблю. Это потому, что героев книг я представляю иначе, чем представляют сценарист и режиссёр, и я не хочу перебивать свой образ. Тот самый, уникальный.

  2. Согласна с Вами, Олег! В детстве, когда я смотрела фильмы, снятые по моим любимым произведениям, я ощущала какой-то дискомфорт. Став старше, я поняла в чём дело. Те образы героев (их манера, диалоги) или описание какой-то сцены, места события, которые я видела на экране, не соответствовали тем, которые плотно закрепились в моей голове после прочтения книги.) И мне всегда бывает интересно, а что подумал бы автор (я не о современниках), если бы увидел экранную версию своих героев? Для режиссёра, решившего экранизировать произведение — это огромная ответственность. Хотя, с другой стороны — это своего рода мнение, ви́дение как и любого другого читателя.

Отзовитесь!

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Сам себе редактор
Научитесь править свои тексты сами. За один урок
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!