Уроки писательского мастерства. Для индивидуалистов

Писательство, Пегас, крылатый конь, миры, литература, научиться писать тексты, курс писательского мастерства онлайн

Нет, я не обещаю за несколько уроков превратить начинающего автора в литературного гения и научить писать любые тексты. Зато мои уроки писательского мастерства укажут ученику верный путь.

Picture of Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

Учитесь писать тексты с редактором

Главное преимущество занятий со мной — личный подход. Я работаю не с трафаретными заготовками для уроков, подогнанными под систему баллов, а с вашими, дорогие писатели, текстами. С написанными вами рассказами, сказками, эссе, историями, фрагментами повестей и романов, со статьями и даже их набросками. С черновиками или чистовиками — называйте как угодно. (Настоящий чистовик встречается у начинающего автора так же редко, как малина в сибирском декабре.) Вместе со мной вы устраняете недочёты в стиле, выправляете композицию, обогащаете сюжет, прописываете характеры героев и даёте картинную детализацию в описаниях. Вместе со мной. Мы делаем это вдвоём. Вы сберегаете себе время и нервы. Экономите жизнь.

Я даю индивидуальные уроки. Я не веду занятия в общем классе. Не обучаю по накатанному методу, единому для всех. Каждый ученик — личность. Каждый мой урок индивидуален и адресован одной персоне.

Я отвергаю схемы и универсальные методики, будто бы годные для всех. Больше того, я утверждаю, что в творчестве никаких схем и шаблонов не существует. Их нет точно так же, как нет коллективного стиля. Стиль бывает только индивидуальным: неповторимым и узнаваемым читателями. Нельзя перепутать с кем-то Бунина или Гофмана, Брэдбери или Саймака, Синклера Льюиса или Льва Толстого. Ни один из них по шаблонным методам, разумеется, не учился. Напротив, в ряду названных прозаиков каждый создал особый художественный подход. Саймак и вовсе утверждал, что за него рассказы и романы сочиняют персонажи!

Вот почему учиться следует на собственных произведениях. На анализе личных достижений и систематическом истреблении собственных ошибок. Вот верный путь: заметить и осознать свои ошибки и огрехи в стиле, а затем от них избавиться, очистить письменную речь. Ученье на ошибках и ляпах чужих, рассматриваемых в писательских пособиях и разбираемых на вебинарах и литкурсах, может оказаться дорогой без конца. Начинающий писатель, как правило, запросто подмечает чужие грехи, но совсем не видит своих.

Курс писательского мастерства. Только для индивидуалистов

Я даю уроки исключительно индивидуалистам. Тем, кто не желает обучаться по раз и навсегда отлаженной коллективной схеме. Тем, кто не хочет походить на других и выполнять такие же домашние задания, какие получили Маша, Катя и Паша за соседними партами. Тем, кто дорожит своими текстами и намерен доводить их до совершенства. Вот такие люди мне по нраву; с такими авторами я и работаю.

Мои уроки не имеют ничего общего с продажей теоретических лекций и с торговлей ссылками на пронумерованные курсы. Видеокурсы «Как стать суперавтором», участие в вебинарах «Научиться писать тексты за полтора часа», учебные программы «Для почти продвинутых, слегка одарённых и без пяти минут гениев»? Нет-нет, за этим товаром ко мне не обращайтесь. Я не уговариваю покупать электронные пособия, где в десятитысячный раз рассказывается о том, как нужно писать книги, что такое завязка с развязкой и как выглядит метод «снежинки» или «пирамиды».

Сотворчество! Вот мой обучающий метод. Я выступаю в двойной роли: редактора и учителя. Ученик тоже берёт на себя две роли: обучающегося писателя и обучающегося редактора. Именно так! Тот, кто учится править сам себя, волей-неволей становится редактором. Таким-то вот образом он приобретает новое ценное умение.

Вместе с индивидуалистами я говорю громкое «нет» шаблонным подходам. Уроки для всех? Нет, урок для одного!

Я строю уроки на деликатной редакторской правке авторских сочинений. Вы, дорогие писатели, отбираете для уроков свои тексты. Вы предлагаете, я принимаю. Только так.

Далее я правлю и с вами разбираю ваше произведение. То, что дорого вашему авторскому сердцу. Я правлю, даю образцы, делаю замечания на полях, выделяю ваши типичные ошибки и даю указания по дальнейшей правке, а также привожу необходимые пояснения и рекомендации. Затем к выполнению задания приступаете вы. Проходите все мои замечания, медленно правите, переписываете, редактируете. Учитесь. Спустя два-три дня мы начинаем новое занятие, новую совместную правку.

За несколько правок, за несколько уроков вы поймёте, насколько сложен труд литератора. Вы постигнете, из чего складывается художественный образ и что его разрушает. Вы узнаете, как вредят предложению, как истребляют в нём точность, губят красоту излишние определения и признаки действия. Вы поборете упрямых фокальных персонажей. Вы постигнете искусство диалога. Под руководством опытного редактора и прозаика вы научитесь видеть то, чего прежде не замечали. Ваше зрение художника обострится.

Нет, я не научу вас писательству за два, четыре или семь уроков. Но я укажу вам верную дорогу.

Учиться с удовольствием!

Каждый урок — два в одном. Урок включает два объединённых процесса:

1) предварительную работу редактора над текстом автора, а именно правку с целью задать образцы и выведение замечаний-комментариев на полях;

2) составление заданий в тех же комментариях и приведение при необходимости под текстом отзыва с собранием типичных ошибок и указанием способов их устранения.

Подобный метод обучения не получил распространения на практике. Почему? Причина очевидна: такое обучение весьма трудоёмко!

Я практикую именно этот подход — трудную работу вдвоём с автором. Я редактор. Мне интересна правка. Мне интересно довести присланный рассказ до определённого уровня. Я получаю от этого удовольствие. Автор, участвующий в этом творческом процессе, тоже доволен. Мы оба довольны. Восторг, подлинное счастье слова!

Живое обучение, ведущее к чудесному преображению изначального черновика, увлекает, захватывает. Войдя в ритм, ученик привыкает писать и править ежедневно. Сначала он создаёт из плохого посредственное, затем из посредственного хорошее, потом из хорошего отличное. Редактор направляет, писатель учится.

Плодотворно трудиться себе во благо, трудиться целеустремлённо и с увлечением способен только индивидуалист. Индивидуалист вроде Джека Лондона, потратившего годы на создание неповторимого стиля и отказавшегося от работы почтового чиновника именно из-за боязни испортить канцеляризмами тот художественный слог, что дался ему тяжёлым трудом.

Ваши тексты — мои уроки

Итак, под началом редактора и писателя вы тренируетесь на собственных произведениях. Вы учитесь без шаблонов. Всё внимание учителя направлено на вас.

Учитель поглощён вашим рассказом или эссе как своим. Он разбирает ваши ошибки, отмечает ваши слабые литературные стороны, обнаруживает художественную вашу силу и укрепляет её.

Так учу я.

Завершив маленький курс писательского мастерства, вы гораздо, гораздо лучше поймёте себя. О, теперь вы пишете по-другому! Отныне вы знаете, как вести повествование, как увлекать читателя за собой.

Короткий дистанционный курс вы можете повторить. Через полгода, через год. Новое испытание покажет, насколько вы приблизились к совершенству.

Я постараюсь научить вас всему, на что способен сам. А умею я многое. Почитайте мои рассказы и повести на сайте. Полистайте статьи в рубрике «Школа», рекомендованные начинающим писателям.

От желания до исполнения!

Желаете научиться писать выразительно и точно? Желаете покорять словом сердца?

Пройдите путь от желания до исполнения. Дотянитесь до чуда!

  • Вы создали рассказ, сказку, эссе. Вы начали повесть или роман, написали главу или две. Вы готовы показать текст писателю. Вам нужен наставник.
    Текст
  • Вы хотите узнать о типичных своих недочётах и довести черновик до ума. Вы желаете улучшить писательскую технику, повысить мастерство рассказчика.
    Желание
  • Несколько уроков, взятых у прозаика и редактора, откроют вам суть писательского труда и помогут добиться первых успехов — маленьких, зато окрыляющих.
    Исполнение
  • Не все ученики доберутся до этого пункта, добегут до финишной черты. Но те, кто доберётся, откроют для себя страну, где персонажи оживают и пишут за автора!
    Чудо

Подробнее об уроках писательского мастерства я рассказываю на странице «Семь уроков счастья слова».

Настоятельно рекомендую нажать кнопку, перейти по ссылке и прочесть весь материал о моём курсе писательства. Да, рекомендую. Но… не заставляю!

Неохота читать? Хотите прямо сейчас записаться на занятия? Пожалуйста! Я с удовольствием позанимаюсь с вами. Напишите мне, Олегу Чувакину, через контактную форму.

В своём послании расскажите, что именно вы написали: роман, сказку, повесть, мемуары, сборник рассказов или эссе. Вставьте в контактную форму небольшой отрывок — примерно 10-20 тысяч знаков. Я посмотрю и отвечу вам.

Начните письмо примерно так: «Здравствуйте, Олег! Пожалуйста, прочтите мою рукопись. Очень-очень хочу узнать ваше писательское и читательское мнение».

Клавиши с буковками перед вами. Контактная форма — вот она, на экране.

Пишите. Не забудьте нажать кнопку «Отправить». Я всегда отвечаю на письма.

Контактная форма
© Олег Чувакин, 2020-2022
Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Уроки писательского мастерства. Для индивидуалистов»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Сам себе редактор
Научитесь править свои тексты сами. За один урок
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!