Эпоха конкурсов. Минувших дней очарованье

Эпоха конкурсов, космос, конкурс, платный, счастье слова, организатор

 

Эпоха конкурсов на «Счастье слова» подошла к концу. Конкурсов было семь, были они разные, и растянулись они на долгих четыре года. Потому — эпоха.

За четыре года конкурсы эволюционировали. Организатор, то бишь я, нарастил слои брони и приобрёл бесценный опыт. Нет, бесценный — неточно. Дорогой опыт. Ибо он измеряется: в здоровье, в часах и днях труда, в деньгах.

Я приоткрою дверь личного кабинета и расскажу кое-что интересное. Покажу конкурсы изнутри, покажу их психологию, обрисую их цели с двух сторон: участников и организатора. Цели эти, увы, часто противоположны, но в идеале должны совпадать.

Конкурсовод и его главные страхи

Самый первый и самый великий страх конкурсовода — не получить конкурсантов, не получить текстов.

Страх остаться без участников, в сущности, нелеп. Для него нет серьёзных оснований. Он пуст, абсурден — но тем и чудовищен.

Да, в первые дни и недели конкурсным течением к пристани прибивает совсем не то, что желает выловить главный конкурсный затейник. Редчайший случай — получить в первые же дни текст, который выскочит в финал, а там и победит.

Начало состязания — это в основном разгребание потока мусора. Заполнение корзины. Создание бумажной свалки. Потому и думается, что так оно пойдёт дальше. Но нет; мир отнюдь не стабилен; ситуации не стабильны; проецировать настоящее на будущее значит уподобляться замшелым политикам. Будущего нет, а когда оно придёт, ты увидишь новое настоящее. Как дела, Техник Харлан?

Мир полон перемен и движения. Это развитие. Но и без постоянства он не обходится.

Вот конкурсная константа: пятая часть присланных работ более или менее достойна участия и публикаций.

Другая константа: на любой конкурс непременно придут хорошие тексты. Их мало. Несколько. Это мало и в абсолютном, и в относительном значении. Смотрите: получено триста работ, только три достойны победы.

Зато всякий раз, когда почта приносит вдохновенный текст, у организатора наступает праздник. Только ради этих рассказов (этих эссе, этих историй) и стоит проводить конкурсы, скажет он себе. А может, и не только себе скажет. Может, он даст в ответном мэйле тонкий намёк будущему победителю. Отправит ему какое-нибудь необыкновенное послание. Два-три слова могут будущему лауреату что-то подсказать. Или не могут. Нет, это не те слова, где автор назван будущим победителем или финалистом. Прямых объявлений организатор не делает.

Вы получали такие слова? Признавайтесь!

Третий повод для оптимизма: число желающих участвовать в бесплатных конкурсах велико есть. Второй месяц конкурса в этом отношении выглядит гораздо лучше первого. Гораздо чище. У организатора накапливается фонд текстов, достойных финала, шорт-листа. Он уже спокоен; финалисты намечены, победители предполагаются. Конкурс не провалится.

Но тут возникает другой страх — страх не справиться.

Этот страх двойной. Организатор, у которого, кроме конкурса, есть основная работа, ночами не спит и едва справляется с мешками писем от словоохотливых конкурсантов. Он едва успевает публиковать на сайте поступившие работы. Он боится и за своё жюри: разве люди в состоянии столько прочесть?

Вверх по конкурсной лестнице. Эволюция страхов и правил

Много ли присылают?

Много. На каждый конкурс присылают сотни сочинений. Особенно много присылают в последние дни.

Первый мой конкурс назывался «Художественное слово». Я затеял его и провёл зимой и весной 2017 года. За последние сутки я получил несколько десятков текстов! В последний день я опубликовал девятнадцать сочинений! Это был мой рекорд; с тех пор я стал искусственно ограничивать поток произведений в последние дни и даже недели состязаний. Персональный ад для организатора? Ад, устроенный своими руками? Нет, извините. Как говорят капиталисты своим наёмным сотрудникам, вкалывающим без выходных и с пяти утра, работать надо в удовольствие.

Конкурсанты, люди посторонние, сайты строить и вести не умеющие, думают, что всё там автоматизировано, работает само. Не надо так думать. Само не работает. И никаких нейронных сетей тоже нет. И писать рассказы и стихи машины не умеют. Так ведь, мистер Саймак?

На первом конкурсе, названном мною «Художественное слово» (по тогдашнему названию сайта), сочинений выросла гора чуть ниже Джомолунгмы, а в жюри было четыре человека (много, слишком много). И перед решающими днями возник ещё один специфический страх — боязнь споров. Ну представьте: каждый член жюри потянет одеяло на себя. Этот страх преодолевается только тактом, умением приводить аргументы, настаивать на определённой точке зрения, на умении быть оратором и убеждать других. Много всего тут надо. И чем больше на конкурс принято сочинений, тем сложнее выбор, тем больше разных «пойдёшь туда — хрен с маслом получишь».

Позднее я выстроил на пути лавины барьер: «При наплыве рассказов в последнюю неделю конкурса организатор вправе включить особый режим работы и рассматривать не более двух рассказов в сутки, отбирая только самые лучшие и отсеивая все остальные без прочтения» (цитата из одного конкурсного положения). Не нравится? А не опаздывайте!

Страх номер четыре — ужас мёртвых контактов. Нет, это вовсе не означает, что конкурсанты поумирали от коронавируса или свиного гриппа. Есть люди, которые не спешат с ответами на письма. Или не отвечают на послания в чатах соцсетей. Есть люди, которые в сети редки. Есть люди, которые указывают в контактных данных какой-то запасной e-mail, а затем забывают почту проверить. А есть обломовы. Эти всё время спят. И как же быть, когда товарищ, чей рассказ включён в финал и считается будущим победителем (вернее, одним из таковых), не отвечает на письма организатора? Жив он или умер? (Перечитайте рассказ Марка Твена.)

Пятый страх. Эта нервная боязнь-болезнь впервые возникает по окончании первого конкурса. Прежде она неизвестна организатору. К четвёртому-пятому конкурсу она переходит в хроническую стадию.

Любого организатора любого конкурса я прошу помнить: после объявления итогов объявится толпейка недовольных, потрясать будет кулачками волосатыми из шеренги нестройной. Они очень активны, эти деятели. Они попытаются решить исход состязания за организатора и даже назначат себя победителями. Иные потребуют отнять выплаченную премию у настоящего победителя и передать им. В противном случае они обещают пожаловаться в профильные министерства и разнообразные союзы писателей.

Водятся в конкурсной среде и протестующие рангом пониже да щами пожиже. Их оружие — критика. Господин Икс, скажут они, более достоин победы, а миссис Игрек так и вовсе кандидатка на Нобелевку! Тык да тык своим копьём. Больно? Организатор, изготовь щит!

Такой страх, грозящий нервным срывом, преодолевается конкурсными правилами. Организатору нужно самому почаще их перечитывать. Есть тема, есть пункты. То, что допущено на конкурс, но всё же не вполне соответствует правилам, победить не может. В исключительных случаях оно допускается до финала, если уж и вправду хорошо написано, но не восходит на пьедестал почёта. Это аксиома. К чему иначе правила?

Страх внешней критики может распространяться и дальше. От головы до кончиков пальцев. К примеру, страх порождается указаниям критиков на ошибки и смешные ляпы, допущенные господами участниками в их сочинениях. За такие ошибки тоже будет доставаться организатору. Как будто он их налепил!

Избавиться от такого страха непросто. Вот пути к избавлению:

1. Выкидывать к чёртовой бабушке все безграмотные тексты. Не слушать тех, кто возмущается такой отбраковкой. Заносить их в блэк-листы и оттуда не стирать.

2. Уметь редактировать чужие тексты. Быстро редактировать!

3. На следующем конкурсе учесть фактор ошибок и ввести пункт о поверхностной корректуре и редактуре принятых на конкурс рассказов. Заодно и сайт станет чище!

Описанная политика приведёт к значительному уменьшению потока подаваемых текстов и к отклонению большей их части. Река превратится в ручеёк. И славно! Безграмотный талантливому не товарищ. И работы станет поменьше. Недовольные пусть пасутся на «самиздатах» и утешаются «самосудами». Сурово? Да. Но это литературный конкурс, а не третий класс школы.

На втором моём конкурсе, названном «История любви», число членов жюри сократилось до двух, а конкурсное положение пополнились описанными выше строгими пунктами. Я больше не брал безграмотные сочинения. Допущенные тексты, содержавшие немногочисленные (а иногда и многочисленные) ошибки, я правил. Тем самым я сократил число посредственных текстов, а плохим вовсе перекрыл доступ. Правда, я прибавил себе редакторской работы. Бесплатной.

За избирательный подход меня возненавидели многие. Быть может, им следовало возненавидеть себя? Кое-кто из моих оппонентов считал, что я тайно требую у конкурсантов деньги за редактуру, а кое-кто предлагал вернуть мне часть премии (!) ради получения призового места. Ну как к таким предложениям относиться? Даже смеяться не хочется. Я не проводил никогда конкурсов с тайными платежами и ни у кого не выманивал рубли и доллары способами, рассчитанными на психически больных, готовых купить себе крохи славы столь незатейливым способом, против которого возмущается сама арифметика. Ко мне никогда не пришли бы те участники, те будущие победители, с которыми я подружился, занимайся я денежными манипуляциями и поборами вместо литературы.

Совет наблюдателей. Красавицы и чудовище

Чудовище — это я. Красавицы во мн. ч. — это наблюдательницы. На третьем конкурсе, снова «Истории любви», жюри уже не было. Был я в роли организатора и были мудрые наблюдательницы, выбранные мною из числа лучших рассказчиков прошлого сезона и любезно согласившиеся помочь мне в трудном конкурсном деле. Наблюдательницы читали тексты конкурсантов, писали к ним отзывы. Это титанический труд, и я снова благодарю всех, кто помогал мне с проведением былых состязаний.

Совет наблюдателей оказался весьма полезным органом. При решающем голосе организатора, перевешивающем голоса всех наблюдателей, серьёзных споров по поводу будущих победителей конкурса возникнуть не может. Таких споров, какие возникают у равноправных членов жюри, уж точно не может быть. Кроме того, правила предварительно обсуждаются с наблюдателями. В конкурсное положение вводятся пункты о дополнительных премиях: к примеру, о призе симпатий фавориту наблюдателей, о призе лучшему конкурсному критику и так далее. Вариантов много. Их число зависит лишь от общей суммы призового фонда и от фантазии организатора и совета.

Роль наблюдателей почётна и ответственна. А ещё затратна. Речь идёт о деньгах.

Каждый наблюдатель получает свой трудный пост только в том случае, ежели по доброй воле становится конкурсным меценатом. Нет, его деньги достаются не организатору. Его деньги становятся частью призового фонда и затем достаются победителям.

Такой подход делает конкурс максимально прозрачным и честным. И повышает к нему доверие. Здесь никто ни за кого «играть» не будет. Все желают увидеть достойных лауреатов и наградить их.

Это истинная радость — отдавать талантливому. Совсем не жалко.

Это истинное счастье — обретать талантливых друзей. Тех, кто так же любит литературу, как любишь её ты.

В такие идеалы часто не верят те, кто проигрывает. Конечно, со стороны трудно понять, как конкурсы могут проводиться ради дружбы. Могут. И проводятся. На «Счастье слова». Я и затеял их ради награждения лучших и ради дружбы — о том твердят все мои правила. Я не хотел конкурсов по принципу «как везде», я хотел создать неповторимое. Получилось ли? Судите сами, дорогие друзья.

На прощанье

«Историй любви» было целых три. То был очень популярный сетевой конкурс. Ещё бы: такая тема! Есть ли те, кого она не волнует? Впрочем, писателей, с нею справившихся, оказалось мало. Есть волнение, есть хотение, а есть ещё умение.

Прогрессивным конкурсантам тренировки пошли на пользу! В 2020 году я объявил новый конкурс: «Счастливая душа». Тема счастья, тема смысла жизни. Самая сложная тема в мировой литературе и философии. Счастье человека обсуждается уже лет так две тыщи пятьсот. Она и раньше обсуждалась, только что мы знаем о тех черепках! И тем отраднее знать, что искателей счастья, финалистов и победителей конкурса набралось немало.

Я провёл этот конкурс в одиночку. Без жюри. Без наблюдателей. Я сделал из него встречу выпускников. И она состоялась! Правила «Счастливой души» отличались от прошлогодних конкурсных правил тем, что дозволяли участие всем желающим, в том числе тем, кто побеждал в предыдущих состязаниях на «Счастье слова».

Конкурсы дисциплинируют. Конкурсы мотивируют и учат. Конкурсы ведут к дружбе и, не побоюсь этого слова, — к счастью.

Эпоха творческих состязаний на «Счастье слова» подошла к концу. Позади семь литературных соревнований.

Пора ли попрощаться с конкурсами? Точного ответа у меня нет. Не знаю, проведу ли я конкурс в 2021 году. Бесплатные конкурсы я отныне не планирую. Ранее я писал о платном конкурсе с ценою входа в 8000 рублей и просил эту идею прокомментировать. Повторяться здесь не стану.

Неверно думать, что конкурсы зависят от меня одного: я захотел, я затеял, я провёл. Многое зависит, но не всё. Без конкурсантов нет и конкурса! Без победителей нет результата!

Говорите. Не молчите. Хотите, я проведу платное состязание с большой премией, составленной из ваших взносов, дамы и господа? С премией тысяч так в восемьдесят рублей? Или сорок тысяч? Я проведу. У меня опыт. Опыт, за который можно платить без опасений. И идея есть. «Счастливая душа», но в форме рассказа с фантастическим элементом.

Я понимаю: проиграть никому не хочется. Но ведь все не выигрывают. Так не бывает.

Попрощаемся с бесплатными конкурсами на «Счастье слова».

Или?..

Попрощаемся с конкурсами на «Счастье слова».

Выбирайте.

 

© Олег Чувакин, 25, 27 ноября 2020

 

Минувших дней очарованье. Победители прошлых лет рассказывают о конкурсах на «Счастье слова»
Космос, космический корабль, переход в подпространство, туннель в космосе, счастье, мечта, звёзды, счастливая душа
Голос счастья

Узнав о конкурсе, я поначалу огорчилась: эссе — не мой жанр. В эссе (в моём понимании) всё сухо, сжато, никакой свободы литературного действия. И тема такая непростая!

Вселенная счастья, счастливая душа, победа гармонии
Взяла и послала

В общем, я закончила, когда в Сибири снег пошёл. А у нас ещё не пошёл, но небо смотрело строго и бесстрастно. Я устала и послала. В смысле, эссе на конкурс.

Дорога в космос, путь во Вселенную, гармония, счастье, вечность
Счастья и любви! Остальное приложится

Но вот на сайте «Счастье слова» был объявлен литературно-философский конкурс. Я приняла его как знак. Пришло время попытаться упорядочить свои чувствования и мысли на предмет счастья.

Планеты, Земля, Галактика, космос, вдохновение
Вдохновение

Что такое вдохновение? В ранней юности частенько случались моменты, когда оно меня орошало своим золотым дождём, но я не знала, что с этим делать. Я заглядывала в себя и видела только пустую, чисто прибранную комнату…

Галактика, лицо человека, глаза, счастье, космос, пространство, вселенная, звёзды, счастливая душа, победители
Счастливая победа

Квартет победительниц. Квартет в прямом смысле слова — музыкальном. Ибо одна из счастливых лауреаток — певица.

Высшая сила, планета Земля, роман "Прецедент", мистика, отзыв
Рукотворное чудо

Ещё Грин заметил, что чудо на земле рукотворно. И от себя добавлю, что и прецеденты разные, и само счастье тоже! Не говоря уже о конкурсах…

Свет добра, девочка, женщина, победительница, конкурс рецензий, фантастический роман, прецедент, дух
Приключения духа

Иногда в новостной ленте нет-нет да мелькнёт нечто интересное, цепляющее и настойчиво требующее повышенной концентрации внимания. В начале ноября на глаза попалось предложение поучаствовать в конкурсе рецензий…

Дух, спиритуализм, космос, победа, вечность, конкурс, фантастика, роман
По велению сердца

Информация о конкурсе рецензий мне попалась на глаза совершенно случайно, до завершения приёма заявок оставалось около двух недель, и я, признаться, не сразу решилась участвовать.

Мистика, фантастика, роман "Прецедент", Анна Петрусова, отзыв, конкурс
Настоящая находка

Этот конкурс рецензий для меня — настоящая находка. В самом деле, что может быть лучше: читаешь интересную книгу, переносишь свои мысли о ней на бумагу, да ещё и получаешь при этом шанс занять призовое место!

Конкурс рецензий, роман "Прецедент", четыре победительницы, Ирина Бирюкова, Мария Салпагарова, Анна Петрусова, Евгения Хромушина, поздравления с победой, Счастье слова
Женская победа

Настал день вручения премий. Мужчины награждают женщин. Нет, это не прецедент! Так было и так будет. Такова традиция на «Счастье слова».

Любовь, вечность, дождь, красный, зонт, земные мужчина и женщина
За всё благодарю

Есть такие мысли, которые непременно должны стать текстами. Есть такие тексты, которые ждут своего часа. Часа, когда во Вселенной всё сложится так, а не иначе. Часа, когда можно открыть сокровенное.

Фламенко, красный закат, Испания
Любите улыбаясь и любите улыбаться

Любви в моей жизни много. Я везучий. И, как персонаж рассказа, по этой причине крайне скучный. Все беды, сомнения, конфликты и драмы приходится брать из воображения.

Закат, море, оранжевый, красный, парус
Диковина

Наверное, надо было много чего накопить внутри себя, чтобы только начать понимать, а что же такого важного и нужного я хочу сказать. Но три года назад — вдруг — всё собралось как в каплю ртути или вспышку молнии.

Женщина, виолончель, счастье, вопреки
Откровения критика

Не останавливайтесь, даже если не складывается, улыбнитесь, когда вам кажется, что вы «не из той оперы», и не предавайте идеалов. Помните, что вы не одиноки! И одна из граней счастья — наша!

Подснежники, на опушке леса, мох
Майя Звездинка. Победа над собой

Это было счастье, настоящее счастье слова — создавать и украшать этот маленький мирок, жить жизнями его обитателей, радоваться, бояться и страдать вместе с ними. Удивляться поворотам их судеб, которые в какой-то момент начали извиваться и сплетаться будто сами по себе.

Бабочка, лимонница, gonepteryx rhamni, Набоков
Ксения Кумм. Частота счастья

Многие последователи трансцендентализма часами медитируют, чтобы повысить свою «вибрацию» и приблизиться к желанной частоте. Пусть медитируют, бедняги! Им не дано было попасть сюда, на «Счастье слова»!

Книга раскрытая, небо, водопад с неба, земля, фантастика, романтика, любовь, рассказы
Квартет победителей

Подведены итоги весеннего конкурса «История любви» 2019 года. В трудном литературном состязании победили четыре автора.

Старый человек, Париж, Ольга Карпова, победительница, конкурс История любви, 2018, отзыв
Ольга Карпова: «Как здорово!..»

Стала читать положение о конкурсе. И зацепило. Понравилась категорическая установка организатора: «Художественный метод — реализм». Никакого модернизма, никакого авангардизма (не к ночи будь помянуты!).

Нетта Таль, Канада, победительница, конкурс История любви, 2018, отзыв о конкурсе
Нетта Таль. Счастливый билет

Исход этого конкурса для меня явился настолько неожиданным (и даже шокирующим), что я долго ещё буду приходить в себя. Это как если бы вы купили свой первый в жизни лотерейный билет и сразу же сорвали джекпот.

Победители, конкурс рассказов, История любви, 2018, трио победителей
Трио победителей

Жюри конкурса «История любви» объявляет победителей и награждает лучших. В литературном состязании на «Счастье слова» победа присуждена троим рассказчикам.

Тюльпан, нежность, весна, фото
Победила лирика

Нынче женский праздник. Нет, на календаре не март, 8-е, а апрель, 28-е. Сегодня мы награждаем женщин, победивших в литературном конкурсе «Художественное слово».

Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Эпоха конкурсов. Минувших дней очарованье»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

17 отзывов

  1. Олег, спасибо за этот закулисный обзор конкурсов. Так было приятно «прокатиться» по волнам трех, при этом в двух выйти в финал: вдвойне приятно.

    Вы знаете мою позицию: я за платные конкурсы и именно на вашем сайте, по приведенным вам причинам: ваш труд, ваш знак качества, ваше время и опыт. Все это конечно замечательно, если преподносится нам, как четыре года, на блюдечке с голубой каемочкой. НО: вы не робот. И хотя и волшебник, но все же человек. И Дед Морозам нужно обновлять гардероб и покупать косметику Снегурочке. : )

    1. Моё бородатое спасибо вам, Ксения! Чувствую я, скоро конкурсы будут проводить роботы.

  2. Олег, какой интересный получился материал! Сколько, оказывается, страхов у конкурсовода! А у меня был всего один — за него самого, организатора. Никогда не могла до конца осмыслить, как ему удаётся внимательно перечитать всё присланное, а потом ещё и рецензии писать даже на отвергнутые работы?!

    Про знак-намёк я и сама хотела спросить, но теперь всё встало на свои места. Я поняла, что такой знак получила.))

    Что касается монетизации грядущих конкурсов, мне видится следующее. Труд организатора должен быть оплачен в любом случае. Но сумма участия должна быть демократичной. Платные конкурсы уже по определению отсекут значительную часть желающих поучаствовать, но вместе с этим есть опасение, что мы никогда не узнаем имена каких-нибудь стоящих авторов и не прочтём их прекрасных текстов только потому, что не каждый сможет позволить себе такое участие. А рвётся, как известно, там, где тонко. Биографии многих талантливых писателей часто свидетельствуют об их крайне скромных материальных возможностях. Политику платных конкурсов придётся продумать очень тщательно. Жаль, что из меня финансист никакой. Вряд ли я смогу предложить что-то дельное.

    1. Благодарю вас, Иветта! Я знал, что знаки проявятся.

      «…не каждый сможет позволить себе такое участие». Это верно. Однако политика определяется с двух сторон. Первая — организатор и его сайт. Затраты денег, трудовые затраты, рентабельность. И простое сравнение прибыли от других услуг, которыми зарабатывает организатор. Если организатору будет выгоднее продать своё время (свою жизнь) другим покупателям, он так и сделает. Это просто.

      Будет жаль, если конкурсная идея умрёт. Самое очевидное решение — найти мецената с четвертью миллиона. Мне такого не найти, это я знаю точно.

      Платный конкурс затевать смысла нет; обычно подобные начинания проваливаются. Вопрос, конечно, в оригинальной идее таких начинаний и в способе осуществления, но ведь люди, пришедшие на конкурс со стороны, во внутренних идеях не разбираются, а правила читать не хотят и узнавать о репутации конкурса не хотят тоже. Они просто хотят всё сразу и бесплатно, а ещё желают победить. И с этим боевым задором публики я ничего не могу поделать. :)

      Дамы и господа! Желаете провести литературный конкурс на своих сетевых площадках? Я проведу. Я сделаю всё: от создания конкурсного положения до обработки текстов участников и выведения лучших авторов в финал. От 64000 рублей за один конкурсный месяц.

      1. Суха теория, мой друг,
        А древо жизни пышно зеленеет. ©

        Что если запустить пробный шар платного конкурса (без больших надежд на успех)? «Опыт — сын ошибок трудных…» снимет много вопросов, на мой взгляд.

        1. Вопросов, собственно, и нет. На пробный шар уйдёт много времени и сил. Я не могу позволить себе такую роскошь: тратить оставшееся время понапрасну.

          Конкурс «Счастливая душа» был прекрасен. Победительницы великолепны. Самое время шар остановить. Пусть замрёт. Пусть отразится в его боках чудесное мгновенье.

  3. Здравия всем посетителям этого всеобъемлющего светлого сайта для Людей. Почему всеобъемлющего? Потому что он объединил литературу, духовность, счастье и строгие правила. Да, именно правила, и именно строгие. Потому что ответственность должна быть во всём, даже в счастье. К счастью, Олег настолько же строг, как и добр. Причём не только к другим, но и к себе. Я прекрасно понимаю — если бы не строгость владельца сайта, «Счастье слова» могло бы легко превратиться в «Помойку слова». И восторженные комментарии сменились бы гневными разборками.

    Я не могу назвать себя писателем. Но несколько лет назад меня охватил «творческий зуд» (так выразился один из малознакомых мне людей), плодом которого стала книга, первая из задуманной трилогии. Писательского опыта я вовсе не имел, зато имел смелость посчитать своё «творение» вполне достойным читательского интереса. Но сильно ошибся. Мне не намекнули, а прямо сказали: «Не помешало бы тебе найти писателя-редактора, который профессионально поработал бы с твоей писаниной». Вот тут-то и свела меня судьба с Сибирским Бородачом. Я попросил его поработать с душой. Он согласился. Мы трудились вместе. Наша совместная работа заняла около года! В процессе этой работы, я осознал, насколько трудно быть писателем и редактором. Пусть даже талантливым (это я не про себя). И, когда увидел, сколько труда своего, да ещё с душой, Олег вложил в начатое мной произведение — мне стало ясно, что оно теперь не только моё. Поэтому я предложил ему стать соавтором (хотя правильнее было бы попросить). Преклоняюсь перед Мастерством Олега Анатольевича. В наше время редко встретишь Мастера своего дела (чего бы это дело не касалось), это мне известно не понаслышке.

    Теперь о платных конкурсах. Всем нам понятно, что литература — это «хлеб» владельца данного ресурса. За доброту никто не платит, но почему бы не платить за мастерство? Да, мимо платного конкурса скорее всего пройдут возможно талантливые авторы, не имеющие средств для участия. С другой же стороны, платный вход, это очень полезное «сито». На собственной шкуре испытал (и продолжаю испытывать) — безнаказанность порождает безответственность. Когда человек (сотрудник) по натуре своей не сильно ответственный, да ещё и дело не зажигает в нём бушующее пламя — ошибки посыпятся, как шишки с ёлки. И будут больно бить вас по голове. Что в наше время лучше всего стимулирует ответственность у не-олигархов? Вероятность финансовой потери (штраф, пени и т.д.). И если автор заплатит немалую для него сумму за участие в конкурсе, он уже не будет слать Конкурсоводу «Записки молодого сторожа, сделанные в ненастную ночь на обрывке туалетной бумаги». И почтовый ящик свой с забора на спину перевесит. Это лишь моё видение, даже не совет.

    Думаю, Олег Анатольевич не сможет избавиться от желания проводить конкурсы на «Счастье слова». Потому что без конкурсов и счастье будет «уже не то». Может они сделаются платными, может проходить станут реже — но не исчезнут совсем. Почему-то мне так кажется. И время он найдёт.

    1. Спасибо тебе, Роман! Если я пишу литературные строчки с трепетом душевным, то ты даруешь отзывы с чистым сердцем. Что встречается нынче так же редко, как хорошая проза. Четыре абзаца, четыре минуты, а будто целая эпоха промелькнула.

      Благодаря тебе, другу безбородому (всё ещё впереди!), и мудрым Иветте и Ксении я принял решение. Я протестирую идею платного литературного конкурса. Конкурса рассказчиков. Сегодня создам предварительный текст с основными пунктами правил и вывешу на «Счастье слова». Затем попробую разместить ссылки на тех ресурсах, где это получится, где их примут. Ибо бесплатный конкурс дозволяется продвигать бесплатно (с некоторыми ограничениями), а вот платные конкурсы рекламируются в сети исключительно за деньги. И вдобавок их принято ненавидеть. Парадокс: авторы будут хотеть премию в 80000 р., но будут всячески поносить идею заплатить за вход на состязание. Нет, не все. Но вот сколько найдётся тех, кто идею одобрит и оплатит? Вот эта конкурсная арифметика и станет ответом на вопрос о платном конкурсе.

      Продвижение платного конкурса съело бы из собранного фонда 30-40 тысяч рублей в виде платы за рекламу. И это по скромным подсчётам. А без рекламы нельзя. Люди узнают о конкурсах из самых разных источников. Это я к тому, что 240 тыс. руб. не есть крупный призовой фонд, а есть, в сущности, фонд минимальный.

      И, кстати, те авторы, чей кошелёк прохудился, могли бы поискать спонсоров, а лучше меценатов. Это широко практикуется на Западе, где платные конкурсы давно обкатаны и имеют большой успех. Добрые люди есть. Мы сами здесь доказали это. Все конкурсы рассказов на «Счастье слова» поддерживались меценатами. Доброхотами, которые ничего не требовали взамен.

      1. И если автор заплатит немалую для него сумму за участие в конкурсе, он уже не будет слать Конкурсоводу «Записки молодого сторожа, сделанные в ненастную ночь на обрывке туалетной бумаги».

        Роман, на мой скромный взгляд, проблема как раз в том, что состояние кошелька не всегда показатель адекватности и/или моральности его обладателя. Об этом я сужу по кино. Сколько откровенной шелухи снято за солидные деньги только на том основании, что авторы просто могли себе это материально позволить. Они вкладывались в это, на серьёзных (как теперь говорят) щщах считая себя гениальными, а свои опусы шедевральными. Но если на ютьюбе каждый сам себе режиссёр, то здесь на сайте такое «не «проканает», а они даже не поймут, почему, ведь они же «заплатили!» И это будет дополнительной головной болью Олега.

        Но я могу ошибаться, потому что никогда не связывалась с платными конкурсами. До встречи со «Счастьем слова» я даже с бесплатными имела малый, но сильно разочаровывающий опыт: с накрутками, покупкой ботов, вынужденной агитацией друзей голосовать за себя. Разумеется, ничего из перечисленного я не делала, потому и с конкурсами без участия профессионального жюри завязала сразу. Может, на платных площадках всё совсем иначе. Одно я знаю точно: труд конкурсовода должен быть оплачен.

        1. «…с накрутками, покупкой ботов, вынужденной агитацией друзей голосовать за себя».

          Бывает и похуже. На разных самиздатах принято объединяться в стаи и сплочёнными силами клевать конкурентов, выживать с конкурсных полей неугодных. Выживать их, гнать прочь на стартовом этапе. «Гасить» низкими оценками на стадии т. н. самосуда. Так, чтобы сильный конкурент вообще не прошёл отборочный тур. Где ж тут конкурсы? Это либо социал-дарвинистские разборки группировок, либо, в самом мерзком случае, избиение одного группой по предварительному сговору.

          Потому-то я и затеял когда-то альтернативные конкурсы. Оппозиционные. И мы с вами, Иветта, с вами и другими наблюдателями, показали и доказали: да, эта модель работает. Годами работает. Да и почему бы ей не работать?

  4. Олег, мне кажется с тестированием возникнет несколько парадоксальная ситуация, эдакая Уловка-22. Тестировать вы будете тут, а соответственно, для нас, теперешних подписчиков и без рекламы. Но, мне кажется, именно реклама и сможет добавить вам необходимых участников для оплачивания рекламы и конкурса. А если бы для начала, не попробовать просто собрать «пожертвования» на фазу подготовки-рекламы? То есть получить от меценатов, а не только от самих будущих участников «стартовый капитал»? Пожертвования любые, анонимные и не очень, то есть кто сколько сможет, пусть даст «на бензин» для запуска этого нового звездолета? Мне кажется, тогда можно было бы и конкурс оформить официально и разрекламировать его. В положение, как вы и предлагаете, включить и такой момент: если конкурс не наберет достаточного количества участников, вклады возвращаются (за вычитанием процента за предварительную читку и отбор)?

    1. Это хорошее замечание, Ксения. Однако так я, скорее всего, просто потеряю деньги на рекламу, а затем банковские проценты за возвращение взносов. Потому этот вариант исключается. У меня другой план: разместить пару ссылок на паре сайтов, где эти объявления, я думаю, не выкинут. Не должны уж потребовать многих тысяч рублей за тестирование идеи. А там поглядим. Чем больше откликов, тем выше шансы на успех состязания. Чем больше участников, тем меньше вступительный взнос. При 60 участниках, подавших достойные тексты, взнос уменьшился бы вдвое, а премия сохранила бы размер.

  5. Олег, простите, что сразу не откликнулась на призыв поучаствовать в дискусии! Вникала, читала, слушала, догоняла, знакомилась с сайтом… Но разве за несколько дней это возможно (в полном объеме)?!..

    «Где-то посреди тоскливой реальности закручивается вдруг невероятное, вдруг вспыхивает восторг…». Олег, это гениально!

    В «тоскливой реальности» провинциальной Калуги в дверях малогабаритной квартиры пятиэтажного кирпичного домика типовой застройки середины XX века появился невзрачный курьер с солнечным букетом из желтых роз, обрамленных белоснежными бусинками гипсофилы. Цветы для Ирины в день рождения. «Любовь под солнцем». Из Москвы.

    Был восторг, и «закрутилось невероятное»…. Где восторг, там — невероятное! И придумывать ничего не надо, так оно и было… пару дней назад …

    И все-таки, где кончается реальность и начинается волшебство?

    Олег, вспоминаю Ваш рассказ «Отпуск» и мне грезится, что это повествование подобно ленте Мебиуса: выходишь из настоящего в потустороннее и плавно перетекаешь обратно в ту же точку. А может, в зазеркалье? Нечто завораживает и затягивает в себя. Атмосфера!!!…

    Атмосфера, созданная на сайте, позволяет прилетать к вам по вечерам, будто на чай, и греться возле теплого огонька. Иногда молча, без слов …
    Неизъяснимо хрупкая вещь, эта атмосфера: изливает вдохновение (подобно нектару) на на начинающих авторов, которые улетают отсюда окрыленные и воодушевленные на творчество.
    Но и сама может внезапно вздрогнуть, подобно бабочке, расправить крылышки и улететь на другой цветок…

    А конкурсы?! Словно заглядывая в души своих друзей (гостей), вы никогда их не разочаровываете. Пишутся ли здесь конкурсные работы лишь за премию!? Писать для Счастья — это, прежде всего, удовольствие. Но ваша работа, как организатора, должна быть по праву вознаграждена!
    А знаете, как не парадоксально, увеличение размера премии способно изменить атмосферу к худшему. Также, впрочем, как и взимание слишком большого конкурсного взноса. Последнее может отпугнуть многих неуверенных в себе авторов.

    Конкурсы вместо общедоступных для новичков и любителей постепенно перерастут в конкурсы для маститых писателей и профессионалов (при удачных стечениях обстоятельств). Но ни это ли было первоначальной задачей при создании сайта!?..

    Повышение статуса сайта — это достойная и интересная цель, к которой есть смысл и следует стремиться. И плата за конкурс — еще одна ступенька к реализации задуманного.

    Но не обижайтесь, что думаем прежде всего о себе: боимся будущих перемен и волнуемся, как бы не потерять то, что имеем… Таковы люди.

    1. Благодарю вас, Елена!

      Сайт «Счастье слова» — мой трудный ребёнок, капризный ребёнок. Смысл и наполнение сайта, его идеи с годами менялись. Название менялось трижды!

      Что до конкурсов, то они в прошлом. Идея платных литературных состязаний не сработает; ни капли в неё не верю. Беда в том, что нынче все считают себя писателями. Литературный труд обесценился, а сама литература давно проиграла бой телевизору, сетевым СМИ и компьютерным играм. Вот музыка остаётся музыкой: ей нет заменителя.

Отзовитесь!

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.