Развить писательский талант

Писатель, способности, умения, навыки, талант, развитие

Как развить писательский талант? Как овладеть основами литературного искусства и избежать ошибок? Как поскорее научиться писать книги?

Picture of Олег Чувакин
Олег Чувакин
Человек. Автор. Редактор. Пишет себе и людям

Развитие литературного таланта. С чего начать?

Развить в себе писательский талант, раскрыть, развернуть в полную силу литературный дар, дать людям новые книги и насладиться успехом — задача, чьё решение бывает очень долгим и относительно быстрым.

Почему долгим?

Все так называемые тайны писательского мастерства открыто выложены в книгах. Возьмите любую — вот они, секреты ремесла. Каждое слово, каждый знак препинания на виду. Здесь нет невидимых строк.

Не надо держать страницы над огнём или пропитывать какой-нибудь шпионской жидкостью. Всё, что автор пожелал написать, он написал. Всё, что вы видите, вы прочитаете.

Требуется, однако, время. Много времени. Чтение — большой труд.

Ибо придётся читать, а не глотать и не проглядывать, пробегать глазами по диагонали.

Книга — источник открытый. Читайте и развивайте свои литературные способности

Книга — это открытый источник, который вдохновляет будущего писателя и одновременно служит ему школой.

Читайте медленно. Смотрите, как писатель строит диалоги, как создаёт характеры героев, как постепенно, штрих за штрихом, выводит психологический рисунок. Подмечайте, как прозаик творит описания, как детализирует мир, как наполняет обстановку предметами, как показывает каждый из них. Думайте, зачем он показывает это и почему делает именно так, а не иначе.

Вооружитесь карандашом. Подчёркивайте в книге то, что кажется вам главным или важным. Если читаете на букридере, выделяйте абзацы жестами или копируйте их в электронный блокнот.

Со временем вы выстроите для себя список любимых авторов. Вы будете учиться у них. Вы разовьёте свой писательский талант с их помощью. Смотрите: они уже стали вашими учителями!

Как их полюбить? Это просто! Вы узнаете это сами. Советы посторонних тут не нужны.

Вам близок стиль этих писателей. Вам ясны и симпатичны их герои. Вы любите их за то, что они умеют создать уникальные образы. Вам нравятся их миры. Разумеется, вы находите этих авторов талантливыми и даже гениальными. Не учиться же, в самом деле, у бульварной посредственности!

Параллельно вы должны читать книги специалистов соответствующего круга — нехудожественные труды по литературоведению. Они помогут вам погрузиться в историю литературы, в искусство композиции, в биографии писателей.

Спустя несколько лет упорного чтения, медленного изучения литературоведческих материалов вы научитесь видеть то, чего прежде не могли разглядеть. Вы обретёте острое писательское зрение.

Author picture
Не спешите заказать редактуру. Не швыряйтесь деньгами. Сначала покажите свой рассказ или отрывок романа

Кому показать рассказ или роман? Писателю! Проверьте свой литературный талант. Закажите детальный разбор рукописи или её фрагмента.

Вы увидите, как сделана та или иная книга, как устроен её сюжет, как выведены персонажи, как прозаик пользуется точкой зрения и другими инструментами, творящими поэтику композиции.

Книга научит вас правильному языку, обогатит лексикон, расширит кругозор и станет для вас источником постоянного (!) вдохновения. Хорошая книга научит точности, образности и краткости слова, укажет путь к выразительной художественной детализации, к передаче образа, его фотографическому запечатлению. Хорошая книга даст образцы типических персонажей, покажет авторское искусство психологизма и характерного диалога.

Вы можете читать любые книги. Не надо строить «систему». Многие из прочитанных книжек спустя годы покажутся вам посредственными, а то и плохими. Это значит: вы выросли. Не писатель тот, кто не отличает плохого текста от хорошего, а хорошего — от гениального. Выучившись на хороших книгах, вы уже не станете, по выражению Толстого, брать тухлую пищу на помойках. И это здорово.

Читайте книги и пишите сами. Подражайте тем авторам, которых избрали в любимые. Держите любимые тома на столе.

На выработку своего неповторимого стиля у вас уйдёт примерно пять-семь лет. Это в том случае, ежели вы будете писать (и читать!) каждодневно.

Разумеется, через пять или семь лет вы не остановитесь в развитии. Писатель совершенствует стиль непрерывно. Он работает над словом всю жизнь.

Итак, закрепите для себя: книга — источник открытый. Медленно, внимательно читайте и одновременно развивайте свой талант. Учитесь. Перед вами нет живого учителя с указкой, зато есть книга.

Книга даст вам всё, что вы сумеете оттуда взять.

Как развить талант побыстрее? Есть ли способ?

Поговорим об относительно быстром способе развития таланта.

Вам недостаточно книг? Вы не слышите, как они говорят с вами? Вы не верите, что писатели, чьи имена стоят на обложках, научат вас? Вам кажется, что так вам никогда не написать?

Писательское мастерство представляется вам непостижимой тайной, а тексты литературоведов отталкивают заумной терминологией.

Само чтение растягивается в ужасно долгий процесс — вечный, будто в аду придуманный.

И ведь в книгах так много всего! Освоение литературного искусства требует самых разных навыков — надо уметь и то, и это, и знать в совершенстве вон то и ещё то!

Вы паникуете. Вы уверены, что не одолеете десять шкафов с книгами, что на этот подвиг не хватит и двух жизней. За века писатели создали целую прорву книг!

Вы полагаете, что одному вам не разобраться в миллионах слов и не найти тех писателей, что выведут вас на путь истинный.

Значит, на начальном этапе и на этапе творческого роста вам потребуется наставник. Проводник в мир литературы. Человек с картой. Живой учитель. Тот, кто укажет верную дорогу, кто направит ваше робкое перо, придаст ему уверенности. Тот, кто сократит ваш литературный путь.

Кто этот человек? Он редактор и литературный обработчик. И по совместительству — писатель.

Этот универсал выправит ваши черновики, излечит вас от лени и приучит к писательскому трудолюбию, буквально вынянчит ваш стиль, разложит для вас по полочкам всё то, что представляется вам великими секретами прозаического мастерства, покажет, как устраивается сюжет, как закладываются основы композиции.

На ваших глазах из грязной стройки, из черновых почеркушек вырастет чистое литературное здание.

Вы будете там не просто строителем. Нет! Вы будете даже не прорабом. Ваша роль — архитектор, главный созидатель.

Развивайте писательский талант с редактором

Редактор научит вас тому сложному созидательному искусству, на овладение которым в одиночку вы потратите годы, а то и десятилетия.

Дорожите своею жизнью. Берегите годы. Расходуйте их разумно.

Знайте: книги давно уже не пишутся и не издаются без редакторов, консультантов, бета-ридеров и прочих помощников.

Развить литературный талант с редактором — правильный подход к делу. К тому же этот способ и вправду самый быстрый. Он сэкономит вам массу времени. Из глубины веков Сенека напоминает: время и есть жизнь.

Редактор направит вас и научит; подскажет и убережёт от типичных ошибок, совершаемых начинающими авторами. Зачем ошибаться, закреплять ошибки и терять время? Проскочите на всех парах эту лишнюю станцию!

Практикуйтесь и советуйтесь

Практика

Возьмите у редактора особенные уроки — практические. Выправьте вместе с ним собственный рассказ. Поработайте с ним над фрагментом повести или романа.

Проба

Закажите пробную правку своего текста. Выберите небольшой фрагмент — до десяти тысяч знаков. Пусть редактор укажет вам на типичные ошибки и недочёты.

Совет

Обратитесь к редактору за советом. Запишитесь на литературную консультацию. Расскажите, что вас волнует. Не стесняйтесь и не обманывайте собеседника так же, как вы не обманываете врача.

Анализ

Вы окончили рукопись? Черновик готов? О, уже чистовик! На этом решающем этапе необходимо проверить качество текста. Обратитесь за редакторским анализом.

Ридинг

Вы хотите нанять читателя-профессионала, который оценил бы стиль, сюжет и композицию, дал бы отзыв на вашу рукопись? Лучший бета-ридер — это редактор!

Редактура

Настоящей школой для вас станет правка всего вашего произведения. Правка и литературная обработка. Трудясь над текстом вместе с редактором, вы научитесь писать книги.

Вас ждёт светлая литературная дорога

Меня зовут Олег Чувакин. Я опытный редактор, прозаик и критик. Я пишу свои тексты и правлю чужие с девяностых годов прошлого века.

Олег Чувакин, редактор, критик, писатель, развить талант

Напишите мне через контактную форму или мессенджеры. Я выведу вас из тёмного леса ошибок на светлую литературную дорогу.

© Олег Чувакин, 2021
Полюбилось? Поделитесь с друзьями!

Вы прочли: «Развить писательский талант»

Теперь послушайте, что говорят люди. Скажите и своё слово, коли желаете. Чем больше в мире точных слов, тем счастливее наше настоящее. То самое, в котором каждый миг рождается будущее.

Не видите формы комментариев? Значит, на этой странице Олег отключил форму.

2 отзыва

  1. Как говорил один киношный герой: «Я выпью ваше время залпом!» Чтобы этого не произошло, нужно тщательно выбирать людей, с которыми ты идёшь по жизни, какой бы сферы это не касалось. Иначе в старости будет мучительно больно за бесцельно прожитые годы…

    1. Жизнь есть непрерывное ученье, а дружба — лучший жизненный опыт.

      С днём рождения, Роман! Счастья тебе!

Отзовитесь!

Ваш email не публикуется. Желаете аватарку — разместите своё личико на Gravatar. Оно тотчас проявится здесь!

Отзывы премодерируются. Символом * помечены обязательные поля. Заполняя форму, вы соглашаетесь с тем, что владелец сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя и электронный адрес, которые вы введёте, а также IP. Не согласны с политикой конфиденциальности «Счастья слова»? Не пишите сюда.

Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.

Номинант международного конкурса В. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).

Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).

Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).

Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).

Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).

Организатор литературных конкурсов на сайтах «Счастье слова» и «Люди и жизнь».

По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.

Олег Чувакин рекомендует начинающим писателям

Вы пишете романы и рассказы, но выходит незнамо что. Показываете друзьям — они хвалят, но вы понимаете: вам лгут.

Как распознать в себе писателя? Как понять, стоит ли мучить себя за письменным столом? Почему одни авторы творят жизнь, а другие словно полено строгают?

Вопрос этот формулируют по-разному, но суть его неизменна.

У Олега Чувакина есть ответ. Прочтите его книгу. Она бесплатна. Не надо подписываться на какие-то каналы, группы и курсы. Ничего не надо — только прочитать.

Сборник эссе «Мотив для писателя» Олег создавал три года. Двадцать эссе сами собою сложились в книгу, посвящённую единственной теме. Теме писательского пути. Пути своего — и чужого.

Коснитесь обложки.

— Олег, тут так много всего! Скажите коротко: что самое главное?

— Самое главное на главной странице.

Сам себе редактор
Научитесь править свои тексты сами. За один урок
Author picture

Возьмите у меня всего один урок. Я изучу ваш текст и выдам вам список типичных ошибок в стиле, композиции, сюжете. Вы одолеете их все при мне.

Станьте самому себе редактором!