Научиться писать. Создавать хорошие тексты. Эта задача не по силам тому, кто не читает книг. Не спасут ни испытанные способы достижения идеальной грамотности, ни курсы писательского мастерства, ни зубрёжка правил. Всё мимо.

Хотите писать хорошо — читайте
Методы и советы, рецепты и тренировки, дешёвые курсы и дорогостоящие школы литературного мастерства не дадут результата, ежели ученик, желающий научиться писать, не читает. Тогда всё впустую.
Писателя формирует чтение. Человек, не читающий книг, никогда не станет ни прозаиком, ни поэтом, ни публицистом. Он идёт чужой дорогой. Люди, которым некогда или неинтересно читать, обречены на сотворение и повторение бесконечной ленты однообразных ошибок. На производство гор словесного мусора. Подобные же ошибки лепят миллионы соседних авторов, ставших по недоразумению журналистами, прозаиками, блогерами и принятых рынком просто потому, что сегменты этого рынка тоже состоят из полуграмотных людей. Эта картина напоминает копошение бомжей на помойке, вообразивших себя придворными на пиру.
Кто не владеет письменной речью, тот пишет скверно. Иначе не бывает. Аксиома: не владеешь грамматикой, имеешь бедный лексикон — писать хорошо не будешь, хоть тресни.
На пути к хорошему тексту
Панацея от безграмотности — книги. Хорошие книги, написанные на правильном русском языке в XIX и XX веках. Не в двадцать первом. Издания текущего столетия походят на наборы смайликов. Писатели больше не умеют рассказывать истории; не находя единственно верных слов, они только припечатывают и обозначают.
Коснитесь карандашика: он живой! Олег Чувакин выправит, обработает, допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. 29 лет практики (с 1994). Олег разберёт ваши ошибки, промахи и недочёты, даст полезные советы и научит им следовать. Поднять слабый черновик до подлинно литературного уровня? Будет сделано!
Очерки, романы, повести и рассказы минувших времён научат, во-первых, читать, во-вторых, писать. Первое со вторым связано неразрывно. Кто не поленится, кто медленно, внимательно прочитает несколько тысяч книг, прошедших проверку временем, тот выправит свою речь и заодно обучится искусству письма у классиков. Только у них, писавших пером и ручкой, и можно взять правильный язык, перенять точную лексику, только с ними можно обогатить словарный запас, научиться выражать мысли красиво, то есть конкретно, образно, выразительно.
И тогда чистая речь войдёт в привычку.
Очищение ускорят выявление собственных ошибок и разбор распространённых ошибок чужих. На чужих примерах учиться не зазорно.
Школа. Научиться чистописанию
Я собрал на этой страничке материалы, касающиеся грамотности, писательских методов, подходов к литературному творчеству и созданию текстов. Все статьи и эссе опубликованы на «Счастье слова» и посвящены одной главной теме: как научиться писать тексты, как избавиться от неряшливости в письме и от ошибок, как стать самому себе редактором.
Коллекция материалов относится к рубрике «Школа» и периодически пополняется. Сделайте себе закладку и иногда на страничку заглядывайте.
Читайте не спеша, изучайте, анализируйте. Практикуйтесь в создании статей и рассказов. Выискивайте у себя ошибки и недочёты, избавляйтесь от ошибок. Учитесь чистоте речи.
Не выставляйте себя на посмешище
Быть может, вы этого не знаете, но грязные тексты сердят грамотных людей. Человек с хорошим литературным вкусом не станет читать автора, в сочинениях которого изломан синтаксис, испорчена фразеология, а запятые вклинились между подлежащим и сказуемым.
Не пишите так, как пишут другие. Не повторяйте распространённых ляпов и ошибок, не тиражируйте безграмотность. Так вы направляете зло не только на других, но и на себя. Умный человек будет судить о вашем тексте не только по содержанию, но и по грамотности.
Ради собственного счастья
Научиться писать хорошо — задача трудная. За её решением просматривается большая цель — цель длиною в половину жизни. Путь долгий! Добравшийся до второй половины вознаграждается наслаждением. Его дают понимание самореализации, ощущение собственных способностей и достигнутого мастерства, чувство причастности к искусству.
Создавать хороший текст — особое искусство.
Нынче мало кто им владеет. Мало кому оно подвластно. На радио, на телевидении, в бумажных и сетевых СМИ правильная речь — редкость.
Учиться трудно. Да и зачем, коли и так сойдёт?
Ради собственного счастья — вот зачем. Ради гармонии. Не грохочите ошибками, не устраивайте какофонию. Отправляйте в жизнь чисто звучащее слово.
Трудно овладеть техникой игры на музыкальном инструменте: для развития беглости и координации пальцев требуется пройти километры упражнений и этюдов. На освоение в полной мере гитары или скрипки, на становление подлинного музыканта уходят годы и годы.
Годы уходят и на овладение родным языком, на формирование безупречного стиля. Той неповторимой манеры письма, по которой автора безошибочно узнаёт публика. Той литературной красоты, которую потом будут изучать дети в школе, по которой будут учиться писать свои сочинения.
Добивайтесь совершенства. Не будьте лентяями. Не будьте как все. Будьте собою: человеком, умницей, личностью. Только на этом пути вас ждёт подлинное счастье.
Чувакин Олег Анатольевич — автор рассказов, сказок, повестей, романов, эссе. Публиковался в журналах и альманахах: «Юность», «Литературная учёба», «Врата Сибири», «Полдень. XXI век» и других.
Номинант международного конкурса В. П. Крапивина (2006, Тюмень, диплом за книгу рассказов «Вторая премия»).
Лауреат конкурса «Литературная критика» (2009, Москва, первое место за статью «Талантам надо помогать»).
Победитель конкурса «Такая разная любовь» (2011, «Самиздат», первое место за рассказ «Чёрные снежинки, лиловые волосы»).
Лонг-листер конкурса «Книгуру» (2011, Москва, детская повесть «Котёнок с сиреневыми глазами»).
Призёр VII конкурса имени Короленко (2019, Санкт-Петербург, рассказ «Красный тоннель»).
По его эссе «Выбора нет» выпускники российских школ пишут сочинения о счастье.
Олег Чувакин. Прозаик. Редактор. Литературный обработчик. Вдохновитель

Садишься за письменный стол с намерением сочинять? Намерение похвальное! Писать книги — верная дорога к богатству и славе.

Не можешь заставить себя писать каждый день? Литературная совесть ест тебя поедом? Не огорчайся! Знай: есть пять способов решить мучительный вопрос.

Творческий метод писателя. От Чехова до Вудхауза, от Сименона до Саймака. Расскажите и вы о своём подходе!

Экономика рассказа. Как продать рассказ и кому? Сколько за это заплатят? Выгодно ли производить литературу?

Как узнать, имеет ли человек писательский талант? Есть ли точный ответ на этот вопрос? Да, есть.

Писать книги. Легко ли это? Сел за стол, открыл ноутбук, набарабанил сколько-то тысяч знаков — рассказ готов, опубликовать его! Так можно? Нет. Но все думают, что можно.

Как создать увлекательный сюжет? Как вывести книжного героя, которого непременно полюбит публика? Как написать захватывающую историю и искупаться в лучах славы?

Единственная причина, по которой тебе следует написать роман, — необходимость сказать что-то людям. Ты должен это сказать. Ты садишься за стол и пишешь.

Как становятся писателями? Никак. Ими рождаются. У вас нет ни слуха, ни гибкости пальцев? Оставьте в покое скрипку. Нет тяги к литературе и отсутствует «ген грамотности»? Сожгите свою писанину.

Полезные советы начинающим писателям. Как приучить себя к систематическому литературному труду и добиться красоты слога. Как перестать мучиться и начать творить.

Научиться писать свои истории несложно. Усаживаетесь в кресло, заносите пальчики над клавиатурой… Уже слышали такие советы? Над вами подшутили! Есть правила, без которых историю не написать.

Неверно заданный темп повествования приведёт к ямам в композиции, ломаному ритму и в итоге к полному авторскому провалу. Литературное произведение не состоится.
3 ответа
Спасибо за статью, Олег!
Не хочу быть лентяйкой, не хочу быть как все:) Читаю, читаю, читаю.
Пробовала читать то, что пишут современные авторы-блогеры. Впечатление могу передать ужасной современной придумкой — «не зашло».
Возможно, потому что не знаю, где ареал обитания хороших современных авторов. Кроме «Счастья слова», естественно:)
Здравствуйте, Ирина!
В моих краях снег. Метель и сугробы. А на «Счастье слова» тепло. Почему? А потому, что здесь гостит южная Снегурочка!
Очевидно:) У нас +21 в 7 часов вечера и море +20-22! Летняя одежда сильно удивляется, а демисезонная — радуется, что ее не трогают.
Это от нас тепло к вам на «Счастье слова»:)))